Старые проблемы и той же свежести пути решения этих проблем обсуждали на днях участники VI Съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Актуальные вопросы превалировали над попытками обсудить варианты перспективного вектора развития ныне депрессивных российских регионов. Между тем некоторые особенности образа жизни коренных малочисленных народов потенциально могут стать основой для формирования новой модели устройства человеческого общества.
В феврале 2009 года Правительство РФ утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Считается, что именно она задает и будет задавать общую логику действий государства в этой области на 2009-2025 годы.
На первом этапе (2009–2012 годы) предполагается уточнить нормативную правовую базу в области защиты прав малочисленных народов Севера, в том числе в части обеспечения приоритетного доступа к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, водным биологическим ресурсам и охотничьим животным. Разработать и утвердить методики расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйствующими субъектами. В рамках государственной поддержки планируется создать новые кочевые школы, фактории, объекты социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, развивать инновационные формы дистанционного образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины, предоставление услуг в сфере культуры и коммуникаций. А по итогам Всероссийской переписи населения 2010 – провести анализ демографической динамики и показателей уровня жизни.
На втором этапе (2012-2015 годы) предусматривается продолжить осуществление мероприятий по созданию условий для устойчивого развития малочисленных народов Севера. Ожидается, что в результате произойдут существенные изменения качества жизни малочисленных народов Севера. Снизится зависимость мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности от завоза топлива и нефтепродуктов в связи с использованием местных источников теплоэнергоснабжения. Будет обеспечен доступ к медицинским услугам, сети Интернет и мобильной связи.
Увеличится занятость представителей малочисленных народов Севера в традиционных отраслях хозяйственной деятельности, а также в этнотуризме, экологическом туризме, организации лесовосстановительных, землеустроительных, природоохранных работ, мониторинге состояния окружающей природной среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Вырастет доля малочисленных народов Севера среди сельских врачей и учителей. Также предполагается рост показателя ожидаемой продолжительности жизни, увеличение в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом суммарного коэффициента рождаемости, снижение смертности детей первого года жизни в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.
На третьем этапе (2016-2025 годы) будут сформированы условия для устойчивого развития малочисленных народов Севера, в том числе включающие эффективные механизмы сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Завершится модернизация традиционной хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. В результате реализации мероприятий третьего этапа к 2025 году Правительство РФ намерено достигнуть среднероссийских показателей качества жизни малочисленных народов Севера, а также снизить смертность детей первого года жизни не менее чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом.
Регресс настоящего
Благие намерения. Но реальность такова, что, реализуя их, государству придется вступить в противоречие со своей же прежней политикой. По замечанию президента Ассоциации коренных малочисленных народов Сергея Харючи, за последние годы из российского законодательства был изъят ряд норм, гарантирующих коренным малочисленным народам особые права как в сфере природопользования, так и в социальной сфере, что привело к неблагоприятным последствиям. Например, из закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» были исключены нормы о совместном регулировании правового режима владения, пользования и распоряжения землями традиционного природопользования и землями историко-культурного назначения в местах проживания малочисленных народов и о представительстве малочисленных народов в законодательных органах субъектов РФ и местного самоуправления.
Из закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» исключена норма о налоговых льготах. Из Земельного, Лесного и Водного Кодексов изъяты нормы о бесплатном пользовании землями различных категорий для коренных народов. Из закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были изъяты нормы о получении рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства без проведения конкурса. В результате общины Камчатки, Сахалина и других территорий лишились права вылавливать рыбу на своих исконных землях, поскольку не смогли выиграть конкурс у коммерческих предприятий, предложивших наиболее выгодные для государства условия. В ряде регионов (Амурская область, Приморский край) общины вынуждены в судебном порядке отстаивать свое приоритетное право на ведение охоты, поскольку территории отдаются организациям, для которых охота не является основным источником существования и жизнеобеспечения.
Произошли и другие изменения в худшую сторону в данной отрасли права, отмечает Сергей Харючи. В результате российское законодательство стало во многом бессистемным, внутренне противоречивым. Отсутствие в федеральных законах норм, регламентирующих сроки их реализации, также приводит к негативным последствиям. Классический пример – закон «О территориях традиционного коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». С 2001 года до настоящего времени этот единственный в России документ, содержащий реальный механизм защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, так и не заработал. А сегодня еще пытаются данные территории из перечня особо охраняемых природных территорий исключить, а значит исключить из согласительного процесса общины коренных малочисленных народов.
