В России катастрофически растет число злостных неплательщиков алиментов
Парадоксально, но в Год ребенка количество матерей-одиночек, брошенных мужьями без всяких средств к существованию, может побить все рекорды. В последние несколько лет стремительно растет число разводов, а вместе с ними и количество неплательщиков алиментов. Только в 2006 году в службу приставов было подано 2 млн. заявлений по делам об алиментах. К уголовной ответственности за уклонение было привлечено примерно 25 тысяч человек. Такая неутешительная статистика была обнародована в конце прошлой недели. Эксперты убеждены: отцы никогда не стремились добровольно отдавать своим брошенным детям четверть кровно заработанных денег.
Но их заставляли это делать. Сегодня же российское законодательство настолько лояльно к неплательщикам, а судебные приставы настолько не заинтересованы в положительном исходе дела, что ситуация выходит из-под контроля. Правозащитники убеждены: спасти миллионы малышей поможет лишь алиментный фонд, созданный из бюджетных средств. Но, увы, чиновники пока не готовы взвалить на свои плечи груз взыскания компенсаций с эгоистичных отцов.
Более 10 млн. российских детей живут в неполных семьях и вправе рассчитывать на алименты. Но по экспертным оценкам, более 90% этих детей не получают денежной помощи от ушедшего из семьи родителя. В службу судебных приставов ежегодно поступает до 2 млн. подобных заявлений, причем в 90% случаев – от женщин. Эксперты убеждены: скорее всего, эти цифры занижены. «Естественно, реальное число подобных преступлений выше, – пояснила «НИ» президент фонда «Семья и детство» Светлана Руднева. – Нам встречались десятки женщин, отказавшихся от требования алиментов из страха перед насилием со стороны бывших мужей. Угрозы, шантажи, побои – достаточно веские причины, чтобы брошенная жена перестала претендовать на выплаты алиментов бывшим мужем. Были случаи, когда матерям даже приходилось скрываться вместе с ребенком».
Бракоразводный процесс между губернатором Ставропольского края Александром Черногоровым и его женой Ириной стал причиной громкого скандала. Женщина даже написала письмо в местные СМИ с просьбой о помощи. Она жалуется на преследование двух несовершеннолетних детей и постоянное давление со стороны бывшего супруга. Через десять лет отношений она ушла от мужа, не выдержав, как говорится в письме, «постоянных измен, оскорблений, унижений, злоупотреблений мужа алкоголем, угроз и побоев». С работы г-жа Черногорова вынуждена была уволиться, так как финансирование организации мужем прекратилось. После увольнения Ирина подала заявление о взыскании алиментов на содержание младшего сына. Но губернатор опротестовал это решение, и дело было закрыто.
Размер алиментов на одного ребенка должен составлять 25% от дохода родителя, на двух детей – около 30% и на трех детей – до 50% соответственно. Увы, эти цифры существуют лишь в законодательных документах. На практике часто оказывается, что доходы супруга после развода резко уменьшаются. «Муж сестры бросил ее с ребенком, да еще и беременную, – рассказала «НИ» москвичка Елена Морозова. – После развода он, видимо, решил начать новую жизнь. Поменял работу, стал получать больше, приоделся, начал ходить на дискотеки, купил машину. В октябре 2005 года суд обязал его платить 25% от зарплаты плюс базовую сумму на содержание бывшей жены в декрете. Однако документы о базовой сумме были успешно утеряны, а алименты на поверку оказались мизерными деньгами. Основная часть дохода получалась неофициальным путем. Самое обидное в такой ситуации – что это никак не докажешь».
Воздействовать на бывшего супруга, скрывающего свой истинный доход, можно. Но дело это долгое и утомительное. Суд может обязать отца выплатить алименты либо из имущества, либо со счетов, которые у него есть в банках, иных кредитных организациях, возможно, даже за рубежом. Но сначала наличие этих дополнительных источников надо доказать путем многочисленных запросов. В итоге разбирательства могут продлиться и до совершеннолетия ребенка, когда алименты уже не положены.
«Количество заявлений от граждан на выплату алиментов увеличивается год от года, – рассказал «НИ» заместитель начальника отдела организации работы судебных приставов и исполнителей Елена Рязанцева. – К сожалению, пока законодательство не позволяет эффективно бороться с «черными» зарплатами неплательщиков. Зачастую президенты фирм и люди престижных профессий подают в суд справки о зарплате в 2–3 тыс. рублей. Около 75% алиментщиков и вовсе числятся безработными. Добиться выплаты и этих сумм – довольно проблематично из-за сложной судебной системы».
Легко отделаться
Эксперты убеждены: в росте неплательщиков алиментов повинно отечественное законодательство и легкомысленное отношение судебных приставов к работе. «Дело в том, что в России от уплаты алиментов легко уклониться, – пояснил «НИ» заведующий Центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – У нас нет жесткой административной системы, которая преследовала бы неплательщика».
Уголовный кодекс предусматривает за злостное уклонение от уплаты алиментов обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, арест на срок до трех месяцев либо исправительные работы до одного года. Это теоретически, а практически максимум, что грозит уклонисту – удержания из заработка. Сумма получается копеечная, поскольку высчитывается из официального размера зарплаты. И ради этих копеек, по мнению г-на Гонтмахера, судебный пристав палец о палец не ударит. Уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань считает, что работа судебных приставов-исполнителей по взысканию алиментов требует кардинальных изменений. Производство по делам отцов-уклонистов составляет 10% от всей деятельности Федеральной службы судебных приставов, но количество жалоб в ведомство на недобросовестную работу приставов по данной категории достигает 25%.
