Rambler's Top100

№ 301 - 302
17 - 30 сентября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Финансовые известия» и «Коммерсантъ» о демографическом оптимизме российских властей
«Русский журнал» об успехах демографической политики
«Россiя» о текущих и грядущих демографических победах России
«Российская газета» об ориентирах борьбы со смертностью в России
«Время новостей» и «Российская газета» о возможностях скорого преодоления демографического кризиса в России
«Труд» о реальности скорой стабилизации численности населения России
«Литературная газета» о демографической угрозе будущему России
«Трибуна» о проблемах старения населения России
«Труд» о неконституционности ограничений на выплату декретных пособий
«Московский комсомолец» о закрытии школ из-за недокомплекта
«Профиль» о развилках миграционной политики России
«SmartMoney» об аутсорсинге как средстве преодоления демографического кризиса
«Российская газета» о влиянии новой миграционной политики на рынок труда России
«Комсомольская правда» о грядущей нехватке рабочих рук и путях решения этой проблемы
«Коммерсантъ» о предложении Лужкова ввести платные квоты для мигрантов
«Коммерсантъ» о предложении Таджикистана России амнистировать своих нелегалов
«Российская газета» о легальной и нелегальной миграции
«Россiя» и «Эхо» о соработничестве ФМС с «правильными» националистами

«Коммерсантъ» о спецпаспортах для мигрантов
«Новое время» о базе данных по проверке законных паспортов

«Российская газета» об исследовании мигрантских переводов
«Московский комсомолец» о миграционных мифах
«Коммерсантъ» о возможной реорганизации ФМС России
«Парламентская газета» и «Вечерняя Москва» о смертности в ДТП и устрожении ответственности за правонарушения на дорогах
«Московский комсомолец» о материнской и детской смертности
«Экспресс-К» о грядущем переходе Казахстана на новые критерии живорожденности
«Киевские ведомости» о последствиях перехода на новые критерии живорожденности на Украине
«Литературная газета» о семейно-демографических проблемах
«The Times» о влиянии экологии на пол новорожденных
«Парламентская газета» о борьбе с социальным неблагополучием детей
«Новая газета» о наркотизации молодежи
«Экономика и жизнь» о предложениях РСПП по софинансированию пенсий со стороны бизнеса
«Российская газета» о бедности в странах СНГ
«Известия» о возрождении ПТУ в Москве
«Время новостей» о проблемах российской деревни
«Новые известия» об исчезающих и «малых» языках
«Московская правда» о подготовке года семьи
«Время новостей» о проблемах донорства крови в России
«Time» и «Коммерсантъ» о самых загрязненных городах мира
«Итоги» о дне зачатия как комплексном празднике

… о закрытии школ из-за недокомплекта

Насильно мил не будешь

Учеников объединяют против их воли

В бизнесе весьма распространены слияние и поглощение - когда более сильная компания "съедает" слабую. То же самое, судя по всему, ожидается и в столичном образовании - школы начнут сливать, причем против воли учителей и учеников.
Основная причина - демографический спад. За восемь лет количество учеников в России сократилось почти на треть - с 21 млн. до 14,5 млн. человек. Уменьшилось и число школ - с 65 тысяч до 59 тысяч. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, уже 5 тысяч отечественных учебных заведений имеют по 10 учеников и меньше. Содержать их невыгодно... В основном это, конечно, касается сельских альма-матер, но с недавних пор затронуло и городские учебные заведения, в том числе московские.
В этом году число столичных 11-классников уменьшилось на 6,6 тысячи человек, а 9-классников - аж на 18,6 тысячи. В старых, сложившихся районах уже ощущается нехватка учеников. В результате на 1 сентября 2007 года из 1654 школ Москвы около 300 оказались недоукомплектованными - в них пришло менее 350 ребят. А финансируются городские альма-матер уже по новому, нормативно - подушевому принципу: чем больше учащихся, тем больше денег. Поэтому в неполных школах зарплата учителей резко упала.
Департамент образования Москвы предложил сливать малокомплектные школы с теми, где ребят еще много. Главным образом - с престижными гимназиями и лицеями. Подобный опыт в столице уже имеется, правда, весьма негативный.
Весной этого года разгорелся скандал вокруг школы №40. В ней к концу учебного года осталось всего 250 ребят, потому было решено объединить ее с 34-й, а освободившееся здание передать 57-й школе. Детям предложили выбор: доучиться в родных стенах, но уже по новым программам (57-я - математическая) или перейти в другие учебные заведения. Родители возмутились: они не хотели, чтобы из их ребят делали Лобачевских, а ходить в 34-ю оказалось далеко - через две дороги. "Дайте нашим детям спокойно доучиться", - обратились они в Департамент образования. Самые отчаянные предлагали даже бойкотировать выпускные экзамены. С большим трудом конфликт удалось уладить. Но не факт, что он не вспыхнет снова.
После объединения обычной школы с гимназией или лицеем директор престижного учебного заведения, как правило, старается как можно быстрее избавиться от "чужих" детей. Совсем как кукушонок в гнезде... Предлог всегда один - ребятишки не осваивают программу повышенной сложности. В результате "не свои" дети вынуждены переводиться в другие учебные заведения и тратить на дорогу гораздо больше времени и сил. Учителя тоже не рады объединению: приходится ломать учебный процесс и подстраиваться под новые программы.
Столичные педагоги задают вопрос: если в городе сложилась такая демографическая ситуация, почему бы не заморозить на время зарплаты учителей неполных школ? Ведь демографическая ситуация постепенно выправляется - в 2007 году в московские альма-матер пришло на 5 тысяч первоклассников больше, чем в 2006-м. Значит, скоро количество учеников достигнет нормы, а потом и превысит ее. Не придется ли тогда разукрупнять школы и вновь переводить детей?
***
Комментарий эксперта

Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак КАЛИНА: "При нормативно - подушевом финансировании средства на обучение даются не учебным заведениям и даже не педагогам, а ученикам. Они "приводят" за собой деньги в школу. Если есть учащиеся, то есть и деньги, если нет - нет и финансирования. Надо исходить именно из этого".

Игорь СЕРГЕЕВ. «Московский комсомолец», 17 сентября 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.