Rambler's Top100

№ 291 - 292
4 - 17 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости», «Российская газета» и «Коммерсантъ» о концепции демографической политики
«Независимая газета» о проблемах концептуального видения демографической сиутации
«Российская газета» о социальной политике и демографической ситуации
«Известия» о претендентах на материнский капитал
«Время новостей» об увеличении декретных пособий
«РБК daily» о телевизионном факторе роста рождаемости
«БелГазета» о поддержке многодетных семей в Белоруссии
«Огонек» о налогах для разных по составу домохозяйств в Германии
«Российская газета» о демографических проблемах России и волшебном средстве их преодоления
«Независимая газета» о реальности повышения рождаемости
«Трибуна» о репродуктивном здоровье девочек-подростков
«РБК daily» об экономических проблемах старения в США
«Парламентская газета» об алиментах на родителей
«Санкт-Петербургский курьер» о грядущих проблемах с выплатой пенсий в России
«Газета» о проблеме сокращения контингента учащихся в вузах
«Бизнес & Балтия» об обучении иностранцев в латвийских вузах
«Российская газета» о современных ПТУ
«Российская газета» о нехватке рабочих кадров

«Труд» о возрастной дискриминации на рынке труда
«Итоги» об уравнивании численности горожан и селян в мире
«Эхо» о городском и сельском населении Азербайджана
«Независимая газета-Дипкурьер» о российских и мировых проблемах миграции
«Новые известия» о недопустимости дискриминации россиян по факту регистрации
«Газета» о миграционной программе Москвы на 2008-2010 годы
«Комсомольская правда» о миграции в Москву
«Независимая газета» о трудовых мигрантах в России
«Российская газета» о квотах для гастарбайтеров из традиционного зарубежья
«Наше время» о возможностях и проблемах переселения соотечественников
«Телеграф» о брачной иммиграции в Латвии
«Коммерсантъ» о визовом режиме Россия-ЕС
«Зеркало недели» о конференции министров ЕС по делам миграционной политики
«Парламентская газета» и «Курьер» о конфликте в Ставрополе
«Время новостей» об исследовании нацизма в России
«Время новостей» о переходе на стандарты ВОЗ в области живорождения
«Российская газета» об упразднении дежурств на дому
«Профиль» о проблемах наркомании в России
«Трибуна», «Время новостей» и «Московская правда» о борьбе с курением
«Казахстанская правда» о проблемах детей в Казахстане

… об обучении иностранцев в латвийских вузах

Латвийское образование - на экспорт

Недавно общественности впервые в истории Латвии была представлена программа долгосрочного развития страны на 25 лет. Одним из возможных сценариев развития является такой: традиционного производства году эдак к 2025-му у нас не будет, но Латвия станет крупным поставщиком и экспортером дорогих услуг. Например, логистики, образования, медицинских технологий. Примерив такой сценарий на сферу образования, пришла к весьма интересным выводам.
Иностранные студенты могли бы стать серьезной статьей доходов для нашей страны в будущем.
Минувшей осенью премьер-министр Айгар Калвитис выступил с лекцией в Балтийской международной академии. По отзывам, лекция была вполне толковая, но один эпизод несколько испортил впечатление от мероприятия: на вопрос об экспорте высшего образования политик ответил, что, мол, не такое уж оно у нас сильное, чтобы мы могли конкурировать с европейскими странами. Данные Министерства образования и науки (МОН) опровергают этот неприятный вердикт: в 2003-2004 годах в местных вузах учились 1269 иностранцев, в 2004-2005 - 1676, в 2005-2006 - 1416, а в минувшем - 1425.
Цифры, конечно, скромные. Но если учесть колоссальные препятствия, с которыми встречается студент из третьей страны при получении латвийской визы, эта статистика говорит о его несгибаемой воле и жгучем желании учиться именно в Латвии. Молодые люди из Шри-Ланки (25 в Латвийском университете и 47 - в Рижском университете им. Страдыня), 6 граждан Непала, 18 сирийцев, пакистанцы, индийцы и прочие - истинные титаны духа.

