Из-за кризиса гастарбайтеров в стране становится меньше, поскольку работу им найти все сложнее. Тем не менее они по-прежнему незаменимы во многих отраслях. В массе своей россияне все еще не готовы идти на работу, на которую устраиваются мигранты, но уже конкурируют с ними за рабочие места в сфере торговли. На очереди транспорт и ЖКХ.
В этом году в первом квартале в Россию въехало 6 млн. мигрантов, что на 13%, или 700-800 тысяч человек, меньше аналогичного показателя прошлого года. Об этом сообщил Совету Федерации глава ФМС Константин Ромодановский. Уменьшение числа мигрантов, по мнению экспертов, пока незначительно. "Падение на 13% - это очень немного, - размышляет Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. - Рынок труда в строительстве, где работает большинство мигрантов, упал минимум в два раза".
При этом кризис достиг различной глубины в разных регионах. Соответственно реагируют и миграционные потоки. Поток мигрантов, например, в Свердловской области сократился в первом квартале на 50%, по оценке главы таджикской диаспоры области Фаруха Мирзоева. Статистика ФМС, впрочем, учитывает в первую очередь легальных мигрантов. А от кризиса первыми пострадали нелегальные мигранты, уверена Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики. Официальная статистика их не видит, а работу они теряют первыми, ведь им труднее, чем их легальным коллегам, отстаивать свои права.
Всего в страну в прошлом году въехало 14,22 млн. иностранцев, рассказал Константин Ромодановский, выступая на "правительственном часе" в Совете Федерации. Только половина из них знала своего будущего работодателя и место работы. По словам Константина Ромодановского, власти стараются защищать рынок труда. "Квота на мигрантов за четыре месяца нами выбрана на 25%, - рассказал он. - И мы эту квоту экономим, с тем чтобы в условиях кризиса трудоустраивать наших граждан".
Ненужные вакансии
Количество предприятий в Москве, подавших заявки на мигрантов в первом квартале, уменьшилось почти в два раза, до 2850. "На первом месте по количеству компаний - строительные предприятия, на втором - розничная и оптовая торговля, а транспорт - на третьем. Всего в первом квартале московским организациям потребовалось 47640 мигрантов", - рассказывает начальник отдела информации Московской службы занятости Вячеслав Скаляпов. При этом, по словам Скаляпова, москвичи пока не вытесняют мигрантов. Максимум, на что способен бывший московский менеджер, - это устроиться на работу по специальности, которая указана в дипломе. "Наша рабочая сила пока не до конца осознала кризис", - объясняет Евгений Гонтмахер, руководитель центра социальной политики Института экономики РАН.
Сама служба занятости ужесточила требования к заявкам на иностранных работников. До кризиса некоторые компании требовали уборщиц со знанием китайского языка или водителей - со знанием вьетнамского. Их просили китайские, турецкие или вьетнамские компании, которые хотели, чтобы их обслуживали соотечественники. Русские работники эти вакансии закрыть не могли, поэтому служба занятости оформляла иностранцев. "Раньше на это закрывали глаза, но теперь руководство города этого не допускает", - рассказывает Скаляпов. Уборщице в китайской компании не нужно знание китайского языка, равно как и водителю. Единственный сектор, где россияне начинают составлять конкуренцию иностранцам, - торговля, уверен Евгений Гонтмахер. "Люди идут на должности кассиров, мерчандайзеров, особенно в регионах", - объясняет он. На очереди - ЖКХ и общественный транспорт.
Со стройки - на дачу
Мигрантам жить стало сложнее. По словам Фаруха Мирзоева, работу в Свердловской области теперь найти труднее, а работодатели чаще пытаются обмануть, ссылаясь на кризис. Зарплата мигрантов при этом упала в разы. До кризиса квалифицированный сварщик получал 30-40 тысяч рублей. "Сейчас многие работают за 200-400 рублей в день, главное, чтобы прокормиться", - рассказывает Мирзоев. Правда, оптимизма у мигрантов в последнее время прибавилось. В декабре у работодателей была паника, и они массово высвобождали строительные бригады. В мае начался дачный сезон, и у гастарбайтеров появилась возможность пошабашить на строительстве и ремонте частных домов, а также в сельском хозяйстве. "Такого падения числа мигрантов, как в первом квартале, дальше не будет", - считает Евгений Гонтмахер. У одних нет возможности уехать, у других - желания, ведь на родине ситуация еще хуже, чем в России.
