Послевоенные сороковые: столицу спасали крестьяне
Кто, откуда и с какой целью едет покорять столицу
Если смотреть чистую арифметику, то, по данным Госкомстата, основанным на Всероссийских переписях населения, начиная с конца 40-х годов прошлого века и до сегодняшних дней, каждый год за счет приезжих население столицы в среднем становится больше на 100-140 тысяч человек. Итого более чем за полвека приезжих набралось не более 9 миллионов человек. А с учетом естественной убыли ежегодно население столицы прибавлялось в среднем на 50 -70 тысяч человек. Меняются лишь, по данным, сами приехавшие, их цели, профессии, национальности.
Как именно это происходило тогда и сейчас, рассказывает заведующая лабораторией миграции населения Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской Академии наук Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ.
В эти годы в Москву потянулись:
1. Жители сел и деревень. Их тогда было больше всего среди приезжающих. (Ехать в Москву они начали еще с 30-х годов: строить метро, работать на заводах. - Прим, ред. ) Война сильно подкосила население Москвы: сначала многие горожане ушли на фронт, потом прошла массовая эвакуация промышленных предприятий и учреждений. После Победы собственных рабочих рук для восстановления хозяйства не хватало. А в те времена половина населения СССР были сельскими жителями. Огромный людской ресурс, который спас не только Москву, но и другие крупные города.
В основном ехали из Тульской, Рязанской, Костромской, Калужской, Тверской, Ивановской, Ярославской областей. Из Черноземья: Орловской, Курской, Тамбовской областей (и до сегодняшних дней жители этих мест составляют очень большую часть всех приезжих). Основной возраст приезжих: от 13 (подростки в СССР как раз оканчивали семь классов) до 30 лет (большинство людей уже профессионально утверждаются).
Отношение коренных москвичей к "пришлым" в то время в целом лояльное, спокойное, доброжелательное. Все-таки люди эти ехали не только за тем, чтобы сытнее жить в столице и заработать побольше денег. Вместе с москвичами они отстраивали город.
2. Студенты. Ехали со всего СССР. Впрочем, большинство приезжающих на учебу - опять-таки сельская молодежь из ближайших к столице областей. И поступали не только в институты. Техникум, ПТУ - лишь бы уехать из деревни, чтобы стать свободным человеком. Ведь паспортизация крестьян началась лишь в конце 70-х годов прошлого века, закончилась аж в начале 80-х. Эти годы крестьяне жили без паспортов. А вырвавшимся после семилетки или восьмилетки в Москву (как, впрочем, и в любой другой город) в шестнадцать лет уже выдавали паспорт.
3. Специалисты (инженеры, научные работники, творческая интеллигенция). Тоже прибывали отовсюду. Но в общем числе приезжих таких было не больше двух процентов.
Кстати, оговоримся сразу, у каждого времени свои типичные приехавшие в Москву. Но во все года было очень много так называемых "семейных" - тех, кто переезжал по семейным обстоятельствам: к детям, родственникам, выйдя замуж или женившись.
***
60-80-е: лимитчики и студенты Через двадцать с лишним лет после первой волны приезжих в Москву картина изменилась так:
1. Лимитчики. Официально это явление называлось "приезжие по лимиту промышленных предприятий". С конца пятидесятых годов прошлого века их вербовали в основном в селах и маленьких городах, а также среди "дембелей". Так государство решило придержать демографический рост столицы.
Подсчитали: если население Москвы будет расти теми же темпами (по 100-140 тысяч приезжих в год), то куда же их расселять? Мол, не успеваем строить дома.
Поэтому ужесточили административные меры, ограничивавшие переезд на постоянное жительство в столицу. Прописаться в Москве стало гораздо труднее, чем в других городах.
Подействовало. Миграционный прирост упал до 30 тысяч человек в год. Но ничего хорошего из этого не вышло: предприятиям Москвы опять стало не хватать рабочих рук.
Вот тогда и появились лимитчики. По договору они пять лет обязаны были отработать на предприятии, которое давало им общежитие без права прописки. Женатые молодые пары жили порознь в разных общежитиях.
География тех приезжих отличалась от предыдущих мигрантов. Кроме жителей ближайших к Москве областей, Черноземья, в столицу потянулись люди со всей России, Украины и Белоруссии.
Вообще, начиная с 20-30-х годов прошлого века, население Москвы прирастало в среднем на 1 миллион человек в десятилетие. Причем в равной степени как за счет естественного прироста, так и за счет мигрантов. Но с конца семидесятых столица стала прирастать преимущественно приезжими. С середины 70-х годов в Москву понаехали с Кавказа: дагестанцы, азербайджанцы, армяне. Причина: города в их республиках уже были не в состоянии принять и дать рабочие места сельской молодежи, которая рвалась в города.
По данным Энциклопедии Москвы, в 1989-1991-м столица росла уже только за счет приезжих. Поскольку смертность с 1989 года в Москве стала превышать рождаемость - началась естественная убыль населения.
Отношение москвичей к лимитчикам в те годы - высокомерно-презрительное. Появилось даже слово "лимита".
Неприязнь ко всем чужакам обострилась в начале 80-х, во времена дефицита, огромных очередей и "колбасных" поездов. Тогда жители ближайших к Москве областей ездили на электричках за продуктами в более благополучную столицу. Пошли разговоры о нахальных понаехавших, о том, что самим не хватает, и т.д.
2. Студенты. В то время приехавших в Москву за образованием было больше, чем в предыдущие и последующие годы. Молодежь со всей страны привлекали доступное образование с приличной стипендией и возможностью поселиться в общежитии.
