… о конференции «Трудовая миграция в России и странах СНГ»
О бедном мигранте замолвите слово
Все это у нас уже было. Помнится, в 1960-1980-х годах в Москву, Ленинград и ряд других крупных городов ринулись граждане из глубинки. Они ехали работать по приглашению предприятий, на которых некем было заполнить вакансии строителей, токарей, слесарей, столяров. Несмотря на то что вновь прибывшие не были незваными гостями, местное население отнеслось к ним как нельзя более прохладно и даже окрестило "лимитой".
Именно тогда наша страна впервые познакомилась с миграцией в миниатюре. Но опыт не пошел впрок. Сегодня мы сталкиваемся с похожими, пусть гораздо более масштабными, проблемами, но почему-то никому в голову не приходит воспользоваться старыми наработками.
Эта удивительная по своей простоте мысль прозвучала на конференции "Трудовая миграция в России и странах СНГ", которая прошла в столичном Центре международной торговли. В принципе, почти все обсуждаемые на ней проблемы были для России не в новинку. И почти все присутствующие в один голос утверждали, что трудовая миграция и миграция вообще нашей стране нужна. Так, высказывая позицию бизнеса, председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов отметил несколько положительных моментов миграционного процесса.
Во-первых, мигранты восполняют естественную убыль населения России. Уже к 2010 году количество трудоспособных граждан сократится, по прогнозам специалистов, примерно на 2,5 миллиона человек. Подсчеты "Деловой России" свидетельствуют: для того чтобы заполнить ныне пустующие вакансии, требуется порядка 4 миллионов мигрантов. Сколько их сейчас в нашей стране, никто точно сказать не берется. Разброс цифр поистине фантастический - от одного миллиона (по официальным данным) до 14 миллионов человек (по оценкам главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко). Бизнес придерживается более осторожных оценок, считая, что сегодня каждый 15-й работник является иностранцем.
Второй плюс, которым сопровождается процесс миграции, по мнению Бориса Титова, состоит в том, что работники-приезжие платят налоги, а значит, оставляют в стране часть своих доходов. Лишь 36 процентов заработанных ими денег уходит из России.
В-третьих, без мигрантов жизнь россиян стала бы очень тяжелой. Никто не убирал бы улицы, не мостил бы дороги и не строил бы дома - именно этим в основном и занимаются гастарбайтеры. Они трудятся в базовых отраслях, от которых "аборигены", мягко говоря, воротят нос. Не случайно 39 процентов самих россиян, согласно данным опросов, заявляют, что никаких ограничений и квот для мигрантов быть не должно. Какая разница, кем заполнять свободные рабочие места?
Список преимуществ, которые Россия получила от наплыва иноземцев, можно было бы продолжить. Но, наверное, нелишне задуматься и о том, что имеют сами мигранты. Навскидку выходит, что практически ничего, кроме весьма скромной зарплаты. Например, по данным президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, рабочий день мигранта в строительстве и сельском хозяйстве в среднем продолжается 12 часов. Приемлемая крыша над головой есть лишь у единиц, ни о каком социальном пакете вообще говорить не приходится - путь в муниципальные поликлиники, детские сады и школы мигрантам заказан. А раз так, то и наша страна может лишиться тех благ, которые она имеет от приезжих работников. Ведь на России свет клином не сошелся. Сейчас, как отметил Николай Кошман, оживилось строительство на Украине и в ряде других стран СНГ. Тамошние власти сулят приезжим приличную зарплату и хорошие условия для жизни и работы. Так что поток мигрантов в скором времени может плавно поменять свое направление.
Впрочем, Правительство РФ, похоже, не разделяет этих опасений. Озвучивая на конференции его точку зрения, директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития Александр Сафонов сказал, что в России наступил период "осознанной миграционной политики". Мол, создана законодательная база, позволяющая наладить учет приезжих, упрощена процедура получения разрешения на работу, трудовые отношения легализованы. Иностранные работники стали больше зарабатывать, их сознательность повысилась настолько, что они не соглашаются приступать к работе, не заключив с работодателем трудового договора. Наведению такого порядка поспособствовали проверки, проведенные государственными органами. За первый квартал их состоялось более 300 тысяч!
- Теперь, - заключил Александр Сафонов, - дело за малым - понять, кто именно нужен нашему рынку труда.
Но не все так замечательно, как нам рапортует исполнительная власть. Это отметила в своем выступлении депутат Госдумы, член Комитета по образованию и науке Маргарита Баржанова. Ей, пришедшей во власть из бизнеса и, казалось бы, знакомой со всеми премудростями, которые придумали чиновники, до сих пор невдомек, как это - работать "по заявкам"? Дело в том, что государство пытается привлекать мигрантов по заявочному принципу. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 22.12.2006 №783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации". Согласно ему квоты на привлечение иностранных работников будут определяться с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения иностранных работников.
- Но как определить эти квоты, - спрашивала Маргарита Баржанова, - если мы и с собственными специалистами разобраться не можем? Скажем, государство заказывает вузам подготовить 400 тысяч молодых педагогов, а их, оказывается, нужно только 80 тысяч.
Кроме того, продолжала она, будущий федеральный бюджет рассчитан на три года, а на подготовку специалиста требуется как минимум 5 лет. Сколько их потребуется через пять лет, никто не знает.
Да, пригласить специалистов из-за рубежа - неплохая идея. Но воплощать ее в жизнь, к сожалению, будут те, кто далек от практики. Вышеуказанное постановление предлагает такой порядок. Работодатель подает в местный исполнительный орган заявку на требуемое ему количество специалистов, а чиновник ее рассматривает и решает: а нужно ли это региону? По мнению Маргариты Баржановой, в данной ситуации чиновник должен быть только исполнителем, а отнюдь не принимающим решение.