Железный занавес бюрократии
Станислав Бука: "За полный срок обучения иностранный студент оставляет столько же денег, сколько 330-360 туристов".
Как рассказал директор департамента иностранных студентов Рижского технического университета Игорь Типанс, в 2002 году и до начала 2003-го для таких абитуриентов была создана относительно удобная процедура получения визы: интервью в экзотических странах проводили местные почетные консулы. Но с февраля 2003-го все изменилось, и теперь, чтобы попасть в Ригу, потенциальный студент должен дважды явиться непосредственно в наше посольство: один раз на интервью, второй - за результатами. В большинстве стран Азии у Латвии нет посольств, в Африке их нет вообще. Представьте: несчастный молодой индус или пакистанец должен дважды совершать путешествие в тысячи километров до ближайшего нашего диппредставительства - в Россию или, скажем, Швецию. При этом у него возникают проблемы с получением транзитной визы: с какой стати ее выдавать, если неясно, куда едет человек? Ведь латвийскую ему еще не дали, и вообще не факт, что дадут. Бывают и совсем отвратительные случаи, когда Управление по делам гражданства и миграции согласно дать вид на жительство, а МИД отказывает в разрешении на въезд.
Игорь Типанс признал, что эти бюрократические барьеры отпугивают людей уже на самой ранней стадии: "Мы участвуем в международных выставках, к нам подходят, интересуются - видят, что РТУ предлагает качественные программы по привлекательной цене (в разы дешевле, чем во многих "старых" европейских странах). Но как только разговор доходит до процедуры получения визы, наша привлекательность резко падает в глазах потенциального клиента". Попытки решить эти вопросы с Министерством иностранных дел - переписка, переговоры - за четыре года так и не сдвинулись с мертвой точки. А ведь есть же способы облегчить жизнь потенциальным абитуриентам! Например, Эстония в странах, где у нее нет посольств, сотрудничает с финскими диппредставительствами и становится, таким образом, гораздо доступнее Латвии. Другие страны позволяют прислать документы в посольство по почте, а лично - явиться уже за визой.

О вузах - ни ссылки
Игорь Кабашкин: "В стране не хватает даже приличных студенческих общежитий".

Впрочем, визы - это вопрос МИДа, который напрямую с образованием не связан, а проблемы есть даже на уровне отраслевого министерства. По словам г-на Типанса, многие наши чиновники очень удивляются, когда узнают, что у РТУ есть полноценные программы на английском языке, и эта неосведомленность о многом говорит. Отношение МОН к проблеме привлечения иностранных студентов хорошо показывает реакция одного из высокопоставленных сотрудников ведомства: он честно сказал, что это - дело самих вузов. Хотя в той же Финляндии, например, государство доплачивает своим университетам за учащихся из-за рубежа; в Швеции - тоже. Ведь не только США интересуются индийскими программистами.
Но еще лучше заинтересованность государства в этом вопросе показывает Интернет. Заходим на разрекламированный latvia.lv; выбираем английскую версию. "Кликаем" на раздел Education and Sience, там - на Vocational Education (профессиональное образование - отдельной ссылки о высшем там почему-то нет), дальше по линку переходим на английскую версию сайта Министерства образования и науки, там нажимаем на Higher Education и... попадаем на девственно чистую страничку. РТУ уже месяцев 8 добивается размещения здесь хотя бы ссылки на свой сайт и (по возможности) на сайты других вузов, но до сих пор безрезультатно. Хотя любой разбирающийся в компьютерах старшеклассник сделал бы это за пару минут. Заметим, что сайт МОН существует только в двух версиях - латышской и английской, а линки на местные университеты, институты и академии есть только в первой. "О стране во многом судят по развитию высшего образования, - говорит И. Типанс. - И какое впечатление о Латвии сложится у иностранца, если он увидит эту пустоту?"
По признанию представителей многих наших институтов и университетов, не хватает и организованных поездок в интересные с точки зрения экспорта образования страны: есть одиночные вылазки отдельных заведений, но так, чтобы собраться и вместе с латвийскими должностными лицами отправиться налаживать контакты в тот же Китай, - этого тоже нет. Наконец, как отметил президент Института транспорта и связи (TSI) Игорь Кабашкин, в стране не хватает приличных общежитий. Снимать на протяжении всего времени обучения гостиницу обычному студенту не по карману, а многие нынешние общаги находятся в очень плохом состоянии.
Стоимость вопроса высока: иностранный студент ЛУ платит около 3500 латов в год, в РТУ - около 2 тысяч латов. Следовательно, за изучение полной программы он оставляет только в кассе вуза как минимум 14 тысяч латов, а вместе с расходами на проживание даже при строжайшей экономии (допустим, он тратит 200 латов в месяц) - около 25-30 тысяч латов за 4-5 лет. В среднем в европейских вузах учится 10-15% (в Англии и Ирландии этот показатель может достигать 30%) иностранцев. Если бы тот же Латвийский университет при своих 26 тысяч студентов соответствовал этому стандарту (2600 приезжих), то он при нынешних расценках ежегодно зарабатывал бы порядка 9 млн. латов в год. Для РТУ доход составлял бы около 5 млн. латов ежегодно. Председатель Сената Балтийской международной академии (БМА) Станислав Бука подсчитал, что за полный срок обучения иностранный студент оставляет столько же денег, сколько 330-360 туристов (среднестатистический путешественник приезжает к нам на 1,4 суток и за это время оставляет, по данным ЦСУ, менее сотни евро). Наконец, благодаря экспорту высшего образования страна получает серьезный "бонус" для внешней политики, ведь, как правило, люди сохраняют теплые воспоминания о местах, где прошли их студенческие годы. Но есть то, что есть: по данным пресс-службы ЛУ, здесь учится около сотни иностранцев.
А ведь рано или поздно до вузов "дойдет" демографическая яма середины-конца 90-х годов. Замдиректора департамента высшего образования МОН Анатолий Мелнис в связи с этим предположил, что у крупных вузов особых проблем возникнуть не должно. Почему-то крупные вузы не разделяют его оптимизма и уже понимают, что в перспективе это скажется и на пополнении преподавательских кадров и, как следствие, - на качестве высшего образования в целом.

