Недавно общественности впервые в истории Латвии была представлена программа долгосрочного развития страны на 25 лет. Одним из возможных сценариев развития является такой: традиционного производства году эдак к 2025-му у нас не будет, но Латвия станет крупным поставщиком и экспортером дорогих услуг. Например, логистики, образования, медицинских технологий. Примерив такой сценарий на сферу образования, пришла к весьма интересным выводам.
Иностранные студенты могли бы стать серьезной статьей доходов для нашей страны в будущем.
Минувшей осенью премьер-министр Айгар Калвитис выступил с лекцией в Балтийской международной академии. По отзывам, лекция была вполне толковая, но один эпизод несколько испортил впечатление от мероприятия: на вопрос об экспорте высшего образования политик ответил, что, мол, не такое уж оно у нас сильное, чтобы мы могли конкурировать с европейскими странами. Данные Министерства образования и науки (МОН) опровергают этот неприятный вердикт: в 2003-2004 годах в местных вузах учились 1269 иностранцев, в 2004-2005 - 1676, в 2005-2006 - 1416, а в минувшем - 1425.
Цифры, конечно, скромные. Но если учесть колоссальные препятствия, с которыми встречается студент из третьей страны при получении латвийской визы, эта статистика говорит о его несгибаемой воле и жгучем желании учиться именно в Латвии. Молодые люди из Шри-Ланки (25 в Латвийском университете и 47 - в Рижском университете им. Страдыня), 6 граждан Непала, 18 сирийцев, пакистанцы, индийцы и прочие - истинные титаны духа.
Железный занавес бюрократии
Станислав Бука: "За полный срок обучения иностранный студент оставляет столько же денег, сколько 330-360 туристов".
Как рассказал директор департамента иностранных студентов Рижского технического университета Игорь Типанс, в 2002 году и до начала 2003-го для таких абитуриентов была создана относительно удобная процедура получения визы: интервью в экзотических странах проводили местные почетные консулы. Но с февраля 2003-го все изменилось, и теперь, чтобы попасть в Ригу, потенциальный студент должен дважды явиться непосредственно в наше посольство: один раз на интервью, второй - за результатами. В большинстве стран Азии у Латвии нет посольств, в Африке их нет вообще. Представьте: несчастный молодой индус или пакистанец должен дважды совершать путешествие в тысячи километров до ближайшего нашего диппредставительства - в Россию или, скажем, Швецию. При этом у него возникают проблемы с получением транзитной визы: с какой стати ее выдавать, если неясно, куда едет человек? Ведь латвийскую ему еще не дали, и вообще не факт, что дадут. Бывают и совсем отвратительные случаи, когда Управление по делам гражданства и миграции согласно дать вид на жительство, а МИД отказывает в разрешении на въезд.
Игорь Типанс признал, что эти бюрократические барьеры отпугивают людей уже на самой ранней стадии: "Мы участвуем в международных выставках, к нам подходят, интересуются - видят, что РТУ предлагает качественные программы по привлекательной цене (в разы дешевле, чем во многих "старых" европейских странах). Но как только разговор доходит до процедуры получения визы, наша привлекательность резко падает в глазах потенциального клиента". Попытки решить эти вопросы с Министерством иностранных дел - переписка, переговоры - за четыре года так и не сдвинулись с мертвой точки. А ведь есть же способы облегчить жизнь потенциальным абитуриентам! Например, Эстония в странах, где у нее нет посольств, сотрудничает с финскими диппредставительствами и становится, таким образом, гораздо доступнее Латвии. Другие страны позволяют прислать документы в посольство по почте, а лично - явиться уже за визой.
О вузах - ни ссылки
Игорь Кабашкин: "В стране не хватает даже приличных студенческих общежитий".
Впрочем, визы - это вопрос МИДа, который напрямую с образованием не связан, а проблемы есть даже на уровне отраслевого министерства. По словам г-на Типанса, многие наши чиновники очень удивляются, когда узнают, что у РТУ есть полноценные программы на английском языке, и эта неосведомленность о многом говорит. Отношение МОН к проблеме привлечения иностранных студентов хорошо показывает реакция одного из высокопоставленных сотрудников ведомства: он честно сказал, что это - дело самих вузов. Хотя в той же Финляндии, например, государство доплачивает своим университетам за учащихся из-за рубежа; в Швеции - тоже. Ведь не только США интересуются индийскими программистами.
