… о влиянии новой миграционной политики на рынок труда России
Приручение мигранта
Глава Роструда Максим Топилин считает, что изменение правил трудоустройства иностранцев оказалось полезным и для россиян
С начала этого года вступили в силу новые правила внешней трудовой миграции. Как это повлияло на российский рынок труда? Куда склоняется вектор занятости и зарплаты?
Эти и другие вопросы мы обсуждали на "деловом завтраке" с руководителем Федеральной службы по труду и занятости Максимом Топилиным. Российская газета
Максим Анатольевич, полгода назад, тоже у нас на "деловом завтраке", вы сказали почти крамольное: что будете защищать труд иностранных граждан, поскольку нелегальная и низкооплачиваемая иностранная рабочая сила - это демпинг на российском рынке труда. Насколько вам это удается? Максим Топилин
С начала года, такого никогда не было, мы провели порядка 20 тысяч проверок работодателей, которые применяют труд иностранных рабочих. Выявлены десятки тысяч нарушений! С другой стороны, заключено около трех тысяч трудовых договоров с иностранными работниками. Это и есть тот вектор, о котором я говорил.
Что касается розничных рынков, то благодаря постановлению правительства и нашим совместным с ФМС России действиям реально удалось улучшить условия труда и повысить цену рабочей силы на рынках. Если раньше иностранцу в день платили порядка 300 или 500 рублей, то теперь российским гражданам стали предлагать рабочие места уже с заработной платой 500 и 800 рублей.
Второе важное изменение, которое касается уже не розничных рынков, а рынка труда в целом, - за последние полгода на 30 процентов выросло количество вакансий, о которых работодатели заявляют в органы службы занятости. РГ
Почему вдруг? С чем вы это связываете? Топилин
Экономика развивается. У работодателей реально появляется потребность в рабочих руках. И конечно, думаю, сказалась новая система привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы. Но это только начало. Мы сейчас начинаем выстраивать партнерские отношения с работодателями по привлечению иностранных работников. РГ
Какие изменения в законодательстве позволяют выстраивать эти новые партнерские отношения? Топилин
Как вы помните, на этот год была установлена квота по привлечению иностранных работников, прибывающих в безвизовом режиме, в 6 миллионов. Фактически эту квоту нельзя рассматривать как барьер, в том числе как барьер, препятствующий легализации трудовых отношений иностранных граждан, въезжающих в Россию в безвизовом режиме.
При этом с 15 января 2007 года вступили в действие поправки в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которые существенным образом упростили порядок получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывающими в Россию в безвизовом порядке. Уже эта новелла, с одной стороны, упрощает получение разрешения на работу и привлечение для работы иностранцев, с другой - повышает правовую защищенность иностранных граждан.
Далее, иностранный гражданин, въезжающий в безвизовом порядке, имеет право искать работу самостоятельно, обращаясь непосредственно к работодателям, либо через государственную службу занятости, либо через коммерческие агентства по трудоустройству. То есть этой категории иностранных граждан предоставлены практически те же возможности по поиску работы, что и российским гражданам. Хочу подчеркнуть, что предоставление услуг органами государственной службы занятости по подбору работы как российским гражданам, так и иностранным гражданам, въезжающим в безвизовом порядке, осуществляется бесплатно.
Таким образом, при обращении работодателей в органы службы занятости населения с целью подбора работников работодателю будут предложены кандидатуры не только работников-россиян, но и иностранных граждан, обратившихся в службу занятости. Это, безусловно, расширяет возможности трудоустройства для иностранных граждан, с одной стороны, и наиболее полного удовлетворения заявок работодателей о подборе работников для замещения вакантных и вновь создаваемых рабочих мест. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что работа государственной службы занятости построена на основе безусловного соблюдения приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
В свою очередь работодатель при найме иностранных граждан обязан направить уведомления о привлечении иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в компетентные органы государственной власти. Эти уведомления могут быть направлены по почте, что существенно упрощает задачу для работодателя. РГ
Какова реакция иностранных граждан и работодателей на столь значительное упрощение найма? Топилин
На данный момент, по данным ФМС России, получили разрешения на работу 1 миллион 600 тысяч человек. Мы, конечно, не ставили цель выдать все 6 миллионов разрешений, и все же число выданных разрешений оказалось значительно меньше ожидаемого. Кроме того, о трудоустройстве только 30-40 процентов иностранных граждан работодатели направили уведомление в соответствующие органы государственной власти. Что это означает? Надо анализировать.