В последние 4 года происходило реформирование системы финансирования федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера», а средства на ее реализацию выделялись нерегулярно и недостаточно, поэтому и результатов практически не было видно. Только недавно Правительство утвердило правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Как они будут работать, покажет будущее.
Таким образом, прежние обязательства публичной власти по отношению к коренным народам, по сути, оказались отменены, что привело к ухудшению положения малочисленных народов в России. Они по-прежнему не имеют юридических прав собственности, пользования или владения на земли и возобновляемые природные ресурсы, где они живут, охотятся, рыбачат, пасут оленей.
Перспективы будущего
Главная проблема всей российской политики в отношении малочисленных народов России заключена в системном подходе, которым руководствовались органы власти, начиная от имперских и заканчивая нынешними. Грешно будет сравнивать, конечно, отечественную практику с североамериканской: в США от индейцев сегодня мало что осталось. Но не будет преувеличением сказать, что на образ жизни коренных народов центр смотрел всегда сверху вниз. В худшем случае, относясь к своим новым подданным как к туземцам, дикарям, а в лучшем - как к неразумным детям, которых надо принудительно вводить в цивилизованный мир.
Последним отличалась даже советская власть, пожалуй, как никто другая сделавшая много полезного для исконных обитателей российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Им была оказана большая экономическая помощь, предоставлены значительные льготы, приняты экстренные меры по борьбе с голодом, эпидемиями, началось создание органов самоуправления. Для большинства народов была разработана письменность, на родных языках началось обучение в школах, издавались газеты, работали национальные театры, появилась своя литература. Однако общественное устройство коренных малочисленных народов не рассматривалось как самоценное и самодостаточное, традиционная культура народов и на государственном и на бытовом уровне всегда воспринималась как «примитивная», «отсталая».
Соответственно и отношения в основе своей строились по принципу «старшего брата». Как отмечают авторы исследования «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения», главной целью советской политики в отношении народов Севера была их интеграция в социалистическое общество. В целом, можно сказать, что политика по отношению к этим народам носила откровенно патерналистский характер. Государство, оказывая им разного рода помощь, определяло, как и в каком направлении развивать им свое хозяйство, языковую и культурную политику, лишая тем самым самостоятельного выбора и личной инициативы.
Сегодня проблемы, встающие перед общинами коренных малочисленных народов, остались те же, что и раньше. Однако прежней материальной и социальной помощи государство уже не оказывает. Выпускникам школ из небольших сел гораздо труднее стало поступить в вузы. Совсем непросто с работой. Все это дает повод пьянству и социальной апатии. Даже если способным ребятам удается выбраться в город, то перед ними встают острые проблемы социализации, вероятность утраты национального самосознания, языка и культуры. И все дело тут в том, что вектор развития коренных малочисленных народов направлен на врастание их в современную цивилизацию.
Однако сегодня («спасибо» мировому экономическому кризису) многие жители развитых стран задаются вопросом, какой может быть альтернатива обществу потребления. Становится популярным эскапизм, бегство от глобализированного индустриального мира. Эмиграция пока что ограничивается теплыми широтами. Но в перспективе могут оказаться популярными и территории, на которых сейчас живут коренные малочисленные народы России. И в этом смысле российский Дальний Восток, Сибирь и Север могут стать привлекательным местом для тех, кто хотел бы вырваться из общества потребления.
Конечно, сегодня эти идеи кажутся фантастикой. Но при развитии автономных самодостаточных технологий жизнеобеспечения человека, что можно ожидать в промышленном масштабе уде через двадцать-тридцать лет, люди не будут зависеть от централизованного снабжения и социального обслуживания. Солнечные батареи и мобильная связь нового поколения обеспечат поселенцев в тайге теплом, светом, общением с внешним миром. При развитии малой авиации решится вопрос доставки необходимых товаров и медицинской помощи в экстренных случаях. Проект по превращению ныне депрессивных регионов России из площадок извлечения природных ископаемых в привлекательное место для жизни, судя по всему, способен реализоваться как международный проект. Но для этого контроль за развитием регионов следует передать представителям коренных малочисленных народов, которые, как никто другой в нашей стране, обладают обостренным экологическим чутьем, ведь от сохранения природного комплекса среды обитания напрямую зависит их образ жизни. А управляющие функции могли бы взять на себя и наемные менеджеры.
Иван БАЛАШОВ. «Российские вести», 13 мая 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)