Сколько жизней на самом деле унесла Великая Отечественная война
Накануне Дня Победы "Труд" решил выяснить, какой же все-таки ценой досталась нам эта победа. До сих пор никто этого точно не знает. На войне с людскими потерями вообще не считались, после войны сосчитать их было еще труднее.
Официальные данные о потерях СССР менялись три раза. В 1946 году Сталин объявил, что всего Советский Союз потерял 7 млн. человек. При Хрущеве и Брежневе говорили уже о 20 млн., при Горбачеве эта цифра увеличилась до 26,6 млн. человек. У некоторых историков в период перестройки появилось собственное мнение: число жертв войны составило не менее 40 млн. Однако до сих пор официально признанными являются "горбачевские" 26,6 млн.
Эту цифру получили в результате исследований, проведенных во второй половине 1980-х годов Госкомстатом, Центром по изучению проблем народонаселения при МГУ и Генштабом Вооруженных сил.
- Это суммарные потери гражданского населения и военнослужащих, - уточнил "Труду" генерал-майор запаса Александр Кирилин, начальник управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Это управление является в России главным по подсчету военных потерь (раньше оно называлось Военно-мемориальным центром).
Кирилин считает, что никакого пересчета не будет:
- Цифру в 26,6 млн., конечно, нельзя назвать абсолютно точной, но, в отличие от всех предыдущих, она является документально обоснованной.
Миллион туда, миллион сюда
- Более или менее понятно, как считать убыль по военнослужащим, - говорит Александр Кирилин. - Существуют определенные методики, большая, хотя и крайне запутанная, архивная база. А вот для расчета потерь среди гражданского населения нет никаких отправных точек. Если человек умер от голода в блокадном Ленинграде, то тут все ясно - его надо заносить в статистику военных потерь. А если человек от недоедания умер где-нибудь на Урале? Как его считать? По графе "естественная убыль населения" или в одном списке с блокадниками? А как подсчитать мирных граждан, уничтоженных на оккупированных территориях? В архивах про них нет никаких данных.
Чтобы хоть как-то очертить границы исследования, историки подсчитали общелюдские потери методом демографического баланса: сколько людей было до войны и сколько осталось после. По официальным данным, с июня 1941-го по июнь 1945 года население СССР уменьшилось на 42,7 млн. человек. Это и есть исходная база. Потом эту статистику стали обрабатывать аналитически: возраст, пол, кто и от чего умирал, в тылу это было или на оккупированных территориях, сколько при этом детей родилось и т.д.
Что-то установили достаточно точно. Например, число погибших на принудительных работах в Германии - 2 164 300 человек. У немцев все было скрупулезно подсчитано, при этом их данные тоже перепроверялись. Еще около полумиллиона человек из тех, кого угнали за границу, по разным причинам стали эмигрантами. С этими вроде тоже все понятно.
Непонятно с мирными жителями, погибшими в результате обстрелов и бомбежек в прифронтовых районах, осажденных городах, из-за жестоких условий оккупационного режима, умерших от голода, болезней, отсутствия медицинской помощи: Тут сведения расплывчатые: 12-15 млн. человек.
А ведь были еще умершие в ГУЛАГе и при депортации народов. Про них вообще мало что известно, хотя, по некоторым данным, это не менее 3 млн. человек. Одни историки утверждают, что это тоже военные потери, другие с данным тезисом не согласны.
Потенция не в счет
Еще один дискуссионный вопрос: считать ли потенциальные демографические потери, то есть тех, кто мог родиться, но не родился.
- Но тогда можно выйти на совершенно фантастические цифры, особенно если подсчитать еще гипотетических детей, внуков и правнуков тех самых неродившихся, - считает Александр Кирилин. - Историческая наука потенциальные потери не учитывает.
Узнаем через год
Проще всего подсчитать потери личного состава Вооруженных сил. Специалисты считают, что здесь установить количество погибших можно с точностью до человека. На сегодняшний день известно, что с 22 июня 1941 года по 8 мая 1945 года погибли 8 668 400 солдат и офицеров. Учитывались даже те, кто перешел на сторону врага, и те, кого расстреляли по приговорам военных трибуналов. Последних было 103 тыс.
Если и появятся новые данные, то, по мнению Кирилина, от старых они будут не сильно отличаться. И не обязательно в сторону увеличения.
- Работа по уточнению списков продолжается, - объясняет он. - Для этого создана межведомственная комиссия, в которую кроме нас вошли представители Росархива, Росстата, ФСБ и МВД. Окончательные итоги будут подведены к 9 мая 2010 года.
Живые и мертвые
В послевоенные годы постепенно стала проясняться судьба пленных и тех, кто считался пропавшим без вести. Их тоже причисляли к военным потерям. Но позже из 4 млн. пленных живыми в СССР вернулись 1 млн. 836 тыс. человек. Их в итоге исключили из числа так называемых безвозвратных потерь, но зато внесли туда тех, кто был мобилизован, но до фронта так и не доехал и поэтому не был зачислен в списки воинских частей. Это те, кто погиб под бомбежками по дороге на фронт. Сведения до сих пор корректируются.
Навеки безымянные
И все же, считает Александр Кирилин, проблемы не в цифрах, а в установлении судеб погибших. Ведь огромное их количество лежат в земле как неизвестные солдаты. По некоторым данным, это примерно 4,5 млн. человек. Их розыском занимаются добровольные поисковые отряды, а также недавно созданный в Ленинградском военном округе специальный штатный батальон.
- В начале войны потери были настолько массовыми, что бойцов или вовсе не хоронили, или же закапывали во временных могилах. Потом их перезахоранивали в другом месте, и так бывало по 5-6 раз. К сожалению, многие безымянные могилы так и останутся навеки безымянными.