3 Специалисты. Поток сельских жителей среди мигрантов постепенно уступает квалифицированным приезжим из крупных городов. Хотя они все равно остаются на последнем месте, но это уже не хилые два процента от всех мигрантов, как в предыдущие годы. Но все равно профессионалов с высшим или средним образованием немного меньше, чем студентов и приезжих. По данным статистики, в 1980 году в Москве было 185 871 приезжий. Из них - 1276 грузин, 2078 армян, 1193 азербайджанцев.
***
1990-1996 годы: профессионалы стали "челноками" В начале 90-х случилось то, чего не могли добиться власти административными мерами, вроде ограничения прописки. Поток приезжих почти прекратился. Сам собою.
Москва тогда почти не отличалась от всей остальной страны: та же всеобщая растерянность после распада СССР, задержки зарплат, неуверенность в будущем. Ехать куда-то от родных мест было страшновато. Но уже году к 92-му жизнь в столице более-менее наладилась - город подтвердил свою экономическую состоятельность. В столицу снова поехали:
1. Специалисты. Вопреки всем правилам миграции меняется возраст приезжих тех годов. За счастьем в Москву поехали те, кому за тридцать. В основном это состоявшиеся люди, с высшим или средним образованием. Причем не неудачники, а люди, уже достигшие успеха в своей профессии.
Перемены в стране перевернули устоявшееся благополучие тысяч людей. Кризис промышленности, проблемы в армии... В Москву хлынули специалисты из крупных городов всей России и бывших союзных республик: бывшие военные, инженеры и другие. Доведенные в своих городах до предела, они рванули в Москву. Впрочем, в столице тогда тоже простаивали многие заводы и фабрики. И большинство из приехавших по специальности себе применения не нашли. Многие уходили в торговлю. У каждого пятого из тех, кто тогда начинал работать "челноками", сейчас, по исследованиям социологов, более-менее успешный собственный мелкий и средний бизнес. Такие ехали со всей России - от Дальнего Востока и Камчатки до Калининграда.
2. Студенты. Их стало гораздо меньше. Причина: мизерные стипендии и невозможность многих родителей помогать детям получить высшее образование. К тому же создавались филиалы московских вузов в регионах России и странах СНГ.
***
1996-2006 годы: время гастарбаитеров
1. Гастарбайтеры. Их еще называют экономическими мигрантами. То есть люди, едущие лишь за заработками. Кроме российских регионов, очень большая часть этих приезжих с Украины, республик Средней Азии - Таджикистана, Киргизии. Их государства не в состоянии дать своим жителям нормальные рабочие места и зарплаты.
В Москве они заняты таким трудом, где не нужно квалификации. Сами видели: разнорабочие на стройках, газонокосильщики, дворники, рыночные торговцы. Образование большинства ниже среднего. Впрочем, бывают исключения: среди разнорабочих на стройке порой можно встретить и бывшего школьного учителя. Скромные по московским меркам зарплаты, за которые этот учитель вкалывает по 12-14 часов, это вполне неплохо по меркам его родного края. Условия труда у гастарбайтеров не те, что у лимитчиков шестидесятых. Рабочие по лимиту после нормированного рабочего дня (окончание которого прописано в КЗОТе!) возвращались в маленькую комнату общаги с двумя-тремя соседями. Ну просто бояре по сравнению с нынешними гастарбайтерами. Те после беспросветно ненормированной смены, например на стройплощадке, набиваются по двадцать человек в бытовку без удобств или снятую комнату. Но... никуда не уезжают. Им ничего не надо от столицы, кроме как: заработать денег, отослать домой, поддержать семью.
Много трудовых мигрантов заняты на квалифицированой работе: владельцы торговых палаток на рынках, водители маршруток, хозяева кафе.
2. Студенты. Приезжающих учиться по сравнению с прошлым десятилетием гораздо больше. Но все-таки прежнего советского, уровня поток не достиг. Отчасти это можно объяснить тем, что вузов по стране стало гораздо больше, да и филиалы многих московских институтов открылись по всей России.
3. Специалисты. География большей части приезжих: крупные города России, Украины, Белоруссии. Их приезд идет городу только на пользу. Многие из них - постоянные жители столицы, годами живут в городе, но... без прописки.
***
По данным ВЦИОМа за 2002 год:
около 25 процентов приезжих из ближайших областей. 50 процентов с Украины, из Белоруссии и Молдавии. Остальные из бывших союзных республик Кавказа и Средней Азии.
***
Послесловие "Едут? Радуйтесь значит, в городе здоровая экономика". Так считают специалисты по демографии.
- Нескончаемый поток приезжих - это хорошо, - уверена Жанна Зайончковская. - Не стоит этого пугаться, сопротивляться этому. Значит, Москва не исчерпала своих возможностей. Исчерпает - поток приезжих тут же прекратится. Пока же Москва растет. Начиная с конца войны, каждые десять лет прибавляется один-два миллиона человек. В основном за счет приезжих. А все попытки искусственно остановить рост разными административными мерами, как видите, ни к чему хорошему не приводили: запреты приходилось отменять. Не надо путать причину со следствием. Город растет не потому, что все сюда рвутся, а потому что растущая экономика создает хороший рынок труда. Москвичи по сравнению с гастарбайтерами находятся в более выгодных условиях - у них есть возможность найти более интересную, высокооплачиваемую работу. Ну а для российских граждан тут больше возможности для карьеры. Приезд хороших специалистов опять-таки идет городу только на пользу.
Елена ПАНКРАТЬЕВА. «Комсомольская правда», 24 мая 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)