«Надо начинать борьбу с возрастной дискриминацией»
Западное современное общество неспособно справиться с собственным успехом - увеличением продолжительности жизни старшего поколения. Люди живут дольше, но даже в цивилизованных странах у властей нет ни сил, ни денег, ни желания сделать старость богатой и счастливой. К такому выводу пришли ученые, участвовавшие в Международном конгрессе по социальному обеспечению в городе Туре во Франции.
Демографы заметили, казалось бы, хорошую тенденцию: каждый год средняя продолжительность жизни жителей развитых стран Западной Европы и США удлиняется на два-три месяца. Но проблема в том, что сегодня трещит по швам хваленая западная пенсионная система. Ведь на Западе начинает выходить на пенсию поколение бэби-бумеров (людей, родившихся в период послевоенного демографического роста рождаемости в 1946--1954 годах). А у многих из этих новых пенсионеров еще живы родители. При этом большинство бэби-бумеров имеет взрослых детей, а порой еще и внуков, иногда уже тоже взрослых. Впервые в истории четыре поколения одной семьи могут долго сосуществовать на одном и том же временном отрезке, а по-настоящему рабочим из всех четырех является только одно поколение, поскольку остальные три или уже отдыхают, или еще учатся. Пенсионные фонды этому не радуются. Как быть? О своем видении ситуации «Времени новостей» рассказал директор французского Национального института демографических исследований Франсуа ЭРАН. - Сегодня даже в развитых странах Запада может стать реальностью лозунг - предостережение борцов с реформой пенсионной системы: «Ты будешь работать до 80 лет и умрешь бедным!» Что же делать?
- Увы, придется увеличить период обязательного трудового стажа, который необходим для получения полноценной трудовой пенсии. Сейчас этот период составляет 168 триместров (периодов по три месяца), то есть 42 года. Другой вариант - повышение доли пенсионных вычетов из зарплаты, но он ни у кого не вызывает энтузиазма. В нашем правительстве его даже не рассматривают. Еще одно решение - переход к постепенному выходу на пенсию, когда люди сначала переходят на работу неполного дня с получением частично зарплаты, а частично - небольшой пенсии. - Но почему все эти проблемы приобрели такую остроту?
- Случилась одна хорошая, но неожиданная вещь. Еще в 1960-е годы специалисты заметили, что продолжительность жизни растет, но они не думали, что этот рост будет иметь такой взрывной характер. Как подсчитали американские демографы, каждый год средняя продолжительность нашей жизни увеличивается на три месяца.
Между тем во Франции есть две мощные силы, которые лоббируют ранний выход на пенсию. С одной стороны, это хозяева предприятий, которые торопятся избавиться от стариков, считая их неэффективными работниками, заменяя их молодыми людьми, кстати, более «дешевыми». С другой стороны, это профсоюзы, которые стоят на страже права на пенсионный отдых. Нужно менять саму культуру отношения к старости. Пора отходить от «культа молодости», на которой во многом основана современная экономика. - Но сделать это будет трудно! Я не раз слышал от специалистов, что старость в современном обществе рассматривается только как потеря, а вот мудрость, опыт и интеллигентность не востребованы. Как заметила французская врач-гериатр Жизель Бессак, содержащая в Париже экспериментальный дом для престарелых: «Биологическая старость сегодня наступает в 80 лет. Но с точки зрения маркетинга, рекламы и потребления для нашего общества даже 47-летний человек - уже старик».
- Вот это надо будет менять. Мы должны привыкать к более пожилым официантам, секретаршам и так далее. Хотя и это не решит проблему. Беда в том, что наше общество привыкло к тому, что уровень жизни пенсионеров почти равен уровню жизни работающего населения. На это была направлена налоговая политика и другие меры со стороны государства. Возникает вопрос - нужно ли нам поддерживать эту ситуацию? Не будет ли более справедливой система, при которой те граждане, которые находятся в активной части жизненного цикла и больше дают обществу, будут получать больше? Дискуссия по этому поводу в обществе никак не начнется. Хотя нынешние реформы тихой сапой ведут к тому, что коэффициент замещения, то есть процентное соотношение между пенсией и зарплатой, меняется не в пользу пенсии. - Но ведь во Франции неплохая демографическая ситуация. В стране рождается много детей - если не ошибаюсь, количество рождений в стране даже превышает количество смертей...
- Да, по сравнению с Германией или Италией дела у нас обстоят лучше. Но большое количество рождений не отменяет того факта, что наше население стареет, то есть рост количества стариков обгоняет рост количества вступающих в активную жизнь людей. В Европе мы исключение в плане рождений, но не в плане смертности. Все прогнозы показывают, что западноевропейские страны будут стареть в течение минимум ближайших 30-40 лет. Не из-за малого числа рождений, а из-за роста продолжительности жизни. Увеличение рождаемости может помочь в перспективе, но в ближайшие десятилетия старики останутся той демографической «мансардой», которая будет все сильнее давить на пирамиду молодых поколений. Впрочем, если судить по статистике, России из-за высокой смертности такая перспектива не грозит. - Это не совсем так. Статистику продолжительности жизни в нашей стране портят молодые бесшабашные мужчины, обеспечивающие высокий уровень ранней мужской смертности за счет нездорового образа жизни и несчастных случаев. Старики же, особенно в Москве, перешагнув пенсионный рубеж, нередко живут долго. Но где же нам с вами искать решение этой общей проблемы?
- Отвечая на вызов времени, Франция, США и страны Северной Европы развивают гериатрию - отрасль медицины, занимающуюся проблемами старости. Но медицина - лишь верхушка айсберга проблем, связанных со старением населения. Одно из решений - сделать стариков нужными. Нужно переоборудовать рабочие места так, чтобы они были более эргономически пригодными для пожилых людей. Надо также облегчить процесс передачи молодым знаний, накопленных предыдущими поколениями, и сделать эти знания востребованными. Надо заинтересовать молодых искусством, историей, другими интеллектуальными занятиями, в которых старики дают им фору. Надо начинать борьбу с возрастной дискриминацией, добиваясь более справедливых условий приема на работу пожилых людей. Это не прихоть политкорректности, это экономический императив.
Беседовал Дмитрий БАБИЧ, журнал «Russia Profile», - для «Времени новостей», 18 августа 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)