Во время традиционного субботнего объезда по городу мэр Москвы Юрий Лужков побывал в технологическом колледже №21 - бывшем СГПТУ-128 "Энергомонтажник". Это одно из первых профессионально-технических учебных заведений города, с помощью которого столица пытается справиться с дефицитом рабочих кадров, ставшим особо ощутимым после перестройки.
Нельзя сказать, что в советские времена Москве хватало рабочих рук. Но тогда московскую промышленность спасали лимитчики. Они приезжали надолго, чаще навсегда, и в конце концов становились квалифицированными рабочими. Большинство нынешних мигрантов приезжают на время с целью быстренько заработать и вернуться домой, к семье. Учиться им некогда, да особо и не хочется. Поэтому городские власти вынуждены думать над тем, как заинтересовать работой на промпредприятиях коренных москвичей.
В технологическом колледже №21, расположенном на Вербной улице Восточного округа, обучаются более 1100 юношей и девушек по весьма востребованным в наши дни специальностям - "автомеханик", "сварщик", "электросварщик", "столяр", "слесарь", "дизайнер одежды", "техник" и "менеджер гостиничного хозяйства". 347 из них - инвалиды из числа слабослышащих или с задержкой умственного развития. При колледже имеется небольшое предприятие по выпуску полиграфической продукции, на котором студенты-инвалиды могут параллельно подработать.
Больше всего мэру понравился улей, изготовленный учащимися по его проекту. "Хорошая вещь, может быть, что-то стоит еще доработать, но я бы поставил такой и у себя", - вертя в руках лакированную крышу домика для пчел, похвалил Юрий Михайлович. Затем ему показали кузницу, токарный и столярный цеха, провели по швейным мастерским. Напоследок представили небольшой закуток, где работали всего четыре молодых человека под чутким руководством преподавателей. Как выяснилось, это были студенты с серьезной задержкой в умственном развитии.
- Они даже школу не закончили, здесь же, в колледже, учатся читать, общаться со сверстниками, а главное - получают профессию художественных ремесленников: создают картины из батика, вышивают, плетут, изготавливают художественные переплеты, - пояснила "РГ" куратор экспериментального отделения Ольга Волкова. - У ребят все отлично получается. В будущем колледж планирует создать на базе этого экспериментального отделения центр ремесел, куда будут приезжать учиться мастерству инвалиды со всей Москвы
Пока же подобных отделений нет ни в одном другом учебном заведении столицы. Поэтому конкурс сюда - бешеный. Но берут только способных ребят, на учебу которых есть смысл тратить деньги
История этого колледжа характерна для большинства созданных в советские годы ПТУ или техникумов. Построен он был в 1969 году для подготовки кадров для строительства тепловых и атомных электростанций. Когда в конце восьмидесятых - начале девяностых годов эти кадры оказались никому не нужны, ПТУ решили перепрофилировать. Но и в перепрофилированное училище учиться никто не шел - выпускники школ говорили: "Зачем приобретать профессию, если можно сразу начать зарабатывать деньги?" В итоге учебное заведение сначала передали на баланс Минимущества, а потом - социальному университету имени Жукова (видимо, имеется в виду РГСУ, фамилия его ректора – Жуков, но сообщений о том, что его имя присвоено университету, пока не было. - Демосокоп): дескать, вузовские дипломы пользуются большей популярностью. Но прошло время, и столица начала задыхаться без рабочих. Почувствовав это, департамент образования Москвы обратился с иском в суд о неправомерности изъятия ПТУ из системы профтехобразования. Суд признал требование московских властей правомерным и вернул училище городу. Правительство Москвы немедленно начало вкладывать деньги в его возрождение. В частности, в этом году выделено уже 25 миллионов рублей. Воодушевленные первым удачным опытом, московские власти пытаются получить обратно еще 36 ПТУ, потерянных за перестройку. "К 2010 году столицу ждет демографический провал, и, чтобы производство не остановилось, необходимо уже сейчас создать базу для подготовки кадров", - поделилась стратегией правительства Москвы руководитель департамента экономической политики и развития Марина Оглоблина.
А руководитель департамента образования Любовь Кезина сообщила, что сейчас на балансе возглавляемого ею ведомства - порядка 70 колледжей. Почти половина из них нуждается в капитальном ремонте, а 80 процентов - требует полной замены оборудования. И этим власти сейчас тоже занимаются достаточно серьезно - разрабатывается целая городская программа по возрождению профтехучилищ. В соответствии с ней планируется представлять места для учебы в колледжах не только выпускникам московских школ, но и ребятам из российских регионов, а также русскоязычным из стран СНГ. Дело в том, что москвичей не хватает уже сейчас - в текущем году выпускников 9-х классов будет на 20 тысяч меньше, чем было в прошлом, а выпускников 11-х классов - на 10 тысяч.
Чтобы обеспечить приезжих жильем, при 36 учебных заведениях будут строиться 14 гостиниц. Учащиеся, которые придут туда получать профессию, сами будут решать, какого класса специалистами им быть, объяснила Любовь Кезина. Если высшего класса, то придется осваивать две ступени обучения, если же готовы довольствоваться навыками, получаемыми на первом этапе, то достаточно будет одной первой ступени.
Ирина ОГИЛЬКО. «Российская газета», 30 мая 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)