Прямая речь
Иван Анфертьев, профессор Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета:
- В серьезных научных кругах, в том числе зарубежных, официальную оценку общих потерь Советского Союза в 26,6 млн. человек считают вполне правдоподобной. Но эта цифра обозначает, скорее всего, нижний предел всех потерь. О верхнем мы никогда не узнаем, объективно рассчитать его невозможно. Понятно только, что погибших было гораздо больше.
Вторая мировая
Потери других стран
Польша 6104000
Китай 5000000
Япония 2500000
(включая жертв атомных бомбардировок)
Югославия 1700000
Франция 563324
Италия 495173
США 414699
Великобритания 449789
Источник: архивы стран - участниц Второй мировой войны
После победы
Потери советских и российских военнослужащих после Великой Отечественной войны
Гражданская война в Китае 1946-1950 гг. - 936
Война в Корее 1950-1953 гг. - 315
Венгерский кризис 1956 г. - 720
Война во Вьетнаме 1965-1974 гг. - 16
Арабо-израильские войны 1967-1982 гг. - 52
Чехословацкий кризис 1968 г. - 98
Китайско-советское столкновение на о. Даманский 1969 г. - 58
Сомалийско-эфиопская война 1977-1979 гг. - 33
Война в Афганистане 1979-1989 гг. - 15 051
Война в Югославии 1989-1991 гг. - 29
Война в Чечне 1995-2000 гг. - 9854
Война в Южной Осетии 2008 г. - 66
Источник: Военно-мемориальный центр МО РФ
Живые -- павшим
Знают всех поименно
Проблемы с подсчетом своих потерь остались сейчас только у Германии. Там, как и в России, установлена лишь приблизительная цифра фронтовых потерь, и такая же запутанная ситуация с захоронениями. Немцы считают, что во Второй мировой войне они потеряли 5,3 млн. военнослужащих, а вместе с гражданским населением - 8,4 млн. человек.
"В странах же антигитлеровской коалиции всех своих погибших давно пересчитали до одного человека, - утверждает главный специалист Минобороны по военным потерям Александр Кирилин. - Там эти списки утверждены на уровне правительств, вошли в государственную статистику. Наши же данные, строго говоря, лишь считаются официальными, а на самом деле они просто введены в научный оборот. Ни в одном официальном документе они не зафиксированы".
Пантеон
Наш Арлингтон
К маю 2010 года рядом с подмосковными Мытищами должно появиться грандиозное федеральное военное мемориальное кладбище - по образцу Арлингтонского национального кладбища в США, где похоронены ветераны всех войн, которые когда-либо вела Америка.
Наш "Арлингтон" занимает площадь более 53 гектаров. На нем будет 32 тыс. захоронений: 6,5 тыс. в колумбарии, остальные - обычные могилы. В специальном правительственном постановлении детально расписано, кого здесь будут хоронить. Это Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, кавалеры высших госнаград, маршалы и генерал-полковники, а также военнослужащие в любых других званиях, но только если они погибли "при защите интересов государства, а также чести и достоинства граждан и проявили при этом доблесть и героизм".
Отдельные категории граждан заслужили место на мемориальном кладбище по должности. Это президенты СССР и РФ, председатели Президиума Верховного Совета СССР и палат Федерального собрания РФ, советские и российские премьер-министры, а из простых министров - только министры-силовики.
О возможности перезахоронений на этом кладбище в постановлении ничего не говорится, но в Минобороны допускают, что в особых случаях это может происходить.
Все расходы на похороны берет на себя государство.
- Утверждена следующая смета: 100 тысяч выделяется на надгробие и 150 тысяч - на поминальный обед на 150 персон, - рассказал "Труду" начальник ФГУ "Федеральное военное мемориальное кладбище" Василий Руденко.
Всего на стройку из военного бюджета предусмотрено выделить около 3 млрд. рублей. Треть этой суммы, по словам Руденко, уже успешно освоена, но на этом финансирование прекратилось.
- С начала этого года мы не получили ни копейки, - говорит он. - Сейчас стройка остановилась.
Не велика ли цена Победы?
Сергей Лукьяненко, писатель:
- На мой взгляд, это вопрос на грани фола. Победа никогда не достается легко. То, что могло бы произойти в стране в том случае, если бы мы проиграли, бесспорно, унесло бы намного больше жизней. Поэтому подобный вопрос может возникнуть в головах только в наше время, когда у людей размыты границы патриотизма и самосохранения. Виктор Илюхин, депутат Госдумы РФ:
- Цена победы велика, но что тут поделаешь? Война-то была страшная, сражения сначала велись на территории Европы, а потом перекинулись на нас. И враг наш тоже был страшный и безжалостный. Фашисты оккупировали большие территории, и гибли чаще не люди в погонах, а гражданские. Родион Газманов, бизнесмен:
- Победа есть победа, и все мы прекрасно понимаем, что случилось бы, если бы ее не было. Но также очень трудно сказать, что цена была невелика. 26 миллионов человек - это по количеству две Москвы. Вот все те люди, которые ходят по улицам, улыбаются - их нет, они принесли нам победу ценой собственной жизни. Так что нельзя сказать, что цена невысока, но и нельзя сказать, что победа не стоила того. Сергей Мазаев, музыкант:
- Велика. Но война состоялась бы в любом случае, независимо от того, напала бы на нас Германия или нет. Сталин вел мощную подготовку к удару по Гитлеру. Это была объявленная война, хотя советская пропаганда и кричала об обратном. То, что сделали большевики с нашей страной тогда, - это чудовищно, и их должны были судить на Нюрнбергском процессе.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)