Восточный фронт
Вообще статистика МОН была бы совсем неказистой, если бы не частная инициатива, и в первую очередь Балтийская международная академия (БМА): она, по данным министерства, одна обучает 484 иностранца. Как рассказал на пресс-клубе проректор БМА по научной работе Владимир Гуров, открытием "опорного пункта" этого заведения у себя сейчас интересуются в Азербайджане, может начаться активное сотрудничество с Украиной, а в перспективе БМА планирует закрепиться в Берлине. По его словам, в Германии эту инициативу приветствуют, так как в случае успеха она поможет "социализировать" проживающую там русскоязычную молодежь.
В целом латвийские высшие учебные заведения по-разному оценивают перспективные рынки для нашего образования. Так, БМА рассчитывает в первую очередь на "ближнее" зарубежье - бывшие союзные республики, где происходят демократические процессы и есть стремление к европейским стандартам. Другие - как тот же РТУ - постсоветское пространство считают не слишком перспективным, поскольку рождаемость там падает так же, как и у нас, да и в России достаточно образовательных центров с прекрасными традициями и, главное, известных далеко за пределами РФ. Г-н Типанс, например, полагает, что надо налаживать сотрудничество с Азией и Ближним Востоком (в последние годы число студентов из Китая, Индии и т.д. в европейских вузах очень быстро растет). В любом случае и частные, и - тем более - государственные учебные заведения надеются, что наши власти наконец поймут: привлечение иностранной молодежи к нам на лекции непосредственно влияет и на благосостояние вузов, и на бюджетные поступления, и на имидж Латвии в мировом сообществе.
Словом, латвийские вузы могут экспортировать высшее образование, но нежелание властей, которые и разработали долгосрочную программу развития страны, помочь им в этом полезном во всех отношениях деле ставит реальные барьеры для привлечения иностранных студентов.

Страны, студенты из которых учатся в латвийских вузах

Страна

Количество студентов

Доля от общего числа студентов, %

Литва

415

29

Россия

381

27

Германия

74

5

Шри-Ланка

73

5

Эстония

59

4

Белоруссия

49

3

Украина

48

3

Сирия

24

2

Казахстан

21

1

Франция

18

1

Грузия

18

1

Израиль

18

1

Великобритания

17

1

Индия

16

1

Ливан

15

1

Польша

14

1

Армения

12

1

Пакистан

12

1

Швейцария

9

1

США, Финляндия, Непал

по 8 студентов

2

Чехия, Испания, Швеция

по 7 студентов

1

Азербайджан, Норвегия, Камерун, Узбекистан

по 6 студентов

2

Австралия, Италия, Китай, Нигерия

по 5 студентов

1

Япония, Португалия, Венгрия

по 4 студента

1

Албания

3

0

Бельгия, Дания, Маврикий, Словения, Турция, Туркмения, Киргизия, Нидерланды, Хорватия

по 2 студента

1

Афганистан, Бангладеш, Исландия, Ирак, Канада, Марокко, Молдавия, Словакия, Таджикистан, Тунис

по 1 студенту

1

Всего 57 государств

1425

100

Источник: Министерство образования и науки Латвии

Кирилл РЕЗНИК-МАРТОВ. «Бизнес & Балтия», 28 мая 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.