Справится ли Дмитрий Медведев с миссией "социального президента"
В скором будущем правительство может сделать в сторону граждан несколько «социальных реверансов». Как заявил во вторник на консультациях в Госдуме с лидерами четырех партий, поддержавших его выдвижение в президенты России, первый вице-премьер Дмитрий Медведев, «успехи, которые были достигнуты за последние восемь лет, нужно конвертировать в реальные социальные программы». Ключевое в этой фразе, безусловно, слово «реальные»: неудачно проведенная монетизация льгот, смешного размера пособия и пенсии (по крайней мере, у многих) заставляют усомниться в действенности социальных программ.
"Энергия накоплена довольно приличная", - сказал тогда г-н Медведев, заметив, что «не все получается так, как хотелось бы, есть недосказанности и издержки". Но при всем том, уверен он, "программа пошла", а поэтому необходимо не упустить «тот положительный опыт, который был накоплен за предыдущие годы в социальной сфере».
Из всех социальных направлений в первую очередь г-н Медведев может заняться тем, что ему уже знакомо по национальным проектам, то есть здравоохранением и разнообразными программами поддержки молодой семьи - от пособий по беременности до кредитов на покупку «доступного жилья». За доступными кредитами, судя по всему, дело не станет: если кредиты будут выдаваться и субсидироваться государством на таких же либеральных условиях, как это делается сегодня, к примеру, в рамках проекта по развитию агропромышленного комплекса, скоро только ленивый не оформит на себя ипотеку. Другое дело, как за это расплачиваться, ведь далеко не у всех рост зарплат превосходит темпы роста инфляции. С другой стороны, слишком быстрый рост доходов сам по себе способен стимулировать повышение темпов инфляции.
Среди относительно легких проектов, которые на первое время могут быть взяты для успешного «старта» г-на Медведева в грядущей должности, может быть законодательное «снятие потолка» при выплате пособий беременным (Конституционный суд признал ограничение выплат незаконным, прежняя Дума не успела принять соответствующие поправки) и принятое на федеральном уровне решения о переводе на полное бюджетное обеспечение пребывания детей в школах. В регионах в отличие от Москвы покупка школьниками учебников и организация их питания являются платными.
Более сложный вопрос - как быть с пенсиями. В нынешней своей должности Дмитрий Медведев в рамках нацпроектов этой проблематикой не занимался. Вопрос этот не только завязан на структурные финансовые изменения, но и чреват проявлением активного недовольства. Г-н Медведев уже заявил о том, что готов заняться этой проблемой. Правда, никакой конкретики он пока не обещал, в ходе консультаций в Госдуме лишь обозначив, что выступает за пересмотр пенсионного законодательства, а также за увеличение так называемого коэффициента замещения (показывающего соотношение пенсий и зарплат), который сейчас составляет 24%.
Эксперты не уверены, что социальные обещания будут основываться на серьезном экономическом фундаменте. «Социальное направление было бы озвучено в качестве приоритетного при любом правительстве и президенте, которые придут на смену нынешним. Но заявление г-на Медведева прозвучало несколько лукаво, учитывая, что механизмы решения социальных проблем лежат уже не в плоскости социальной сферы, а в сфере макроэкономики»,-- уверен руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. «Экономику нужно сделать конкурентоспособной и инновационной; большие бюджетные возможности, которыми сегодня обладает государство, должны выливаться в большие зарплаты. Нужно заново строить отношения с бизнесом, с внешним миром, ведь не может страна жить в окружении внешних врагов. Если все это будет сделано и не ограничится мелкими инъекциями в виде нацпроектов, то хронические социальные проблемы действительно могут быть решены в ближайшие несколько лет»,- считает он.
«Социальные» заявления Дмитрия Медведева пока следуют считать не программой действий, а скорее идеологическими тезисами, полагает генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян. "Когда мы увидим, что эти заявления как-то привязаны к финансовому плану, к трехлетнему бюджету, то тогда можно будет прогнозировать, насколько это выполнимо. Трехлетний бюджет может подлежать 10-процентной коррекции, но даже если на социальные цели будет выделено на 10% больше - это огромные деньги. Но если это будет косметическая коррекция, то Медведев так и останется лицом, реализующим планы Путина, - президентом-исполнителем», - замечает г-н Микаелян.
Некоторый положительный опыт в решении социальных задач г-н Медведев действительно уже имеет, признает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «В рамках нацпроектов уникальных решений по снятию остроты социальных вопросов принято не было, главный их эффект - удалось привлечь внимание к самой социальной политике», - говорит он. Как замечает г-н Николаев, не очень разумно заботиться о социальной сфере в форме нацпроектов; это должно быть не проектом, пусть и хорошо финансируемым, а национальным приоритетом. «Сегодня правительство находится лишь в начале пути по решению социальных задач. Есть статистика: в 2002 году средняя зарплата в сфере образования составляла 67% от средней зарплаты по стране. В 2007 году, при общем повышении уровня зарплат, когда уже шла работа по нацпроектам, зарплата в образовании осталась на том же уровне 67%, что и была пять лет назад», - приводит пример аналитик.
Ирина СКЛЯРОВА. «Время новостей», 13 декабря 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)