Татьяна Давгель: «Девочки, не верьте, что государство помогает матерям»
У многодетной матери Татьяны Давгель дети иногда спрашивают: «Мама, а почему мы живем на общей кухне в общежитии?». На что она отвечает: «Давайте потерпим, надо подождать». Признается: «Куда я ни обращалась, во всех инстанциях все поражаются: «Как вы можете жить в таких условиях с четырьмя детьми?». А когда прошу помочь решить мою проблему, все отнекиваются: «Это не наша компетенция». Такое чувство, что со всеми вопросами нужно обращаться только к президенту, потому что все остальные чиновники вообще ничего решить не могут». С большой досадой Татьяна советует подрастающему поколению: «Девочки, не верьте тому, что государство помогает матерям».
Не хуже многих голосистых политиков об эффективной господдержке многодетных матерей любому желающему могут рассказать в Минске на ул. Хмелевского, 33. Картину полнейшего многодетного благополучия описывает Татьяна Давгель: «Вот на общей кухне общежития стоит диван, прямо напротив плиты. На нем мы спим с детьми: стелим матрас, подставляем стулья и спим. Кроватка младшей девочки, которой 9 месяцев, стоит в коридоре, прямо у выхода на лестницу. Здесь, на кухне, дети едят, спят, смотрят телевизор, делают уроки».
«Когда я сюда заселилась, это считалось общежитием от железной дороги, типа обменного фонда. Сейчас говорят, что этому зданию присвоили статус государственного. Я здесь прописана, но по месту прописки проживание было невозможно, потому что в комнате площадью 12 кв. м нас прописано семь человек. Я снимала комнату у соседа, которому здесь принадлежат три комнаты, а потом меня из комнаты выселили, и теперь я с четырьмя детьми живу на общей кухне».
«Я писала много раз и в управление ж/д, и в райисполком с просьбой решить проблему, но от этого ничего не изменилось, поэтому вынуждены жить на кухне. Спасибо жильцам, - робко и, кажется, чуть-чуть виновато пытается улыбнуться Татьяна Владимировна, - они разрешили нам остаться хотя бы на кухне. Мы на это права не имели, но пойти нам некуда».
О ПОЖАРЕ И КВАРТИРЕ
Однажды многодетная мать уже оказалась в буквальном смысле на улице: «В Борисове в 2002 году у нас сгорел дом со всем имуществом. Ходила и просила в Борисовский горисполком: помогите! Речь шла даже не о квартире, а хотя бы о комнате, потому что нам с детьми не было где жить и спать. Я приходила вместе с детьми в горисполком и объясняла, что у нас сгорел дом, просила поселить хотя бы в комнату в каком-нибудь бараке. «У нас квартир нет, а комнату мы вам как многодетной семье права давать не имеем, - так нам отвечали - ждите, снимайте квартиру». Как мне было снимать квартиру?! За что?! Единственный человек, к которому я могла переехать с детьми, - моя сестра. Она жила в Минске в общежитии и приютила нас у себя. Потом я прописалась в Минске и стала снимать здесь комнату. За все эти годы ни о какой квартире для многодетной семьи речь даже не шла. Стою в очереди на улучшение жилищных условий. Хожу, прошу, но не меняется абсолютно ничего. Из школы приходили, смотрели на условия проживания. Из поликлиники приходили: дети болеют в таких условиях чаще других. И из школы, и из поликлиники написали мне ходатайство в райисполком, но там один ответ: таких много, всем помочь не можем. Получается, что у нас в стране таких, как я, много?»