Понятно, что какое-то количество иностранных работников и не собирались легализоваться, работодатели - легализовать трудовые отношения с иностранцами. То есть можно говорить о частичной легализации пребывания иностранцев на территории России, но довольно сложно это оценивать как легализацию трудоустройства и трудовых отношений иностранцев.
Возможно, мы ошиблись с оценкой численности нелегальных трудовых мигрантов, которые при более мягких условиях трудоустройства были бы легальными. РГ
Последнее время очень много говорится о том, что регионы должны определить свою потребность в привлечении иностранных работников. Появился даже новый термин - "квотная кампания". Топилин
Собственно, в этом нет ничего принципиально нового. Регионы и в предшествующие годы направляли в федеральный центр предложения о потребности в привлечении иностранных работников, оценивая как потребность в иностранцах из государств с визовым порядком въезда в Россию, так и безвизовым. Если потребность в первых формировалась регионами на основе заявок работодателей, то в отношении вторых - это был прогноз региона. Квота устанавливалась только для иностранцев из стран с визовым порядком въезда в Россию.
Теперь потребность и в тех, и в других формируется на основе заявок работодателей. И соответственно, квота будет установлена и для тех, и для других. Уже можно сказать, что регионы предполагают привлечь в 2008 году около полутора миллионов иностранных граждан. Это, очевидно, мало. Мало даже по сравнению с тем числом разрешений на работу, которое уже выдано в 2007 году. И тем более мало, если принять во внимание оценки числа нелегальных иностранных работников. РГ
Означает ли это, что работодатели просто по каким-то причинам не стали участвовать в "квотной кампании"? Топилин
Да, это так. Почему многие работодатели не участвуют в "квотной кампании"? Потому, что у них нет в этом необходимости. Как я уже говорил, иностранец, получивший разрешение на работу в России, может прийти наниматься к любому работодателю независимо от того, подавал ли последний заявку на привлечение иностранных работников или нет. Таков закон.
Но это и очень серьезная проблема. Что мы сейчас предлагаем? Необходимо замкнуть этот круг, то есть уточнить механизм, при котором иностранцы смогут трудоустраиваться только к тем работодателям, которые участвовали в "квотной кампании". Не заявился, значит, не имеешь права привлекать иностранцев. РГ
Что это будет? Поправка в закон? Топилин
Это можно сделать различными средствами. Понимаете, все надо делать поэтапно. Если хотите, сейчас требуется настройка механизма регулирования, предполагающая в том числе воспитание и работодателей, и иностранных граждан.
В первую очередь надо дать сигнал бизнесу серьезно планировать и прогнозировать потребности в трудовых ресурсах, как он делает это, например, с финансами. РГ
Но могут быть и форс-мажорные обстоятельства. Сегодня рабочие руки нужны, завтра - нет. И наоборот. Топилин
Эта логика исходит из того, что единственным источником рабочих рук для российских работодателей является заграница. Но ведь у нас более полутора миллионов безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.
Кроме того, следует четко понимать, что когда работодатель заявляет о необходимости привлечения иностранца, это означает, что он в большинстве случаев не может найти на российском рынке труда работника за низкую заработную плату. Низкую, даже если ее сравнивать только с прожиточным уровнем в соответствующем регионе.
Далее, если работодатель не умеет планировать и ему вдруг понадобились работники, а россиян, имеющих соответствующую квалификацию, службе занятости подобрать не удалось, то возможно за рассмотрение такой заявки целесообразно взимать плату, причем довольно значительную, условно говоря, 100-250 тысяч рублей. Эти деньги целесообразно направить на обучение и переобучение безработных по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе по тем, по которым работодатели предполагают привлекать иностранцев.
Возможна обратная ситуация - предприятие год, два подает заявки на иностранцев в службу занятости и при этом никого не берет, значит, они реально не нужны. И в следующий раз ему, видимо, стоит отказать.
Смысл, повторяю, в том, чтобы стимулировать работодателей учиться прогнозировать и легализовать трудовые отношения с работниками. РГ
Когда эта схема заработает? Топилин
Работа в этом направлении ведется, и ряд изменений, вероятно, будут внесены в законодательство до конца этого года. Так, рассматривается предложение о внесении в разрешение на работу наименования работодателя.
Вместе с тем, для того чтобы несколько смягчить возможные последствия рассматриваемых изменений, предполагается предусмотреть достаточно серьезный резерв квоты на федеральном уровне. РГ
Много вопросов от читателей. Инженер по охране труда Кардашов считает, что работа по охране труда у нас упущена. За последние пять лет, пишет он, не издано ни одного нормативного документа. Вы согласны с такой точкой зрения? Топилин
Почти. Действительно новых нормативных правовых актов мало. Это связано прежде всего с тем, что вышел Федеральный закон "О техническом регулировании". Он поменял всю конструкцию нормативных актов применительно к правилам по охране труда, к стандартам безопасности труда. Поэтому необходимо пересматривать массу документов по охране труда. Но внятного подхода к этой теме пока нет, он только вырабатывается.
