… о первых итогах программы по переселению соотечественников
«Кредитная история» переселенца
Что мешает выполнению Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, какие действия должны предпринять законодатели, чтобы программа заработала в полную силу? Эти вопросы были в центре обсуждения на двухдневном выездном заседании Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в Липецке.
Ситуация действительно не простая. По Государственной программе в 2007 году предусматривалось переселение в Россию 25 тыс. человек, но, к сожалению, реально на начало декабря переехали 160 семей. Не оказало существенного влияния на увеличение потока переселенцев и вступившее в силу с января текущего года миграционное законодательство, упрощающее иностранным гражданам приобретение российского гражданства. Из предусмотренных на программу федеральным бюджетом 4,6 млрд. рублей израсходовано лишь 252,3 млн. рублей.
Липецкая область, где проходило заседание комитета, - один из 12 "пилотных" регионов по реализации программы переселения соотечественников. "В регионе существует реальная потребность в привлечении дополнительных трудовых ресурсов, - подчеркнул глава администрации области Олег Королев, - поэтому мы так заинтересованы в переезде соотечественников, проживающих за рубежом".
По ряду социально-экономических показателей Липецкая область уже сейчас опережает среднероссийские значения. Темпы развития значительно возрастут с началом производственной деятельности ОЭЗ "Липецк" и региональных ОЭЗ, реализацией целого ряда крупных инвестиционных проектов. Однако область сталкивается с целым комплексом социальных проблем, в числе которых ухудшение демографической ситуации. Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции, связанные с увеличением рождаемости и снижением смертности, - прогноз неутешителен. Численность населения трудоспособного возраста неуклонно сокращается. Уже сейчас ощущается нехватка рабочих высокой квалификации по целому ряду специальностей, не полностью укомплектованы врачебными кадрами муниципальные учреждения здравоохранения. В рамках программы переселения в Липецкой области в 2007-2012 гг. планируется принять 10 тыс. человек, с начала октября переехали лишь 13 семей.
По словам председателя Комитета СФ по делам СНГ Вадима Густова, законодателям крайне важен опыт первых 12 "пилотных" регионов, поскольку в следующем году Государственная программа переселения соотечественников будет действовать еще в 59 субъектах Российской Федерации. "Мы хотим понять, с какими проблемами сталкиваются переселенцы, определить, как нужно откорректировать правовую основу процесса переселения, чтобы количество соотечественников, переезжающих на постоянное жительство в Россию, выросло, чтобы начали решаться конкретные задачи по целевому привлечению трудовых ресурсов", - сказал Вадим Густов. Однако пока "вопрос завис в воздухе: законодательная база сделана, на программу выделены средства, а переселенцы не едут".
Увидеть, как идет адаптация соотечественников на новом месте, члены Комитета СФ по делам СНГ смогли в ходе встреч с руководителями муниципалитетов Грязинского, Тербунского районов, г. Липецка и самими переселенцами - участниками программы.
Переселенцы столкнулись с целым рядом проблем - от нехватки информации и задержек с оформлением документов на участие в программе до сложностей с регистрацией и невозможностью устроиться на работу в отведенные для этого 5 дней.
Но основной проблемой, которая, по мнению участников встреч, сдерживает приток переселенцев, названа жилищная. Большинство переселенцев - малообеспеченные люди, испытывающие материальные затруднения, особенно на первоначальном этапе до получения гражданства и трудоустройства всех членов семьи.
Выездное заседание Комитета СФ по делам СНГ выработало конкретные предложения. Так, в ближайшее время комитет планирует доработать проект модельного законодательного акта СНГ "О деятельности частных агентств занятости" и проект федерального закона "Об основах рекрутинговой деятельности в сфере внешней трудовой миграции", которые позволят активизировать роль негосударственных структур в реализации программы, привлечении и закреплении в России востребованных трудовых ресурсов.
Как показало обсуждение, проблемы переселения соотечественников требуют постоянного внимания - вернуться к этим вопросам участники встречи планируют уже в феврале на совещании, организованном полномочным представителем Президента РФ в ЦФО.
Ирина ЕРМАКОВА. «Парламентская газета», 20 декабря 2007 года
«Кредитная история» переселенца
Программа добровольного переселения соотечественников провалена
Переселение соотечественников из зарубежья в Россию в текущем году фактически сорвано. Чиновники винят в этом недостаток информации о программе. Но независимые эксперты уверены в том, что те, для кого предназначена программа, переехали в Россию еще в середине 1990-х годов. Теперь, чтобы оправдать заложенные в бюджете на переселение бывших соотечественников деньги, придется зазывать в Россию не только русскоязычных, но и всех желающих поселиться, например, в Сибири.
Валентин Напалков, представленный красноярской администрацией журналистам как первая ласточка программы переселения соотечественников, несколько лет ждал возможности вернуться в Сибирь, где он родился. Ждал именно госпрограммы, утвержденной указом президента РФ № 637 в июне 2006 года. Согласно этой программе каждому переселенцу в Красноярский край из федерального бюджета положено 40 тысяч рублей подъемных плюс еще по 15 тысяч на каждого члена семьи. "В течение января 2007 года собрал справки, - рассказывает Напалков. - И вот уже месяц как живу в съемной квартире, работаю на местном молокозаводе". По словам вернувшегося на родину 56-летнего инженера из-под Одессы, районная администрация отнеслась к нему доброжелательно, с пониманием, а краевая миграционная служба месяца через два-три обещала закончить оформлять российское гражданство. Хотя он не забыл отметить и бюрократизм российских миграционных служб заграницей. Теперь Напалков в течение года намерен наладить быт, а затем предложить переехать и жене с тремя взрослыми детьми. Однако отзывчивость районной администрации, на плечи которой фактически легла ответственность по приему мигранта, вряд ли способна исправить впечатление от абсурдности федерального проекта в целом.
Необходимость государственной программы переселения соотечественников очевидна. В начале года губернатор края Александр Хлопонин, открывая Красноярский экономический форум, прямо заявил, что основным препятствием экономического развития Сибири в ближайшие годы будет дефицит рабочей силы. Достаточно упомянуть проекты строительства в Красноярском крае нового Богучанского алюминиевого завода или начала освоения Васильевского месторождения золота - всего в справке, предоставленной красноярской администрацией, говорится о 35 реализуемых инвестпроектах. Для них в ближайшее десятилетие необходимо найти 32 тысячи работников. На 2007-2009 годы запланировано переселение в Красноярский край 2283 участников программы плюс 6849 членов их семей, на что выделено 10 млрд. рублей федеральных средств. Из них только в этом году должны были приехать 860 квалифицированных переселенцев плюс 2,58 тысячи членов их семей. Пока приехал один. "Вложили рубль, а эффект на копейку", - кратко прокомментировал ситуацию руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.
Неловкость положения, в котором оказались чиновники Федеральной миграционной службы и Минрегиона, может исправить переориентация программы на расширение круга потенциальных мигрантов. "Причем среди них далеко не все будут лицами славянской национальности, на что подспудно нацелена действующая программа", - считает Гонтмахер, занимающийся проблемами миграции. "Эта госпрограмма безнадежно опоздала. Все, кому надо было вернуться в Россию, сделали это в середине 1990-х годов", - уверен эксперт. А если мы хотим достичь цели по увеличению народонаселения и накачивания регионов трудовыми ресурсами, продолжает он, "то, во-первых, следовало бы поднять уровень жизни внутри страны, а во-вторых, было бы целесообразно воспользоваться методиками миграционных служб западных стран, которые давно отладили работу с иностранными мигрантами".
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)