В 2008 году в рамках национального проекта «Здоровье» начнет действовать программа медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). На ее совершенствование в течение ближайших трех лет планируется направить 7,4 миллиарда рублей. Треть из них (2,6 миллиарда) будут выделены на следующий год. Примечательно, что это далеко не первая попытка федеральных властей сделать отечественные дороги более безопасными. Способны ли эти новые меры действительно сократить число смертей на наших трассах?
Национальная «гильотина»
Нынешняя ситуация на автодорогах страны соизмерима с национальным бедствием. Как подчеркнул первый заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании в Правительстве РФ, за десять месяцев текущего года в России было зарегистрировано около 200 тысяч ДТП. Ранения получили 234 тысячи человек, а 27 тысяч погибли. Все три показателя в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 3,4 - 3,6 процента. За этими цифрами изломанные жизни, людские трагедии, горе потери родных и близких.
Гибель населения от ДТП серьезно влияет на демографическую ситуацию. А экономические убытки, по словам Дмитрия Медведева, только в прошлом году составили около 470 миллиардов рублей. Как считают эксперты, это около трех процентов ВВП, что, например, соизмеримо с текущими расходами на оборону страны.
Может, поэтому первый заместитель председателя Правительства РФ сравнил ситуацию на российских дорогах с боевыми действиями. По его словам, необходима современная, более эффективная система оказания помощи, поскольку в России число погибших на 100 пострадавших в ДТП значительно выше, чем в ведущих странах мира. Там успешно решены три ключевых вопроса: быстрота получения информации о происшествии, время начала оказания медпомощи и постоянная готовность больниц, расположенных вдоль автотрасс. Как считает Медведев, с этим у нас самое сложное положение.
Наиболее эффективная медицинская помощь, как показывает зарубежная практика, оказывается в течение первых 30 минут после получения травмы. Отсутствие помощи в течение первого часа увеличивает количество смертельных исходов на 30 процентов. До трех часов – на 60 процентов. А до шести часов – на 90 процентов. У нас же из-за позднего прибытия «скорой помощи» почти 60 процентов в ДТП умирают до поступления в клинику. Причем только шесть процентов пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте, а нуждаются в этом от 30 до 60 процентов.
Чтобы за два года снизить смертность от дорожных аварий с 27 случаев на 100 тысяч человек до 16 (расчеты показывают, что это возможно), Правительство РФ намерено принять кардинальные меры. Предполагается оснастить автотранспортом и оборудованием больницы, расположенные вдоль ряда федеральных дорог, где наибольшее количество аварий со смертельным исходом. В будущем году регионам, через которые проходят эти транспортные артерии, из федерального бюджета будут предоставлены субсидии в размере 2,6 миллиарда рублей.
Скальпелем и штрафами
По словам министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, бюджетные средства будут выделены медучреждениям регионов, где на федеральных автотрассах происходит наибольшее количество ДТП со смертельным исходом. Это семь трасс: «Дон» (Москва – Новороссийск), «Украина» (Москва – Киев), «Урал» (Москва – Челябинск), «Каспий» (Москва – Астрахань), «Волга» (Москва – Уфа), «Холмогоры» (Москва – Архангельск) и «Байкал». В будущем году реализация программы начнется в восьми регионах, которые расположены вдоль магистралей «Дон» и «Украина». Сюда планируется направить 1,6 миллиарда рублей. Кроме того, планируется закупить около 170 реанимобилей.
В бюджетах регионов должны быть предусмотрены собственные ассигнования на эти цели и собственные программы повышения безопасности дорожного движения в режиме софинансирования. При этом 1 июня 2008 года региональным властям необходимо будет подготовить помещения, приобрести медтехнику, подобрать врачей-специалистов. За больницами также будут закреплены зоны ответственности на федеральных трассах.
По мнению первого заместителя министра МВД Александра Чекалина, необходимо формировать комплексные бригады для выезда на ДТП или обеспечить одновременный выезд специалистов, а также выдвигать совместные мобильные группы на выходные дни, когда особенно много автомобилей. Кроме этого, нужны такие медицинские аптечки, где содержится достаточно необходимых лекарств. Пока же выпускаются одинаковые комплекты для легковых автомобилей и пассажирских автобусов, как, впрочем, и огнетушители, объем которых должен зависеть от категории автомобиля.