И вот сейчас в концепцию демографического развития до 2025 года, которая готовится по решению правительства, мы смогли включить раздел по охране труда. Потому что мы считаем: все, что связано с производственным травматизмом, вообще со смертностью в трудоспособном возрасте, во многом проистекает от условий труда. В то же время сегодня точных данных о состоянии рабочих мест, об условиях труда нет. Есть отчеты Росстата с обследуемых предприятий, но это всего 15 процентов предприятий. Это выборочные обследования, и только на их основе мы можем делать выводы, ухудшаются или улучшаются условия труда. РГ
Но есть ведь еще такая статистика, как травматизм, смертность на производстве. Топилин
Есть. Статистика по смертельным случаям с 1995 года все время снижается. В 2005 году было 4600 погибших, в 2006-м - 4500. Та же картина по профзаболеваниям. Но я вас уверяю: в этой статистике не все подсчитано. Когда наши инспекторы начинают вместе с медицинскими учреждениями перепроверять отчетность предприятий, обязательно выявляются скрытые несчастные случаи, скрытая профзаболеваемость. Особенно грешит этим малый бизнес.
Был характерный случай. Ко мне обратилась моя знакомая, когда с ее родственником произошел такой случай. Потребовалось мое вмешательство, чтобы заставить работодателя зафиксировать происшедшее как несчастный случай на производстве. И это в Москве, на достаточно крупном предприятии. А что там в глубинке, можно только догадываться. РГ
Вашей знакомой повезло. А если у человека нет такого знакомого, как Максим Топилин? Куда сегодня надо обращаться, если на производстве происходят очевидные нарушения техники безопасности, если условия труда явно не соответствуют никаким стандартам? Топилин
В прокуратуру, в инспекцию труда. РГ
Инспекция - это реальный орган? Топилин
Конечно. На 100 процентов. Только в прошлом году инспекциями труда в субъектах было проведено более 236 тысяч проверок по вопросам соблюдения работодателями трудового законодательства, из них почти 140 тысяч - по охране труда. В ходе этих проверок было выявлено и устранено 1, 8 миллиона нарушений трудового законодательства. Инспекторами ведется системная работа по выявлению несчастных случаев на производстве, скрытых работодателями от расследования и учета, идет постоянный диалог с Фондом соцстраха по этому поводу. Мы проводим дополнительные исследования, возвращаем дела, выявляем скрытые несчастные случаи на производстве.
Но согласитесь, ведь очень многое зависит и от самих работников. Пока наши граждане не будут активно защищать собственные права и будут вместе с работодателями скрывать факты нарушения трудового законодательства, никакой инспектор им помочь не сможет. РГ
А преследование работодателей есть? Топилин
Есть, но штрафы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, минимальны. Штраф на физическое лицо - максимум 5 тысяч рублей, на юридическое - до 50 тысяч рублей. Конечно, размер штрафов надо повышать, а главное - надо их дифференцировать в зависимости от тяжести нарушения. Сейчас инспектор может по собственному решению наказать работодателя и минимальным, и максимальным штрафом. Мы хотим, чтобы избежать коррупционных возможностей, установить за конкретный вид нарушений конкретную фиксированную ставку в зависимости от тяжести. РГ
Скажите, сегодня у работодателя, кроме доброй воли и так называемой "социальной ответственности", есть экономические стимулы улучшать условия труда? Топилин
К сожалению, нет. Ни у работодателя, ни у работника. И подтверждение тому - недавний трагический случай на кемеровской шахте. На мой взгляд, главный экономический механизм, который здесь требуется, особенно в таких опасных отраслях, как угольная, - это реальное страхование от несчастных случаев.