Россияне сидят на месте
Пока внутренняя миграция в России в разы менее активна, чем в развитых странах. Для сравнения: если в Соединенных Штатах человек в среднем меняет место жительства, а соответственно, и работу 15 раз в жизни, то в России - лишь 1,5 раза. Однако вскоре в связи с кризисом ситуация, вероятно, начнет меняться. В тех регионах, где рынок труда пострадал сильнее всего, работы просто не останется, и люди будут вынуждены переезжать туда, где она есть. Переехавшим же людям поневоле придется менее придирчиво выбирать место труда. Вполне возможно, что они будут рады и той работе, на которую раньше соглашались только гастарбайтеры. Одним из следствий кризиса, возможно, станет замещение внешней миграции внутренней.
Мнение
Вартан Мушегян, президент Союза диаспор России: "Россиянин может стать бомжем, но не будет работать дворником".
- Число мигрантов в первом квартале года уменьшилось на 13%, по данным Федеральной миграционной службы. Насколько это соответствует вашим данным?
- Приблизительно так и есть. У нас даже получилось чуть меньше - падение 11% за первый квартал. Это оценка на основе данных, которые нам предоставляют различные диаспоры. Мы просто свели их вместе. Часть мигрантов успела покинуть страну, но большинство остались работать. Многие нелегально, поскольку у них вышел срок пребывания в стране.
- Как изменилась трудовая жизнь у мигрантов? Стало сложнее найти работу?
- Трудовая жизнь не очень изменилась. Россияне пока не адаптировались к кризису и не желают работать на дешевых работах. Россиянин может стать бомжем, но не будет работать дворником. 80% работников ЖКХ в Москве - иностранцы. Они стригут газоны, убирают улицы. При этом квоты на мигрантов удовлетворяют только 35-40% потребности работодателей в иностранной рабочей силе.
- В кризис участились случаи невыплат зарплат мигрантам. Как вы с этим боретесь?
- У нас всегда были жалобы на такие вещи. Кризис или отсутствие квот - сейчас универсальное оправдание для работодателей, которые хотят уволить людей или не желают платить зарплату. У диаспор, например таджикской, есть несколько правозащитных организаций, которые занимаются такими случаями. Правда, обращаются в них не все мигранты. Некоторые предпочитают не тратить время и искать новую работу.
- Число преступлений, совершаемых мигрантами, по статистике ФМС, тоже увеличилось?
- Я с этим не согласен. Количество преступлений в кризис увеличивается по всем слоям населения, а не только у мигрантов. Кроме того, когда публикуется такая непонятная статистика, она вызывает новый рост преступности, учащаются случаи ксенофобии.
Дмитрий ПЕТРОВ. «Труд», 18 мая 2009 года
Право на три D
Глава ФМС признал, что мигранты не занимают рабочие места россиян и не увеличивают преступность в стране
Об актуальных задачах, которые ставит перед Федеральной миграционной службой нарастающий экономический кризис, рассказал вчера членам Совета Федерации директор ФМС Константин Ромодановский, выступивший на заседании верхней палаты в рамках правительственного часа. Он пояснил, что во время кризиса требуется "более жесткий контроль над рынком труда, чтобы защитить его от избытка малоквалифицированной рабочей силы". В то же время, оговорился г-н Ромодановский, необходимо "открыть каналы для высококвалифицированных европейских и американских специалистов". Видимо, в надежде, что к нам будут приезжать именно высококвалифицированные гастарбайтеры с Запада, а не малоквалифицированные с Востока, как сейчас.