Проблемой остается и эвакуация пострадавших с места аварий. Правда, в МВД уже есть примеры спасения людей с помощью вертолетов. По мнению Дмитрия Медведева, развитие санитарной авиации - крайне актуальное дело. Но здесь пока мешают ведомственные барьеры. У Министерства здравоохранения и социального развития свои ресурсы, у МВД – свои, и они нуждаются в координации. А нужна единая мобильная служба спасения, оснащенная специалистами, связью и вертолетами. Кстати, помочь этому делу могло бы активное развитие региональной авиации. При этом не только сократились бы автомобильные междугородние перевозки, но и появилась для винтокрылой «скорой» материальная база.
Конечно, такая система чрезвычайно нужна. Но гораздо важнее свести к минимуму многочисленные причины аварий. Видимо, поэтому на совещании в Правительстве РФ представители всех заинтересованных министерств обсуждали комплексный подход к повышению безопасности автодорог. Среди них ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения и развитие дорожной инфраструктуры.
Хотя, по мнению министра экономического развития и торговли РФ Эльвиры Набиуллиной, если не изменить подход к строительству дорог в России, на их реконструкцию и строительство понадобится 270 лет. Автодор остается наиболее отстающим элементом экономики. При общей протяженности дорог примерно в 1 млн. 100 тысяч км, в стране ежегодно реконструируются и строятся всего 1800 км, то есть менее одного процента общей протяженности. А потребность - около 500 тысяч км. Чтобы изменить ситуацию, министр предлагает привлечь частные компании, особенно учитывая проявленный с их стороны интерес.
Нам дороги эти позабыть нельзя
По словам Президента России Владимира Путина, из-за плохих дорог страна теряет шесть процентов ВВП в год - 1,6 триллиона рублей, примерно половину резервов Стабилизационного фонда. Потери слишком колоссальны, чтобы не поставить вопрос ребром. Если в стране при активном участии Правительства РФ возник автомобилестроительный бум, то почему-то до сих пор нет бума дорожного строительства.
Одна из причин, видимо, в том, что в недавние годы расходы на дорожное строительство упали с 2,9 процентов ВВП в 2000 году до 1,5 в 2003-м. Еще до середины 80-х в стране ежегодно вводилось 11 - 12 тысяч километров в год. Потом произошел резкий спад. И в начале девяностых был создан дорожный фонд, который позволил строить до 7 - 8 тысяч километров в год. Но тогда команда экономистов посчитала, что дорожный фонд не совсем рыночный источник финансирования, и заменила его общим налогом, пообещав, что объемы финансирования дорожного строительства будут сохранены. В первый год средства были найдены. Но затем все обещания забылись, и темпы строительства упали до 3,5 тысяч. Сегодня идут отдельные проекты, растянутые во времени и пространстве. В целом же наши магистрали стали большим тормозом развития всей страны.
Дорожное хозяйство может стать заказчиком и полигоном для внедрения самых передовых технологий. Умная электроника может взять под контроль все дорожные проблемы. Кстати, уже создаются автомобильные коридоры безопасности Москва-Брест и Москва-Воронеж с использованием мониторинговой системы ГЛОНАСС. Оборудовано более 324 диспетчерских пункта мониторинговых систем в 51 субъекте России. Аппаратура навигации и передачи другой важной информации установлена на 3,3 тысячах служебных автомобилей и на 3,4 тысячах машин автовладельцев.
Также согласно Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» проходит опытную эксплуатацию автоматическая система слежения. Интересен опыт работы аналогичной системы в Соединенных Штатах, где она принципиально изменила отношения между водителями и полицией. С ее помощью внедрены два принципа: неотвратимость и обезличенность наказания. Все нарушения снимаются на видеокамеру, а квитанция штрафа высылается по почте или прикрепляется к дворникам. Представляете, сколько штрафов можно выдать, если пройтись по московским тротуарам. Правда, прежде требуется обеспечить цивилизованные условия парковки.
Кроме создания системы слежения, программа охватывает ряд других важных вопросов. Как свидетельствует практика, водители, пассажиры, милиция и дорожные службы зачастую не умеют оказывать первую помощь. Поэтому программой предусмотрено обучение детей, подготовка водителей, создание систем оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП. И к 2012 году комплексными мерами намечено сократить число погибших в автомобильных авариях в полтора раза.
Виктор КОХТАЧЕВ. «Российские вести», 26 декабря 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)