Узбекистан: Недоедание – основная причина роста анемии и йододефицита среди населения
В марте 2009 года кабинетом министров Узбекистана была принята Национальная стратегия по улучшению питания населения на 2009-2011 годы, которая является частью Национальной стратегии по повышению благосостояния населения Узбекистана. По мнению независимых экспертов, эта важная для страны программа, направленная, в основном, на помощь женщинам и детям, работает не совсем эффективно, что связано как с собственными недочетами программы, так и с общей социально-экономической ситуацией в стране.
Безусловно, актуальность подобной стратегии для Узбекистана трудно переоценить, если учесть статистику роста анемии и развития патологий на основе заболеваний щитовидной железы, связанных с недостатком йода. Принятая стратегия вызвала положительный общественный резонанс и одобрительные отзывы основных партнеров Узбекистана по этому масштабному проекту: Глобального Альянса по улучшению питания (ГАУП), USAID, и посольства Швейцарии.
Опросы, проведенные независимыми медэкспертами среди медиков с целью выяснения реального эффекта от реализации программы, подтвердили, что актуальность разработанной стратегии ни у кого не вызывает сомнения. А официальные органы здравоохранения исследуемых регионов отмечают вполне ощутимый эффект, в частности, от йодирования поваренной соли и фортификации муки (обогащения муки железом, фолиевой кислотой и другими микроэлементами) в таких традиционно проблемных регионах, как Ферганская долина, Хорезмская область и Республика Каракалпакстан.
С 2001 года в Узбекистане реализуется проект, поддерживаемый Азиатским банком развития. Программа проекта внедряется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственной Акционерной Компанией «Уздонмахсулот», Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирным Банком.
Полезной муки на всех не хватает
В 2005 году была начата реализация Национальной программы по фортификации муки. В рамках данной Программы все пятьдесят восемь мукомольных комбинатов страны, включая тринадцать частных комбинатов, были оснащены специальным оборудованием для фортификации муки. С тех пор эти мукомольные комбинаты в общей сложности произвели 1,3 миллиона тонн муки разного сорта, обогащенной микроэлементами и витаминами – об этом сказано в третьем периодическом докладе Республики Узбекистан в Комитете ООН по правам человека за 2008 год.
Между тем, простой подсчет показывает, что за три отчетных года было фортифицировано приблизительно по пятьдесят килограммов муки на душу 27-миллионного населения Узбекистана, то есть чуть более шестнадцати килограммов в год на одного человека – при этом известно, что взрослый человек съедает, как минимум, полкило хлеба в день. По мнению независимых экспертов, в республике, где одним из основных продуктов питания традиционно является хлеб, такое количество фортифицированной муки никоим образом не может удовлетворить потребности населения.
Между тем, по словам специалистов, работающих на оснащенных оборудованием для фортификации мукомольных предприятиях ГАК «Уздонмахсулот», отечественную муку, лишь незначительная часть которой фортифицирована, потребляет только треть населения страны. Тогда как две трети, в основном, используют привозную муку из Казахстана и России. К примеру, со столичных прилавков мука отечественного производства исчезла более двух лет назад. В этой ситуации представить реальный эффект от использования фортифицированной муки в борьбе с анемией вряд ли возможно, считают специалисты.
Кроме рассматриваемой Национальной стратегии по улучшению питания и Программы по фортификации муки, в Узбекистане также действует государственная программа «Витамин «А». А в ответ на рост эндокринных заболеваний среди населения в мае 2007 года был принят Закон «О предотвращении дефицита йода», согласно которому государство обеспечивает женщин и детей йодонасыщенными препаратами.
Неверная диагностика
Представители здравоохранения предоставляют официальные данные о том, что количество заболеваний щитовидной железы снижается, что у детей возрастает умственная активность, и это вроде бы должно свидетельствовать об успешности национального проекта. Однако в приватных беседах врачи говорят, что с 2000 года реальный уровень заболеваний, связанных с йододефицитом, в Бухарской и Ферганской областях и в Каракалпакстане, вырос приблизительно на тридцать пять процентов.
Аналитическая группа «Группа быстрого реагирования – Узбекистан» была создана 25 апреля 2008 года при Группе быстрого реагирования по предотвращению пыток в Узбекистане (ГБР). «Группа быстрого реагирования – Узбекистан» осуществляет регулярный мониторинг общественно-политических событий, разрабатывает рекомендации по преодолению и исключению кризисных ситуаций. Результаты своих исследований и рекомендации аналитическая группа «ГБР - Узбекистан» распространяет среди ученых, чиновников и общественных деятелей Узбекистана.
