Постоянно растущие расходы госбюджета на социальные выплаты практически не влияют на уровень жизни наименее обеспеченных граждан. Существующая система льгот построена таким образом, что пользоваться ими в полной мере могут лишь те, кто и без того имеет неплохие доходы. Именно зажиточные граждане знают, с какими аргументами и в какой чиновничий кабинет заглянуть, чтобы за счет казны уменьшить свои траты. Выбор преференций весьма внушителен. На сегодняшний день в стране действует 364 вида льгот. Зато те, кому они предназначены, иногда об этом и не догадываются. Однако власть и не думает исправлять ситуацию, больше беспокоясь о дальнейшем наращивании социальных расходов казны.
На прошлой неделе Госкомстат опубликовал отчет "Расходы и ресурсы домохозяйств Украины в первом полугодии". Согласно исследованию траты среднестатистической семьи в этот период составили 1582 грн. в месяц, что на 13% больше, чем в первом полугодии 2006 г. Впрочем, эти цифры больше напоминают среднюю температуру по госпиталю. По данным того же исследования, 38,6% украинцев имели доход ниже прожиточного минимума (менее 525 грн. в месяц). 10% самого обеспеченного населения (к этой группе официальная статистика относит граждан, зарабатывающих от 840 грн. на каждого члена семьи) получили 22% всех доходов украинцев. Данные Госкомстата о распределении доходов подтверждаются результатами независимых исследований. По сведениям компании GFK Ukraine, 10% наибеднейшей части наших сограждан в первом полугодии получили 3,4% доходов, а 10% самых богатых - 24%. При этом, по информации Госкомстата, пенсии, стипендии и разнообразные социальные выплаты составляли больше четверти совокупных доходов украинских семей. "Сумма льгот и субсидий на оплату жилья, коммунальных продуктов и услуг, полученная в среднем одним домохозяйством с доходами меньше прожиточного минимума и из группы 10% наименее обеспеченных, была соответственно в два и четыре раза меньше, чем в группе зажиточного населения. Стоимость льгот на оплату санаторно-курортных путевок, на покупку лекарств, лечение, протезирование зубов, услуг транспорта и связи, полученных одним зажиточным домохозяйством, превышала соответствующие показатели среди семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума и наименее зажиточных хозяйств в 5 и 12 раз соответственно", - говорится в отчете Госкомстата.
"В Украине ситуация с социальным обеспечением обстоит таким образом, что наиболее нуждающиеся имеют наименьшие возможности получить помощь. Как правило, они плохо осведомлены о возможностях ее получения от государства, и если знают о причитающихся льготах, часто не могут добиться их получения. А вот зажиточные граждане таких трудностей не испытывают. До недавнего времени нормальным явлением было, когда за субсидиями на оплату коммунальных услуг приезжали на "мерседесах". После того как местные советы получили возможность выносить решения о их назначении исходя из фактического положения дел, ситуацию удалось несколько выровнять. Однако с другими льготами дела обстоят хуже", - говорит эксперт Ассоциации городов Украины Юрий Ганущак. По подсчетам Института демографии и социологических исследований НАН Украины, к наименее защищенным можно отнести лишь около 10% населения. При этом в прошлом году данная категория граждан получила из бюджета только 2,2% всех субсидий, выделяемых казной. "Сразу же после появления какой-либо преференции обнаруживается огромное количество претендентов на нее. Ведь чтобы получить соответствующее удостоверение льготника, необязательно действительно им являться", - говорит г-н Ганущак.
На сегодняшний день в стране действует 364 вида льгот, пользоваться которыми имеют право 30 млн. человек. Причем попытки уменьшить их количество до сих пор терпели фиаско. Напомним, что 9 июля КС вынес решение о несоответствии Конституции ограничение бюджетным законом на 2007 г. ряда преференций. Неконституционным было признано приостановление действия законов "О статусе ветеранов войны, гарантий их социальной защиты", а также "О жертвах нацистских преследований", предусматривающих выплаты ежегодной разовой помощи. Незаконным судьи сочли приостановление действия льгот, компенсаций и гарантий для отдельных категорий работников бюджетной сферы и военнослужащих по снижению платы за коммунальные услуги, на бесплатный проезд во всех видах общественного транспорта, а также для чернобыльцев. Кроме того, признана неконституционной норма, ставящая установление помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в зависимость от совокупного дохода семьи. Это решение "утяжелило" расходную часть казны примерно на 70 млрд. грн. Причем аналогичную сумму придется закладывать и в бюджет следующего года, поскольку КС признал незаконным приостановку бюджетным законом действия льготных законов. Чтобы отменить преференции, народным избранникам придется их пересмотреть. Однако нынешняя коалиция в парламенте вряд ли пойдет на такой шаг. Инициаторами представления в КС были 46 депутатов из оппозиционных тогда фракций БЮТ и "Нашей Украины". Решение судей о недопустимости ограничения льгот они восприняли как победу оппозиции над Кабмином. В процессе работы над бюджетом-2008 из Секретариата Президента постоянно раздавались замечания о том, что правительство игнорирует инициативы главы государства в сфере социального обеспечения. Никаких инициатив по поводу реформирования системы предоставления льгот при этом не звучало.
В результате нынешний состав Кабинета Министров и Президент настаивают на необходимости увеличения льгот, ничего не говоря при этом о пересмотре принципа их начисления. Так что богатые будут становиться еще богаче при полной поддержке государства.
***
К наименее защищенным можно отнести лишь около 10% населения. При этом в прошлом году данная категория граждан получила из бюджета только 2,2% всех субсидий, выделяемых казной
Екатерина ПРИЩЕПА. «Деловая столица», 24 декабря 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)