Оценка человеческой жизни — изобретение не современное. Это понятие появилось в глубокой древности, так же, как и представление о том, что одни жизни более ценны, чем другие. Однако до сих пор никому так и не удалось вывести совершенную формулу — каким образом определить принципиально неподсчитываемую сумму, ведь жизнь каждого человека уникальна.
По мнению историка Джона Фосберри, автора книги «История криминального правосудия», старейшим юридическим документом, в котором оценивается жизнь человека, является Кодекс Хаммурапи, действовавший в Вавилонии примерно в 1760-е годы до н. э.
Первым крупным международным соглашением, в рамках которого стороны пытались оценить стоимость жизней своих убитых граждан, был Версальский договор 1919 года, подписанный после окончания Первой мировой войны. Тогда проигравшие войну государства обязали платить репарации победителям (практика, известная с древности). Россия в Версальской конференции не участвовала и своей доли репараций не получила. Маргарет Макмиллан, автор книги «Париж, 1919 год», подчеркивает, что в ходе переговоров делегация Великобритании декларировала, что полученные ею от Германии средства будут направлены на выплаты пенсий и пособий вдовам, сиротам и инвалидам войны. Однако семьям погибших досталась ничтожная часть репараций, полученных их государством. Другие страны-победительницы к подобным аргументам не прибегали.
После Второй мировой войны разгромленная Германия также была обязана выплачивать репарации. Однако в тексте Потсдамского договора не содержится упоминаний о том, что эти средства выплачиваются в качестве компенсации за жизни людей, ставших жертвами германской агрессии.
Методология
Попытки оценить стоимость жизни человека предпринимаются потому, что государства и бизнес-структуры обязаны учитывать этот фактор при разработке законов и стратегий. Сегодня существует несколько методов, на основании которых оценивается стоимость человеческой жизни. Ни один из них не может считаться абсолютно точным. Первый основан на простом арифметическом подсчете. Учитываются такие факторы, как уровень образования человека, состояние его здоровья, возраст, реальный доход и прочее. На основе этих данных высчитывается, сколько денег способен заработать этот человек за определенный период своей будущей жизни. Полученная сумма показывает приблизительную стоимость его жизни. Такую методологию обычно применяют страховые компании, оценивая размеры потенциальных выплат наследникам покойного. Условная цена человеческой жизни применяется и при расчете компенсаций потенциальным жертвам, например, несчастных случаев на производстве.
Использование этого метода априори приводит к тому, что наиболее высоко ценится жизнь молодых, богатых и здоровых людей. Критики указывают, что это мало соответствует действительности. К примеру, великий физик Стивен Хокинг — инвалид, не способный даже говорить, внес колоссальный вклад в сокровищницу знаний человечества. Второй метод основан на анализе ранее реализованных проектов. Его применяет, например, Агентство по охране окружающей среды США. Условная стоимость человеческой жизни используется при принятии решений об ужесточении экологических требований (что неизбежно связано с дополнительными расходами и убытками) с точки зрения сохранения человеческих жизней. Пример расчета: если на оживленном перекрестке ежегодно погибало три пешехода, в результате чего в этом опасном месте был построен подземный пешеходный переход стоимостью 9 млн. долл., то цена человеческой жизни составит 3 млн. долл. Для такого метода все человеческие жизни одинаковы — вне зависимости от возраста, дохода, образования, здоровья и прочего. Третий метод за основу берет мнения самих обладателей жизни — то есть людей прямо или косвенно просят оценить себя. Большинство исследователей относятся к этой методике скептически. И все же субъективные оценки имеют право на существование, поскольку хотя бы приблизительно определяют представления реальных людей о ценности собственной персоны. Четвертый базируется на подсчете сумм, которые люди согласны платить за сбережение своих жизней, покупая устройства, повышающие уровень безопасности. Условный пример: тормоза новой конструкции стоимостью 300 долл., способны сократить тормозной путь автомобиля и таким образом уменьшить вероятность ДТП с летальным исходом. Предположим, вероятность смерти водителя или пассажира автомобиля в результате ДТП оценивается как 1 к 100000. Следовательно, устанавливая на свою машину новые тормоза, автовладелец оценивает свою жизнь в 30 млн. долл. Критики этого подхода утверждают, что человек использует десятки и сотни устройств, потенциально способных спасти его жизнь, — от велосипедных шлемов до резиновых перчаток. Их совокупную стоимость и кумулятивный эффект невозможно определить.
Кроме того, многие исследователи, пытаясь найти золотую середину, комбинируют перечисленные методы. Разнообразие потрясает воображение. Однако пока ни одна из попыток не была признана стопроцентно удачной.
Единого тарифа на стоимость человеческой жизни нет и в госструктурах США. Так, традиционно выше всего человеческую жизнь оценивает Агентство по охране окружающей среды США — 6,9 млн. долл. Намного меньше дает Министерство транспорта — 5,8 млн. долл.
Комиссия по безопасности потребительских товаров для расчета компенсации, которую вправе получать потребители, убитые недоброкачественными изделиями, использует цифру в 2 млн. долл. Администрация по контролю за продовольствием и медикаментами — 5,5 млн. долл. Федеральная авиационная администрация — 3, а Бюро статистики труда — 4 млн. долл.
Великобритания, Канада и Австралия по многим показателям (например, по продолжительности и уровню жизни населения) схожи с США. Для сравнения: Министерство окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании оценивает жизнь гражданина в 1,2 млн. долл., правительство Канады — в 1,7—5,7 млн. долл., австралийское Бюро экономики транспорта и коммуникаций — в 700 тыс. долл. В мае 2008 года журнал Time сообщил, что в большинстве случаев медицинские страховые компании, работающие в индустриально развитых странах мира, оценивают человеческую жизнь максимум в 50 тыс. долл.