Медики Бухарского гуманитарно-правового Центра – члена «Группы быстрого реагирования – Узбекистан», - провели опрос среди работников сельских врачебных пунктов (СВП), находящихся в проблемных регионах. Опрос показал, что от тридцати пяти до сорока процентов сотрудников СВП не умеют пользоваться диагностическими приборами. Поэтому в отделы статистики областных управлений здравоохранения зачастую передаются отчеты с неподтвержденными данными по уровню анемии и болезней щитовидной железы. По словам врачей одного из районов Хорезмской области, при сдаче отчетов в областные управления не приветствуются показатели, свидетельствующие о росте числа заболеваний, - иногда «неугодные» отчеты даже отказываются принимать. Представление «нежелательной статистики» чревато даже снятием с должности руководителя СВП.
Резкое снижение заболеваний анемией среди женщин в тех регионах, что задействованы в проекте, как выяснилось, было связано лишь с введением новых технологий диагностирования, а не с реальным снижением уровня заболевания. Дело в том, что в советские времена почти все женщины фертильного (детородного) возраста в сельских районах Узбекистана считались анемичными, потому что гемометры, с помощью которых происходила диагностика, давали завышенные показания.
В настоящее время в рамках проекта по борьбе с анемией в сельских врачебных пунктах установлены фотоколориметры (ФЭК) нового поколения. Тарировка и принципы измерения уровня заболевания в этих приборах дают снижение показателей анемии уже на сорок-пятьдесят процентов, по сравнению с показателями гемометров советского образца. Таким образом, за время действия проекта уровень анемии формально снизился именно там, где проводились замеры с использованием ФЭК. Об этом факте неожиданного «успеха» в борьбе с железодефицитной анемией среди женщин сообщили пятьдесят четыре процента опрошенных врачей СВП, что, однако, не снижает реальные масштабы заболевания в Узбекистане.
Неучтенные граждане
Независимые эксперты, изучившие основные направления Национальной стратегии по улучшению питания, признают безусловную важность указанных в ней приоритетов. Но опираясь на собственные исследования, они говорят о факторе, выпадающем из официальной статистики и не предусмотренном столь актуальным документом, что, по их мнению, является его существенной недоработкой. Речь идет о миллионах нелегальных трудовых мигрантов, находящихся вне поля зрения как социальных служб Узбекистана, так и служб социальной защиты принимающих стран – в основном, России и Казахстана.
По подсчетам экспертов, от сорока пяти до пятидесяти процентов граждан Узбекистана, находящихся за рубежом в качестве трудовых мигрантов, - это женщины и несовершеннолетние. Причем дети, достигнув четырнадцати-пятнадцати лет, - а это, в основном, мальчики, - часто уезжают на заработки, исправив дату рождения в метриках и получив паспорта. Многие из них едут, прибившись к взрослым, имея с собой лишь свидетельство о рождении. Бывает, что из сельских районов на заработки едут целыми семьями: берут автобус – самый дешевый и наименее хлопотный по части проверок документов транспорт, – набиваются в него битком и едут. Бывает, такое «путешествие» занимает несколько дней.
Однако Национальная стратегия не предусматривает даже попытки изучить состояние здоровья трудовых мигрантов на предмет анемии или йодной недостаточности. Пока нет ответа на вопрос, как будет осуществляться программа полноценного питания для этой многомиллионной категории граждан Узбекистана, находящихся за рубежом, многие из которых живут в тяжелых условиях и постоянно недоедают. Низкий уровень жизни в Узбекистане также не позволяет значительной части населения питаться полноценно, что в первую очередь отражается на самой уязвимой части населения – детях и женщинах, особенно на кормящих матерях.
- В своих прошлых исследованиях мы уже указывали на проблему недоедания у детей и женщин, в основном, в сельских регионах Узбекистана, - говорит эксперт аналитической «Группы быстрого реагирования – Узбекистан» Шухрат Ганиев. - По нашему мнению, именно недоедание является одной из основных причин, закладывающих основы анемии и йодонедостаточности среди населения, что подтверждают и независимые медицинские экспертные мнения.
Национальная стратегия по улучшению питания населения должна быть доработана с учетом механизмов социальной защиты бедных слоев населения в виде целевой помощи обогащенными продуктами питания и бесплатной медицинской диагностикой. Для реальной оценки эффективности проектов, направленных на улучшение здоровья населения, необходимо параллельно привлекать независимых медицинских экспертов и ученых, а не опираться только на данные статистики государственных медицинских учреждений, - считает Ганиев.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)