Больнее всего кризис ударит по начавшему формироваться в России среднему классу – его может не стать. А из регионов сильнее всего пострадают слаборазвитые и монопрофильные.
Аборт среднего класса
До конца 2008 г. «среднеобеспеченные слои» составляли около 50% российского общества, они постепенно привыкали к «нормальной жизни», отметил на диспуте Ассоциации независимых центров экономического анализа Евгений Гонтмахер, работающий в Институте экономики РАН и Институте современного развития. Но теперь под угрозой исчезновения ключевые характеристики, определявшие образ жизни среднего класса: доступность кредита, возможность выбирать продукты питания по вкусу, возможность провести отпуск за рубежом или хотя бы в российских зонах отдыха, наличие средств на развлечения и культурный досуг (кино и т.д.).
В ближайшее время средний класс всего этого лишится, отметил Гонтмахер. Это подтверждается последними данными по зарплатам, кредитам, потребительской активности. Население уже почувствовало кризис: потребительские настроения в IV квартале 2008 г. резко упали.
Но изменение стандартов жизни – не единственное значимое социальное последствие кризиса. Потенциально более важным Гонтмахер считает изменение настроений населения, переход от ощущения стабильности и возможности выстраивания длительных жизненных планов к ожиданию неприятностей и полной неопределенности в перспективе 1-2 лет. Косвенно об этом свидетельствует рост числа самоубийств и абортов – в статистике пока не отраженный, но известный Гонтмахеру по экспертным оценкам. Движение к формированию среднего класса, только начавшись, обращается вспять.
Уровень безработицы по методологии МОТ, прогнозирует Гонтмахер, составит к концу года 10-15% (8-12 млн. чел, из них 3-4 млн. зарегистрированных). В химической отрасли, металлургии, угольной промышленности, строительстве, «сервисной экономике» он может достигнуть 30%. Еженедельный мониторинг Минздравсоцразвития, отмечает Гонтмахер, фиксирует рост безработицы по экспоненте с очень низкого уровня. Быстрого исправления ситуации не будет, – безработица имеет все шансы стать застойной. Если половина лишающихся работы все-таки ее найдет что-то более-менее подходящее, то около 20%, включая часть «офисного планктона», «выпадет в осадок», говорит Гонтмахер.
Зарплата к концу 2009 г. уменьшится на 10-20%, в ряде отраслей и регионов – на 50%. Инфляция за год будет составит 13,3%, прогнозирует экономист.
Пособие для развода
Последствия кризиса в социальной сфере способны смягчить прежде всего «политические меры», под которыми Гонтмахер понимает диверсификацию экономики, двухлетние налоговые каникулы для малого бизнеса и активизацию всех систем переподготовки. Выдачу пособий нужно ограничить только реально нуждающимися, считает он. Например, если у неработающего мужа жена имеет доход, платить ему пособие не следует. И ни в коем случае нельзя повышать сам размер выплат (ныне – 850-4900 руб.). Жестко действовать нужно и в переподготовке за госсчет, обязывая после нее проработать на соответствующей позиции 1-2 года.
Еще Гонтмахер предложил сформировать всероссийский банк вакансий, обязательный для заполнения работодателями и дополненный сведениями частных агентств; добровольное страхование от безработицы, свободное от налогов, субсидирование мобильности работников (оплата дороги, бонусы частным агентствам по найму и т.д.).
«Обычная чистка»
Не больше оптимизма вселяет региональная панорама предстоящих событий, представленная директором региональной программы Независимого института социальной политики Натальей Зубаревич. Кризис, по ее мнению, ускорит процесс модернизации и санации регионов. Факторы, прежде приводившие к ускоренному росту региональных экономик, сохранятся, но будут ослаблены, а факторы, ведущие к спаду, – усилятся.
Среди первых эффект масштаба, наличие ресурсов и выгодное местоположение. Лидерами роста останутся столичные агломерации, ресурсно-экспортные регионы, приморские районы юга и запада страны.
Большинство факторов спада для России «совершенно обычны», отмечает Зубаревич:
- структурные дефекты экономики,
- отсталость,
- монопрофильность, особенно для ряда экспортных отраслей инвестиционного цикла (черная металлургия и т.д.)
- низкая конкурентоспособность (машиностроение/автопром).
Нынешний кризис добавил к этим факторам спада лишь одно новшество – риски стали глобальными.
Все регионы Зубаревич предложила делить не по федеральным округам, а по экономическим кластерам. Для оценки потенциала падения социальных показателей она использовала данные динамики промышленного производства в ноябре (см. рис. 1).
В группе максимального риска оказались слаборазвитые регионы – Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Бурятия и др., машиностроительные (Тверская, Ярославская, Костромская, Тамбовская и др.) и металлургические области (Челябинская, Липецкая, Кемеровская и особенно Вологодская).
В группу среднего риска попали регионы юга Поволжья, «середняки» (Новосибирская, Архангельская, Кировская области и др.), и Дальний Восток, где санация прошла гораздо раньше, и низшая точка давно пройдена.
В относительно хорошем положении развитые регионы: Красноярский и Пермский края, Свердловская, Оренбургская и Самарская области, Башкортостан и Татарстан, а также зоны нефтегазодобычи, включая Сахалинскую область. Это объясняется тем, что в ТЭКе, в отличие от металлургии, бизнес-процессы были в значительной степени оптимизированы. Но лучшие перспективы у Москвы и Санкт-Петербурга вместе с областями. Однако и они сильно пострадают из-за снижения поступления налога на прибыль, занимающего в их бюджетах большую долю (см. рис. 2).
Наиболее быстрое восстановление возможно в городах-миллионниках и специализирующихся на экспортной продукции моногородах, считает Зубаревич. Напротив, самая серьезная опасность грозит тем 100-150 моногородам, что не перешли в полностью летаргическое состояние в 1990-е гг., но и не стали ключевыми для федеральных финансово-промышленных групп. Всего в моногородах, где расположены предприятия крупного бизнеса, проживает 11% населения. В них, а также в местных центрах и малых городах, наиболее вероятно массовое снижение зарплаты при сохранении занятости, как в 1990-х гг., говорит Зубаревич. Увольнения будут более характерны для «миллионников» и их агломераций, а в региональных центрах меньшего масштаба будет и то, и другое.
Субсидии для непрофессионалов
Главные меры поддержки регионов, по версии Натальи Зубаревич, должны заключаться прежде всего в прозрачном перераспределении федеральных субсидий. Пока распределение нынешних 43,7 млрд. руб. происходит по непрозрачным правилам, отмечает она. В отсутствие нормальной политической системы нужно «ручное управление», основанное на качественном мониторинге рисков.
Помимо федеральных субсидий станут актуальны налоговые каникулы для малого и снижение налогов для остального бизнеса, особенно в крупных городах и развитых регионах. В базовых – т.е. значимых для бизнеса – моногородах нужны трехсторонние комиссии по регулированию сокращений, а самым проблемным поселениям потребуются средства на массовое переселение и значительные субсидии в муниципальные бюджеты.
Лучше всего, если бороться с кризисом на федеральные деньги будут сами регионы, – они лучше знают местную специфику, полагает Зубаревич. Но готовы к этой задаче лишь порядка 10% губернаторов, причем почти никто из свеженазначенных, считает она. Развертывание кризиса и неминуемое оскудение федеральных запасов должны изменить ситуацию в сторону большего демократизма власти, уверена Зубаревич. Осторожный оптимизм в этом отношении проявил и Гонтмахер, отметив симптомы раскола в элите.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)