Между тем экономический спад уже вносит свои коррективы в темпы миграции: если в 2008 году в Россию въехали, по словам г-на Ромодановского, 14,5 млн. человек, то в начале 2009 года поток уже уменьшился примерно на 13%, или на 700-800 тыс. человек. В то же время за первые четыре месяца текущего года квота на иностранных работников была выбрана российскими предприятиями только на 25%. "Это позволяет нам создать дополнительные условия для трудоустройства российских граждан", - отметил глава ФМС. Он отметил, что число работников из визовых стран увеличилось почти в два раза.
Однако большой проблемой по-прежнему остается неравномерность распределения мигрантов, которые приезжают не в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы, а в крупные города. "Центральный федеральный округ в прошлом году поглотил 50% миграционной напряженности, в том числе Москва и Московская область - более 30%", - отметил Константин Ромодановский. С наступлением кризиса ситуация потихоньку меняется: глава ФМС отмечает, что "миграционные потоки стали распределяться в трудонедостаточные регионы". В частности, по его словам, в Дальневосточном округе количество иностранных граждан в этом году возросло в 2,5 раза. В то же время иностранные работники из-за кризиса постепенно покидают казавшиеся ранее перспективными трудоизбыточные регионы: Центральный, Южный и Уральский федеральные округа.
Выступая перед сенаторами, Константин Ромодановский попытался развенчать два наиболее распространенных мифа о трудовых мигрантах. По словам главы ФМС, гости из ближнего и дальнего зарубежья отнюдь не занимают рабочие места, на которые претендуют россияне. "Работа мигрантов - это то, что по-английски называется работой "на три D": difficult, dirty, dangerous, то есть трудная, грязная и опасная", - блеснул знанием языков г-н Ромодановский, очевидно, имея в виду, что коренные жители страны на такой труд не согласятся. Также глава ФМС пояснил, что одним из факторов, вызывающих приток иностранной рабочей силы, является низкая мобильность российского населения: "Средний житель США в течение жизни меняет место жительства 13 раз, а россиянин только 1,5 раза". Правда, из сказанного ранее следует, что мигранты лишь отчасти компенсируют низкую мобильность, поскольку предпочитают, как и сами россияне, оседать в крупных городах.
Второй миф, который попробовал опровергнуть г-н Ромодановский, - это расхожее мнение о том, что именно мигранты повинны в ухудшении криминогенного фона. "Преступления иностранных граждан составляют 3-4% от раскрываемых преступлений", - заявил глава ФМС. По его словам, в первом квартале кризисного 2009 года число преступлений, совершаемых иностранцами, возросло на 17%, тогда как правонарушений, совершаемых россиянами, стало больше на 30%.
Впрочем, этот постулат тут же попробовала оспорить сенатор от Москвы Валентина Драгункина, заявившая, что 47% преступлений в столице - дело рук приезжих. "Приезжих, а не мигрантов, это разные вещи", - парировал г-н Ромодановский. Такой же ответ прозвучал и на жалобу г-жи Драгункиной о том, что при квоте в 250 тыс. трудовых мигрантов в Москве проживает около 1 млн. приезжих.
Тем не менее глава ФМС согласился с тем, что в крупных городах проблема неофициально работающих иностранцев стоит особенно остро. Большинство из таких мигрантов работает в сфере обслуживания на физических лиц: на ремонте квартир, прислугой, няньками, уборщицами. По словам г-на Ромодановского, в этой сфере задействована треть, если не половина, всех мигрантов, включая московских гастарбайтеров. Для них глава ФМС предложил выдавать платные патенты на трудовую деятельность. "Будем прагматичны: 3 млн. мигрантов, заплатив в месяц по 1000 руб. за патент, дадут бюджету доход в размере 36 млрд. руб. в год", - подсчитал г-н Ромодановский. Также он сообщил, что в настоящее время миграционное ведомство готовит концепцию организованного привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы, прежде всего из стран СНГ.
Наталья РОЖКОВА. «Время новостей, 14 мая 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)