О ЛУКАШЕНКО И ПАВЛОВЕ
«Ой, все постоянно удивляются: а как же рассказы о том, что семьям с тремя детьми квартиры дают? Так меня же даже на прием не хотят записывать. Звоню в Мингорисполком, чтобы к Павлову попасть, мне отвечают: обращайтесь к его заму, который занимается жилищными вопросами. К заму попасть тоже нельзя: этот вопрос, оказывается, в компетенции районных властей. А председатель исполкома Московского района мне так и сказал: заявление приму, но ничего сделать не могу. Если указание сверху будет - жильем обеспечим, потому что выделением квартир занимается горисполком. Я опять звоню в приемную Павлову, а мне все сначала: обращайтесь к его заму по жилищным вопросам… Так по кругу и бегаю. Как Лукашенко сказал? Если у женщины четверо детей, она к Павлову должна дверь ногой открывать. Так меня же даже к этой двери не пускают».
На бесцеремонную женщину, открывающую двери ногами, Татьяна Давгель совсем не похожа: «Я бы и не обращалась к чиновникам, но снять квартиру с четырьмя детьми не могу. Я в декретном отпуске сейчас, одна воспитываю детей. Конечно, я звонила в агентство недвижимости. Аренда однокомнатной квартиры в Минске - от $200 в месяц. Я ровно столько получаю на всю свою семью. Все ежемесячные пособия на четверых детей - Br400 тыс. плюс скидки на оплату коммунальных услуг и бесплатные завтраки в школе. Государство решило, что нам пятерым достаточно иметь по Br102 тысячи на каждого, причем не деньгами, а с учетом льгот, и отказало даже в бесплатном питании для младшей дочери, которой 9 месяцев».
О КОМИССИЯХ И ОРДЕНАХ
«Приходила комиссия выяснять, почему я с детьми проживаю на кухне. Я говорю: мне что, на улицу идти? А они ссылаются на какие-то бумаги по поводу того, что меня вообще нужно отсюда выселить. Но я ведь не просто так здесь оказалась. Я здесь прописана вместе с детьми, плачу за коммунальные услуги. Плюс к этому я платила за аренду комнаты $50 в месяц. А потом наш комендант или завхоз пожаловался в налоговую инспекцию, что здесь держат квартирантов. Человеку дали за это большой штраф, он выселил в итоге всех своих квартирантов, хотя за ним числятся три комнаты, но он здесь давно уже не живет…»
Рассказ о том, кто квартирант, а кто владелец комнаты, утомителен. Белорусские чиновники свято чтут букву закона и наведываются на общую кухню к Татьяне Давгель с разъяснительными и поучительными беседами: «Комиссии приходят с вопросами: «Что ж это на вас здесь люди жалуются?» А где мне с детьми жить? Наверное, если еще одного ребенка родить, государство даже орден матери-героини мне даст. А что? Жалко им, что ли, этого ордена? Только толку с ордена никакого».
…Одна из миллионов избирателей, обеспечивающих элегантные победы. Одна из тысяч житейских проблем. Одна из сотен женщин с четырьмя детьми. Одна из десятков историй, лучше полчищ чиновников и идеологов демонстрирующая всю мощь и прелесть социальной политики сильного и процветающего государства.
ТОП-ТЕСТ
На прошлой неделе Татьяна Давгель потратила «около Br100 тысяч».
Основной тратой стали «Br70 тысяч на выпускной вечер старшей дочери».
Впечатлило и порадовало «понимание соседей по общежитию». Удивило в очередной раз «бездействие чиновников».
Разочаровал «отказ в предоставлении бесплатного питания для ребенка».
Ждет, что «когда-нибудь достучусь до кого-то со своей жилищной проблемой».
Она не смогла бы прожить «без детей, здоровья и крыши над головой».
ПРОГНОЗЫ ОТ ТАТЬЯНЫ ДАВГЕЛЬ
Белорусские футболисты в обоих предстоящих матчах с болгарами одержат победы. В течение пяти лет в Беларуси появится еще несколько ледовых дворцов. Вряд ли в ближайшие годы в нашей стране случится демографический взрыв. Жилья для всех нуждающихся в Минске будет достаточно лет через сто. Следующий президент появится не раньше 2016 года. В ближайшие годы с Россией Беларусь не объединится. Через десять лет будут говорить, что белорусы получают в среднем по $600, но не факт, что так будет на самом деле.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)