Сегодня страховой тариф для организаций данной отрасли одинаков для всех - 8,5 процента от фонда заработной платы. При этом он не учитывает реальных условий труда, реальных рисков на каждом конкретном предприятии. А чтобы назвать реальные цифры, первое, что нужно сделать, - провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Наиболее эффективно это могут сделать частные страховые компании, которые заинтересованы в том, чтобы назвать реальную цену страховки. Пока страховой бизнес не пришел в сферу охраны и безопасности труда - нет соответствующей законодательной базы. Поэтому решено пока провести эксперимент. По конкурсу будут выбраны оценочные компании, которые за счет средств Фонда соцстраха проведут аттестацию нескольких тысяч рабочих мест в различных отраслях. В зависимости от результатов аттестации будет определяться и страховой тариф. То есть необходимо сейчас выстроить модель нового страхования, понять, где и как она работает, чтобы потом выбрать направление движения. РГ
Помимо охраны труда, какие еще предложения вы вносите в концепцию демографической политики? Топилин
Мероприятия по занятости женщин, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком. Ключевой вопрос повышения рождаемости - жилье. А жилье - это ипотека. Ипотека - это возможность платить по кредиту. Но понятно, что одному тянуть даже льготный ипотечный кредит практически невозможно. Значит, надо думать о том, как женщину трудоустраивать. Ясно, что за 2-3 года, пока она сидит с ребенком, квалификацию она, конечно, теряет.
Поэтому мы предложили программу переобучения, пока женщина находится в отпуске по уходу за ребенком. Будем подбирать удобное для нее время и способ обучения. Я думаю, что работодатель возьмет женщину с большей охотой, если она предъявит документ о том, что прошла переобучение, повышение квалификации. Шансов становится больше. И зная, что государство поможет сохранить конкурентоспособность на рынке труда, женщина со спокойной душой будет уходить в декретный отпуск. Я очень надеюсь, что в ближайшие годы эта программа заработает. Кстати, ряд регионов уже со следующего года начинают такой эксперимент для женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. РГ
А может быть, для родивших женщин устанавливать на производстве квоты, как устанавливают некоторые регионы для молодежи, для инвалидов? Топилин
Нецелесообразно. Что такое квота? Это ограничение. Введите квоту - и вообще принимать не будут. Или будут принимать на самые низкооплачиваемые места. Это показывает и опыт квотирования мест для инвалидов. Проблему трудоустройства этим не решить никогда. РГ
Ваша точка зрения понятна. Но мы знаем, как во Франции было, когда отменили норму, гарантирующую работу для выпускников вузов... Топилин
Во Франции темпы роста экономики - 2 процента, а у нас - 8. Они уже здорово перегрузили своего работодателя различными обязательствами. И сделать ничего не могут, потому что, если вы предложите отменить что-то или что-то ввести дополнительно на один процент, вы следующие выборы проиграете. А у нас есть шанс сделать нормальную гибкую экономику. РГ
Леонид Марков, юрист из Москвы, возмущен тем, что работодатели отказывают в приеме на работу, если у человека нет регистрации. Топилин
У нас в законодательстве есть норма: если вам работодатель отказывает в работе, вы можете у него затребовать письменное обоснование по этому поводу. Но по жизни по-другому: потребуете письменного отказа, и вас пошлют далеко. Законодательство не работает в этом отношении, в том числе в связи с неготовностью отстаивать свои права. Но мы все-таки пытаемся как-то отрегулировать подобные ситуации.
Вот типичный пример. Объявление: требуется мужчина (или женщина) до 40 лет. Вроде бы нет нарушения законодательства. Потому что нарушением это становится тогда, когда вам отказали не потому, что у вас низкая квалификация, а потому, что вы такой, а не сякой. Но никто из работодателей не откажет, не распишется в том, что отказал вам из-за возраста, пола или по другим дискриминационным причинам. Но мы исходим из того, что все-таки такими объявлениями создается негативный психологический фон. Поэтому мы сейчас хотим попытаться совместно c Федеральной антимонопольной службой в рамках закона о рекламе найти решение этой проблемы. РГ
Разве объявление о найме на работу является рекламой? Топилин
Вопрос неоднозначный. Отчасти это можно было бы рассматривать как социальную рекламу. И объявления, о которых я говорю, признавать недобросовестной рекламой. Вы рекламируете не соответствующее законодательству требование. Вы вводите людей в заблуждение. Вы говорите, что приглашаете только до 40 лет, хотя законодательством запрещено предъявлять требования к возрасту. РГ
Максим Анатольевич, на вашем попечении сейчас находятся инвалиды Чернобыля. От них больше всего вопросов. И все сводятся к одному: почему не выплачиваются деньги по судебным решениям - индексация за причиненный вред здоровью? Когда начнутся выплаты? Топилин
Мы провели выверки по судебным решениям на 1 февраля и на 1 августа. Общий объем задолженности по судебным решениям, по учету, который мы осуществляем, - 4,2 миллиарда рублей. Эта сумма будет предусмотрена поправкой к бюджету, которую Минфин будет проводить осенью через Госдуму. Полагаю, до конца года долги удастся погасить.
Татьяна СМОЛЬЯКОВА. «Российская газета», 14 сентября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)