Но еще лучше заинтересованность государства в этом вопросе показывает Интернет. Заходим на разрекламированный latvia.lv; выбираем английскую версию. "Кликаем" на раздел Education and Sience, там - на Vocational Education (профессиональное образование - отдельной ссылки о высшем там почему-то нет), дальше по линку переходим на английскую версию сайта Министерства образования и науки, там нажимаем на Higher Education и... попадаем на девственно чистую страничку. РТУ уже месяцев 8 добивается размещения здесь хотя бы ссылки на свой сайт и (по возможности) на сайты других вузов, но до сих пор безрезультатно. Хотя любой разбирающийся в компьютерах старшеклассник сделал бы это за пару минут. Заметим, что сайт МОН существует только в двух версиях - латышской и английской, а линки на местные университеты, институты и академии есть только в первой. "О стране во многом судят по развитию высшего образования, - говорит И. Типанс. - И какое впечатление о Латвии сложится у иностранца, если он увидит эту пустоту?"
По признанию представителей многих наших институтов и университетов, не хватает и организованных поездок в интересные с точки зрения экспорта образования страны: есть одиночные вылазки отдельных заведений, но так, чтобы собраться и вместе с латвийскими должностными лицами отправиться налаживать контакты в тот же Китай, - этого тоже нет. Наконец, как отметил президент Института транспорта и связи (TSI) Игорь Кабашкин, в стране не хватает приличных общежитий. Снимать на протяжении всего времени обучения гостиницу обычному студенту не по карману, а многие нынешние общаги находятся в очень плохом состоянии.
Стоимость вопроса высока: иностранный студент ЛУ платит около 3500 латов в год, в РТУ - около 2 тысяч латов. Следовательно, за изучение полной программы он оставляет только в кассе вуза как минимум 14 тысяч латов, а вместе с расходами на проживание даже при строжайшей экономии (допустим, он тратит 200 латов в месяц) - около 25-30 тысяч латов за 4-5 лет. В среднем в европейских вузах учится 10-15% (в Англии и Ирландии этот показатель может достигать 30%) иностранцев. Если бы тот же Латвийский университет при своих 26 тысяч студентов соответствовал этому стандарту (2600 приезжих), то он при нынешних расценках ежегодно зарабатывал бы порядка 9 млн. латов в год. Для РТУ доход составлял бы около 5 млн. латов ежегодно. Председатель Сената Балтийской международной академии (БМА) Станислав Бука подсчитал, что за полный срок обучения иностранный студент оставляет столько же денег, сколько 330-360 туристов (среднестатистический путешественник приезжает к нам на 1,4 суток и за это время оставляет, по данным ЦСУ, менее сотни евро). Наконец, благодаря экспорту высшего образования страна получает серьезный "бонус" для внешней политики, ведь, как правило, люди сохраняют теплые воспоминания о местах, где прошли их студенческие годы. Но есть то, что есть: по данным пресс-службы ЛУ, здесь учится около сотни иностранцев.
А ведь рано или поздно до вузов "дойдет" демографическая яма середины-конца 90-х годов. Замдиректора департамента высшего образования МОН Анатолий Мелнис в связи с этим предположил, что у крупных вузов особых проблем возникнуть не должно. Почему-то крупные вузы не разделяют его оптимизма и уже понимают, что в перспективе это скажется и на пополнении преподавательских кадров и, как следствие, - на качестве высшего образования в целом.
Восточный фронт
Вообще статистика МОН была бы совсем неказистой, если бы не частная инициатива, и в первую очередь Балтийская международная академия (БМА): она, по данным министерства, одна обучает 484 иностранца. Как рассказал на пресс-клубе проректор БМА по научной работе Владимир Гуров, открытием "опорного пункта" этого заведения у себя сейчас интересуются в Азербайджане, может начаться активное сотрудничество с Украиной, а в перспективе БМА планирует закрепиться в Берлине. По его словам, в Германии эту инициативу приветствуют, так как в случае успеха она поможет "социализировать" проживающую там русскоязычную молодежь.
В целом латвийские высшие учебные заведения по-разному оценивают перспективные рынки для нашего образования. Так, БМА рассчитывает в первую очередь на "ближнее" зарубежье - бывшие союзные республики, где происходят демократические процессы и есть стремление к европейским стандартам. Другие - как тот же РТУ - постсоветское пространство считают не слишком перспективным, поскольку рождаемость там падает так же, как и у нас, да и в России достаточно образовательных центров с прекрасными традициями и, главное, известных далеко за пределами РФ. Г-н Типанс, например, полагает, что надо налаживать сотрудничество с Азией и Ближним Востоком (в последние годы число студентов из Китая, Индии и т.д. в европейских вузах очень быстро растет). В любом случае и частные, и - тем более - государственные учебные заведения надеются, что наши власти наконец поймут: привлечение иностранной молодежи к нам на лекции непосредственно влияет и на благосостояние вузов, и на бюджетные поступления, и на имидж Латвии в мировом сообществе.
Словом, латвийские вузы могут экспортировать высшее образование, но нежелание властей, которые и разработали долгосрочную программу развития страны, помочь им в этом полезном во всех отношениях деле ставит реальные барьеры для привлечения иностранных студентов.
Страны, студенты из которых учатся в латвийских вузах
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)