Сильный слабый пол
Психологи убеждены: беда еще и в том, что российские мужчины воспринимают алименты как наказание, от которого во что бы то ни стало нужно убежать. «Отсутствие чувства ответственности за ребенка и отцовских инстинктов вообще – следствие отношения нашего общества к институту семьи, которое менялось под влиянием СМИ, новых социальных ценностей, – рассказала «НИ» Светлана Руднева. – Сейчас в стране официально количество абортов равно количеству рождений. Женщины идут на этот поступок из-за того, что будущий отец снял с себя ответственность, оставил ее одну».
Неутешительная тенденция связана и с десакрализацией образа женщины. Молодые люди уже не воспринимают девушек как слабых, нуждающихся в защите существ. «Мужчины уклоняются от выплаты алиментов, потому что не доверяют женщине, считают, что она потратит все деньги не на ребенка, а на себя, – рассказала «НИ» президент фонда «Женщины и политика» Раиса Мордвинова. – Как правило, это мужчины малообеспеченные, с низким социальным статусом. Если речь идет о мужчинах состоятельных, то здесь уже начинает перевешивать жадность, инстинкт собственника, мол, пока ты была моей – получала деньги. Развелась – выкручивайся сама».
Расплата за детство
Увы, но сегодня не только отцы, но и матери отказываются содержать своих детей. Такие случаи уже давно перестали быть редкостью. «Перед тем как родить, жена была на пике карьеры: она стала партнером в юридической фирме. Зарабатывала по 5 тысяч долларов в месяц, поэтому в отпуск по уходу за ребенком отправился я, – рассказал «НИ» инженер из Волгограда Сергей Попов. – Пока я стирал пеленки, Валя ходила по званым вечерам и приемам. Порой несколько недель не возвращалась домой. Я подозревал измену, поэтому решил подать на развод. Ребенок остался со мной. Валя должна была платить алименты. Первые два месяца она давала нам деньги, а через полгода переехала в Москву и вообще о нас забыла. На все просьбы помочь нам хоть чем-то она отвечает: Ты мужик, вот и работай».
По Семейному кодексу алименты может платить и ребенок – своим родителям, и внук – бабушкам и дедушкам, и даже родные братья и сестры друг другу. Пенсионеру Вячеславу Герасимову надоело жить впроголодь на маленькую пенсию, и он решил получать гарантированную государством материальную помощь от сына. Выяснилось, что кровиночка, от которой долгое время не было вестей, занимается предпринимательством и получает 200 тыс. рублей в месяц. Добиться помощи от сына старику удалось только после длительного судебного разбирательства.
Супружеский долг государству
Проблема уклонения от уплаты алиментов сегодня стоит в России настолько остро, что требует немедленного вмешательства государства. «Нужно создать алиментный фонд, – заявил «НИ» Алексей Головань. – Такая система исключает возможность задержки выплаты средств на содержание детей и гарантирует им ежемесячную материальную помощь. Государство выплачивает деньги на содержание детей, и при этом к нему переходит право на взыскание алиментов. Отец-уклонист становится должником государства, а это уже серьезнее, чем долг бывшей супруге».
Конечно, создания одного алиментного фонда недостаточно для решения этой проблемы. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи видит главным препятствием неопределенность источников финансирования. Возможно, деньги в фонд будут поступать в виде так называемых «пошлин по делам о расторжении брака» – суммам, которые семейные пары выплачивают государству при разводе. Эксперты убеждены: работать такая система будет, но только если ее создадут в самое ближайшее время.
КАК БОРЮТСЯ С НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АЛИМЕНТОВ В РОССИИ…
В Волгоградской области с 21 мая по 1 июня пройдет акция «Дети – наше будущее!», в рамках которой судебные приставы проведут рейды по взысканию алиментов. Такая же акция пройдет и в Архангельске. В Барнауле отец-алиментщик, задолжавший 74 тысяч рублей, не смог выехать за пределы России в свой законный отпуск. Неплательщик, который уже успел приобрести билеты, моментально отдал всю сумму долга. Судебный пристав направил ребенку «подарок от отца» к Международному дню защиты детей. Оригинальный способ борьбы с неплательщиками алиментов нашли власти Омска. Горе-родителей, приговоренных к обязательным работам, принуждают подметать улицы и сколачивать гробы на кладбище.
…И НА ЗАПАДЕ
В США злостные неплательщики алиментов могут быть заключены в тюрьму сроком до шести месяцев, а в случае рецидива – сроком до двух лет. В некоторых штатах США отцам-неплательщикам судебные власти ставят блокираторы на автомобили. Причем отцам мальчиков – синие, а отцам девочек – розовые. Власти штата Огайо запретили 30-летнему мужчине становиться отцом в течение пяти лет. Суд мотивировал свое решение тем, что мужчина уже должен пяти женщинам, у которых от него имеется семеро детей, более 40 тысяч долларов алиментов. В Канаде у злостных неплательщиков отбирают права на автомобиль, а также лицензии на ловлю рыбы и охоту. Государство вправе публиковать фотографии неплательщиков в Интернете. Злостное уклонение от алиментов грозит тюремным заключением на срок до полугода. В Германии у неплательщика могут арестовать имущество для распродажи – судебный исполнитель приезжает с грузчиками и вывозит все описанное имущество. Особо злостных неплательщиков могут отправить в тюрьму.
Анна СЕМЕНОВА, Данил СЕДЛОВ, Карина НАРАЕВСКАЯ.
"Новые известия", 22 мая 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)