Свои и чужие
Большинство исследований показывают, что чем богаче страна, тем выше она оценивает жизнь своих граждан. Аллан Фелдман, автор книги «Переоценка цены жизни», использовал для подсчета шкалу сравнительной покупательной способности жителей разных стран. По его оценкам, стоимость жизни француза составляет примерно 2,18 млн. долл., китайца — 687 тыс. долл., индуса — около 16 тыс. долл.
Несмотря на то что стоимость человеческой жизни теоретически должна быть одинаковой для всех, на практике этот принцип игнорируется. Одни жизни оказываются более «дорогими», чем другие.
Показателен пример оценки жизней людей, погибших в ходе военных действий. Так, Министерство обороны США сегодня выплачивает семье погибшего военнослужащего 100 тыс. долл. Эти деньги идут на оплату похорон, единовременные пособия и т.п. Кроме того, большинство американских военнослужащих приобретают страховые полисы в военной страховой компании. В случае смерти военнослужащего страховщики выплачивают его наследникам до 400 тыс. долл. Несовершеннолетние дети погибшего солдата и его вдова также получают пенсию и ряд льгот — например, медицинские страховки. Таким образом, жизнь солдата стоит от 500 тыс. до 1,5—1,7 млн. долл. (в зависимости от количества и возраста детей).
Иным образом рассчитывается стоимость жизни других категорий жертв войны. В 2007 году Контрольная палата США опубликовала отчет о том, каким образом Пентагон компенсирует потери жителям Ирака и Афганистана, пострадавшим в результате действий американских военных. Средствами на подобные цели располагают три структуры: Госдепартамент, Министерство обороны и Агентство США по международному развитию. В свою очередь, Пентагон может расходовать деньги тремя путями: во-первых, выполнять решение судебных органов, установивших, что американские военные причинили определенный ущерб; во-вторых, выплачивать средства для компенсации ущерба; в-третьих, передавать пострадавшим деньги в качестве акта соболезнования. Во втором и третьем случаях особо указывается, что передача денег не является фактом признания Пентагоном своей вины. Это лишь своеобразный жест доброй воли, имеющий целью поддержание хороших отношений с местным населением. Контрольная палата проанализировала только эти два способа выплат, составляющих примерно пять-восемь процентов от общей суммы компенсаций США, выплачиваемых афганцам и иракцам.
Американские военные могут ассигновать на эти цели неограниченные суммы. Однако де-факто в Ираке и Афганистане размеры «соболезнующих» выплат не превышают 2,5 тыс. долл. (за смерть, ранение или повреждение/уничтожение собственности). В Афганистане прейскурант несколько иной: примерно 2,3 тыс. долл. за смерть и около 467 долл. — за тяжелое ранение. Таким образом, жизнь иракца, или афганца погибшего по вине американского солдата, стоит в 200 раз меньше, чем жизнь последнего.
Части тела и душа
Определяют цену человеческой жизни и с помощью нестандартных методов. В 1985 году американский фантаст Артур Порджес впервые выступил с новой идеей: он подсчитал стоимость химических соединений, находящихся в теле человека, и определил их совокупную стоимость в 1,8 долл. В 2006 году Бюро по делам химии и почв (действует в составе Министерства сельского хозяйства США) подняло цену до 4,5 долл. Стоимость субстанций человека была определена с помощью биржевых котировок.
В 2002 году журнал Wired определил максимальную цену человеческого тела. Методика основывалась на официальной стоимости отдельных человеческих органов, применяемых в медицине и биотехнологической индустрии США. Цены «черного» рынка в расчет не принимались. Так, костный мозг был оценен в 23 млн. долл., легкие — 116,4 тыс., почки — 91,4 тыс., сердце — 57 тыс. долл. Кроме того, определялись коммерческие возможности сдачи яйцеклеток женщинами и спермы мужчинами. В итоге здоровое человеческое тело было оценено в 45 млн. долл.
Широко известна также практика страхования деятелями искусств своих наиболее ценных частей тела и органов — голоса, рук, ног, груди, носов, профилей, волос, зубов, вкусовых рецепторов и т.п. Страховые суммы отличаются редким разнообразием, и с их помощью сложно понять, во сколько же оценивается человек искусства целиком. Кроме того, многие сообщения такого рода, публикуемые «желтыми» изданиями, не соответствуют действительности.
А вот успехи продавцов бесплотной субстанции, предположительно пребывающей в теле человека — души, весьма умеренны. Первопроходцем здесь стал американский студент Адам Бартл, в 2001 году выставивший свою душу на интернет-аукционе eBay. Максимальное предложение, которое он получил, составило 400 долл.
В 2004 году молодой американец с дипломом юриста, готовившийся получить адвокатскую лицензию, вывесил на доску интернет-объявлений Craig’s List анонимное предложение о продаже своей души (в комплекте с ней шел сертификат о собственности и красивый контейнер). Продавец объяснял, что информация, полученная им о работе адвоката, дает все основания предполагать, что душа ему не потребуется. Результат продажи неизвестен.
Последняя сделка такого рода свершилась в Новой Зеландии в июле 2008 года. 24-летний Уолтер Скотт продал свою бессмертную душу сети пиццерий «Дьявольская пицца» за 3,8 тыс. долл.
Алла КОТЛЯР. (по материалам сайта WashPofile.org) «Зеркало недели», 16-22 августа 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)