В бизнесе весьма распространены слияние и поглощение - когда более сильная компания "съедает" слабую. То же самое, судя по всему, ожидается и в столичном образовании - школы начнут сливать, причем против воли учителей и учеников.
Основная причина - демографический спад. За восемь лет количество учеников в России сократилось почти на треть - с 21 млн. до 14,5 млн. человек. Уменьшилось и число школ - с 65 тысяч до 59 тысяч. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, уже 5 тысяч отечественных учебных заведений имеют по 10 учеников и меньше. Содержать их невыгодно... В основном это, конечно, касается сельских альма-матер, но с недавних пор затронуло и городские учебные заведения, в том числе московские.
В этом году число столичных 11-классников уменьшилось на 6,6 тысячи человек, а 9-классников - аж на 18,6 тысячи. В старых, сложившихся районах уже ощущается нехватка учеников. В результате на 1 сентября 2007 года из 1654 школ Москвы около 300 оказались недоукомплектованными - в них пришло менее 350 ребят. А финансируются городские альма-матер уже по новому, нормативно - подушевому принципу: чем больше учащихся, тем больше денег. Поэтому в неполных школах зарплата учителей резко упала.
Департамент образования Москвы предложил сливать малокомплектные школы с теми, где ребят еще много. Главным образом - с престижными гимназиями и лицеями. Подобный опыт в столице уже имеется, правда, весьма негативный.
Весной этого года разгорелся скандал вокруг школы №40. В ней к концу учебного года осталось всего 250 ребят, потому было решено объединить ее с 34-й, а освободившееся здание передать 57-й школе. Детям предложили выбор: доучиться в родных стенах, но уже по новым программам (57-я - математическая) или перейти в другие учебные заведения. Родители возмутились: они не хотели, чтобы из их ребят делали Лобачевских, а ходить в 34-ю оказалось далеко - через две дороги. "Дайте нашим детям спокойно доучиться", - обратились они в Департамент образования. Самые отчаянные предлагали даже бойкотировать выпускные экзамены. С большим трудом конфликт удалось уладить. Но не факт, что он не вспыхнет снова.
После объединения обычной школы с гимназией или лицеем директор престижного учебного заведения, как правило, старается как можно быстрее избавиться от "чужих" детей. Совсем как кукушонок в гнезде... Предлог всегда один - ребятишки не осваивают программу повышенной сложности. В результате "не свои" дети вынуждены переводиться в другие учебные заведения и тратить на дорогу гораздо больше времени и сил. Учителя тоже не рады объединению: приходится ломать учебный процесс и подстраиваться под новые программы.
Столичные педагоги задают вопрос: если в городе сложилась такая демографическая ситуация, почему бы не заморозить на время зарплаты учителей неполных школ? Ведь демографическая ситуация постепенно выправляется - в 2007 году в московские альма-матер пришло на 5 тысяч первоклассников больше, чем в 2006-м. Значит, скоро количество учеников достигнет нормы, а потом и превысит ее. Не придется ли тогда разукрупнять школы и вновь переводить детей? ***
Комментарий эксперта
Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак КАЛИНА: "При нормативно - подушевом финансировании средства на обучение даются не учебным заведениям и даже не педагогам, а ученикам. Они "приводят" за собой деньги в школу. Если есть учащиеся, то есть и деньги, если нет - нет и финансирования. Надо исходить именно из этого".
Игорь СЕРГЕЕВ. «Московский комсомолец», 17 сентября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)