По данным недавнего опроса социологов «Левада-Центра», доля гражданских браков среди москвичей достигла 14%, тогда как в официальном браке проживают уже менее половины жителей столицы. Молодые не спешат оформлять отношения, чтобы иметь возможность в любой момент уйти, пожилые – так как боятся раздела имущества. Психологи отмечают, что гражданский брак привлекает многих своей необязательностью, однако зачастую оказывается даже прочнее официального.
Елена и Дмитрий прожили вместе четыре года, родили дочь. Расходились без скандала. Дмитрий оставил жене с ребенком квартиру и вернулся к матери. Сейчас они снова вместе уже два года, хотя формально считаются разведенными. «Все может закончиться со свадьбой, и все может только начаться после развода», – поясняет «НИ» психотерапевт академик РАЕН Михаил Литвак.
В России в гражданском браке проживают около половины всех пар, говорит «НИ» замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Сергей Захаров. Особенно сильно доля подобных союзов возросла в последние годы – еще в начале 1990-х гражданских браков было в 4–5 раз меньше, чем официальных. По данным Росстата, за последние 20 лет доля состоявших в браке совершеннолетних россиян уменьшилась с 65,3 до 57,2%. Впрочем, статистика не учитывает ситуации, когда человек находится в браке с одним партнером, а в действительности живет с другим. По данным «Левада-Центра», в минувшем году в гражданском браке проживали 10% совершеннолетних россиян, тогда как в официальном – 51%. Среди москвичей доля гражданских браков достигает 14%, а среди молодежи 25–39 лет – 20%. По мнению демографа Захарова, вытеснение официальных браков гражданскими стало тенденцией. Что же касается преимуществ каждой из форм союза, то «здесь все индивидуально» – в официальных браках люди больше друг другу доверяют, но в то же время и гораздо чаще конфликтуют.
Марина и Андрей счастливо прожили вместе 15 лет. Это был союз двух современных обеспеченных людей, которым было хорошо вдвоем и которые не думали об отметках в паспорте. Когда родилась дочь, ее даже не стали регистрировать на отца. Но случилось несчастье – мужчина погиб в автокатастрофе. И гражданская жена не смогла даже получить свидетельство о смерти – его выдали другой женщине, на которой этот мужчина был женат официально. Ей же перешло все наследство. Обращение в суд и свидетели-соседи не помогли – штамп в паспорте оказался весомее. Психолог Ольга Карабанова усматривает в этом несовершенство закона: «Гражданский брак – это не сожительство без обязательств, а семья без регистрации в ЗАГСе, но со всеми признаками семьи, такими как совместное хозяйство и бюджет».
В Европе количество таких союзов превышает официальные. «В Швеции, Эстонии и Франции в гражданском браке живут 60% пар», – говорит «НИ» директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. В России схожая ситуация среди молодежи: большинство пар в возрасте 18–24 лет, по словам Белобородова, также живут без регистрации. «Из-за этого в таких парах нередки конфликты, когда один партнер хочет оформить отношения, а другой предпочитает оставаться в гражданском браке», – рассказывает «НИ» психолог Карабанова.
Гражданский брак нередко консервирует отношения на уровне сексуальных встреч. «Появляется синдром вечной молодости, отложенной жизни, жизни понарошку», – поясняет «НИ» семейный психотерапевт Елена Савицкая. По ее словам, гражданский брак не предусматривает развития: «Можно провести параллель вечный студент – вечный жених или невеста». Игорь Белобородов винит гражданские браки в ухудшении демографической ситуации в стране: «У таких партнеров выше нежелание иметь детей». Если же дети в гражданском браке все же рождаются, они в будущем, скорее всего, также предпочтут гражданский брак обычному, так как других отношений в своей жизни попросту не видели. «Вне официального брака рождается каждый третий ребенок», – сокрушается г-н Белобородов.
Гражданский брак нередко оказывается прочнее официального, подтверждает «НИ» психолог Дмитрий Синарев: «Уживаться с любимым человеком гораздо сложнее, чем просто поставить штамп в паспорт». По словам Синарева, иначе дела обстоят только в сельской местности, но лишь потому, что в селе «браки заключаются не между двумя людьми, а между семьями, и их труднее потом разорвать».
Чем дольше гражданский брак длится, тем больше у него шансов превратиться в официальный. Демограф Захаров говорит, что уже после трех лет совместной жизни отношения оформляют около 75% сожителей, а после пяти лет в гражданском браке продолжают жить единицы. Психотерапевт Наталья Глушко рекомендует «определяться» уже после года совместной жизни. Тогда главное преимущество гражданского брака – легкость разрыва отношений – уже не работает. Неудобства же, например, невозможность взять ипотечный кредит на двоих, становятся все более ощутимыми. Елена Савицкая отмечает у живущих в гражданском браке повышенную тревожность за будущее их отношений, так как совместная жизнь без регистрации подразумевает временность и необязательность.
Немолодым и состоятельным людям гражданский брак выгоден, так как позволяет избежать возможной дележки имущества. «Люди не вступают в брак из-за боязни разборок в суде, и с возрастом эта боязнь возрастает: имущества же все больше», – говорит «НИ» психолог Игорь Вагин. Директор Центра практической психологии Сергей Ключников подтверждает «НИ»: «Гражданский брак – удел прагматиков и признак некрепких чувств». По словам Ольги Карабановой, раньше гражданский брак считался нелегитимным как антипод церковному. Сейчас подобных ограничений нет.
В последнее время гражданские браки стали привлекательны не только для мужчин, но и для женщин. Руководитель одного из столичных психологических центров Анна Карташова рассказывает «НИ», что современные дамы точно так же стремятся быть независимыми, как и мужчины: «Очень часто бывает, что девушка в деньгах не нуждается. Следовательно, ее не интересует дальнейший раздел имущества». По словам Карташовой, даже когда женщина уговаривает мужчину зарегистрировать брак, это связано в большей мере с психологическими аспектами отношений, «чтобы мужчина взял на себя какую-то ответственность».
Алина МИЛОВАНОВА, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО. «Новые известия», 19 марта 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)