Расходы россиян на крепкий алкоголь в кризис увеличиваются
Средний россиянин тратил до кризиса 10-11% своих доходов на приобретение ежегодно 14,3 л крепких алкогольных напитков. В кризис он будет тратить на алкоголь до 15% и более - как за счет роста цен, так и за счет снижения зарплат. При этом европейцы не готовы тратить на алкоголь более 3--5% своих доходов. Такие выводы делаются в аналитической записке, подготовленной центром исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра». Учитывая падение уровня жизни и запланированное повышение цен на алкоголь, массовый потребитель может начать переходить на нелегальную продукцию, полагают авторы исследования.
Исследователи сравнили соотношение затрат на алкоголь относительно уровня доходов в разных странах, то есть сколько литров чистого (абсолютного) алкоголя может купить житель России и западных стран, позитивный пример которых обычно приводится в качестве примера достижений в борьбе с алкоголизацией.
В Европе до 40% алкоголя выпивается в так называемой системе HoReCa (Hotels, Restaurants and Cafes). В России при грабительских наценках в этой системе выпивалось до кризиса не более 3% российского алкоголя. Но даже если рассматривать только магазинные цены, Россия не может похвастаться дешевизной легального алкоголя.
По статистике, приведенной центром «Цифра», в России самый дорогой алкоголь среди исследовавшихся стран относительно уровня доходов и расходов населения. Среднестатистический россиянин может приобрести на 1% своего бюджета 1,03 л чистого алкоголя, американец - 1,64 л, итальянец - 1,7 л, француз - 2,04 л, немец - 2,4 л, англичанин - 2,06 л, швед - 1,52 л, поляк - 1,6 л, норвежец - 1,32 л, ирландец - 1,9 л, финн - 1,62 л, канадец - 1,36 литра.
Иметь меньшие возможности купить не означает ограничиваться этой возможностью. Россияне из семейного бюджета ежегодно приобретают 14,3 л водки, коньяка и другого крепкого алкоголя, 6 л вина, 2,8 л слабоалкогольных напитков, 81 л пива - всего 11,2 л чистого легального алкоголя. На это ежегодно тратится 11% доходов. Средний американец при средних тратах на алкоголь в пределах 5% бюджета приобретает 8,16 л чистого алкоголя, но из этого крепкий алкоголь составляет 4,9 л, вино - 9 л, пиво - 90 л. У европейцев, чьи траты на алкогольные напитки колеблются в пределах 3--5% бюджета, крен в пользу вина еще более ощутимый. Итальянцы и французы приобретают порядка 3-4 л крепких напитков, но более 50 л вина, немцы и англичане 5-6 л крепкого алкоголя и 26 л вина. Жители Севера Европы - норвежцы, ирландцы и финны - покупают более 6 л крепкого алкоголя в год и порядка 21-25 л вина.
Водочные предпочтения россиян очевидны - крепкого алкоголя в России покупают больше, чем в холодных странах Европы. Намерение государства повысить цены на водку (положение о введении минимальных цен на крепкий алкоголь - свыше 28% - вписано в функционал новой Федеральной службы по контролю за рынком алкоголя) приведет к тому, что в России не будет легальной водки по 70--75 руб. за 0,5 л, а будет водка минимум по 100 руб. Соответственно те категории граждан, кто покупает сегодня пока дешевую легальную водку, тратя на это уже сейчас значительную часть бюджета, в целях экономии, скорее всего, перейдут на нелегальный алкоголь. А устойчивое сокращение объемов легального производства в большинстве регионов делает такой сценарий более чем вероятным.
По словам главы подкомитета по алкоголю Торгово-промышленной палаты Вадима Дробиза, статистика расходов на алкоголь показывает, что необходимая государству и обществу борьба с алкоголизацией может выродиться в абсурдные формы, когда для основной массы населения будут созданы сверхвысокие цены на легальный алкоголь. Над замещением же винами крепкого алкоголя государство пока не работает.
Кризис усилит необходимость борьбы с нелегальной продукцией. Рост нелегальной продукции выдавливает легальную в эконом-сегменте рынка, за счет чего государство теряет в акцизах. «Чистка» производителей началась уже и в центре, и на Кавказе - пока силами правоохранительных структур. Для новой федеральной службы «расчищают» поле деятельности. Но пока новая служба только формируется, а старые регулирующие органы не сильно горят желанием действовать. «Учитывая, что в службу планируют набрать непрофильных специалистов, ни чиновники, ни представители бизнеса, будучи, возможно, ангажированными рынком, туда на работу не попадут, сотрудникам новой службы придется еще и осваивать рынок. Это будет год «алкогольного безвластья», - считает г-н Дробиз.
Ирина СКЛЯРОВА. «Время новостей», 23 марта 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)