Остро стоит вопрос со знанием мигрантами русского языка. Если раньше с этим проблем не было - в союзных республиках русским языком владели практически все, - то теперь подросло молодое поколение, воспитанное на чисто национальных традициях и национальном языке. По-русски они не могут даже двух слов связать. А значит, прибыв в Россию на заработки, не сумеют разобраться ни в том, что написано в трудовом договоре, ни в правилах техники безопасности, ни в собственных правах.
Чтобы этого не произошло, надо организовать специальные курсы. Лучше, если они появятся на территории тех стран, откуда люди к нам выезжают. А еще лучше, если бы это были не просто элементарные языковые курсы, а центры адаптации мигрантов. В таком случае в Россию они прибудут уже вполне "подкованными".
Татьяна ВАРЕНИЧЕВА. «Парламентская газета», 18 мая 2007 года
Жертвы гуманизма
«Профсоюз» бизнесменов заступился за гастарбайтеров
Вкусив за первые пять месяцев новой миграционной политики произвол чиновников на местах при оформлении заявок на иностранную рабочую силу, российский бизнес созрел для объявления своей позиции, отличающейся от официальной точки зрения власти. С заявлением о том, что стране нужны мигранты, в конце минувшей недели, в пятницу, выступил председатель «Деловой России» Борис Титов на конференции по проблемам трудовой миграции.
«Мигранты не вредны, а полезны, — заявил от имени несырьевого сегмента рынка глава одного из крупнейших в стране союзов предпринимателей. — И не только потому, что заполняют рабочие места, но и потому, что большую часть своих доходов оставляют в России». По его словам, российскому деловому сообществу еще предстоит ощутить нехватку трудовых ресурсов, когда сбудутся прогнозы Министерства экономического развития и торговли, предполагающие к 2010 году сокращение трудоспособного населения страны в лучшем случае на 2,5 млн. человек.
Впрочем, предпринимателям уже сейчас приходится сталкиваться с проблемами. В первую очередь кадровый голод бьет по отраслям, в которых бизнес отмечает существенный рост «трудозатрат», в частности по строительству, где задействовано до 40% всех находящихся в стране гастарбайтеров, и по перерабатывающей промышленности и торговле, на которые приходится 30% мигрантов. Кроме того, отечественные работодатели отмечают «деградацию российской рабочей силы». «Молодежь утрачивает навыки прошлого поколения, авторитет рабочего человека, новое поколение работать не хочет, — поделилась своими наблюдениями заместитель председателя «Деловой России» Елена Николаева. — Я с удовольствием беру на работу тех, кому уже за 50, у кого еще есть гордость за профессионализм».
Несмотря на объявление демографии приоритетным направлением российской социальной политики, бизнесмены все же настаивают на том, что проблему нехватки трудовых ресурсов для стабильного экономического развития необходимо решать уже сейчас, и не только повышая рождаемость. Тем более что есть возможность использовать ресурсы стран СНГ, граждане которых сохранили с Россией ментальную, языковую и культурную связь.
Однако и этот ресурс, по словам президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, может стать предметом конкуренции и дефицитом. «Активно строящийся Казахстан и Украина уже начинают перетягивать на себя одеяло трудовой миграции», — считает г-н Кошман. Деловое сообщество уверено, что в условиях низкой мобильности отечественной рабочей силы мигранты нисколько не ущемляют интересы коренного населения, а занимают самые «непрестижные» места с низкими требованиями к уровню образования. При этом доходы гастарбайтеров стремительно приближаются к оплате труда россиян, однако мигранты по-прежнему выигрывают за счет трудоспособности и неприхотливости в быту.
В такой ситуации представители среднего бизнеса по понятным причинам не разделяют общей удовлетворенности правительства от реализации новой миграционной политики, хотя власти и были удостоены похвалы за попытку выстроить цивилизованные механизмы наполнения рынка труда. В то же время деловое сообщество категорически не согласно с репрессивной позицией чиновников, пытающихся «обуздать и не пускать» в страну мигрантов.
По словам г-жи Николаевой, именно добросовестный бизнес, открыто «задекларировавший» свой трудовой резерв, первым принял на себя коррупционный удар бюрократии. О коррупционной составляющей заявочной формы получения разрешений на использование иностранной рабочей силы, предполагающей, что именно чиновник будет решать, сколько и какой профессии нужно гастарбайтеров предпринимателю, говорила и депутат Государственной думы Маргарита Баржанова. По ее мнению, опасно перекладывать на чиновников вопросы экономической целесообразности привлечения тем или иным предприятием работников из-за рубежа, не имея представления о потребностях страны в целом.
По словам Бориса Титова, особые сложности процедура заявки вызывает у малого и среднего бизнеса, где потребности в иностранной рабочей силе не столь велики, но могут варьироваться время от времени. Поэтому «Деловая Россия» в итоговой резолюции конференции предложила официальным представителям власти установить для предпринимателей резерв ежегодной квоты на выдачу разрешений на работу в размере не менее 50% от региональной потребности в привлечении мигрантов.
Кроме того, деловое сообщество надеется, что государство избавит работодателей от необходимости получать разрешение на привлекаемых работников из стран СНГ и амнистирует мигрантов «дореформенной» волны, имеющих на руках трудовые договоры. Со своей стороны бизнес выразил готовность обучать иностранных работников русскому языку и бороться с нелегальными агентствами по подбору иностранного персонала, создав для членов «Деловой России» свою организацию по привлечению внешних трудовых ресурсов.
Однако, судя по выступлениям представителей официальных властей, жалобы бизнеса — результат вполне естественных «сбоев и недопонимания» в условиях формирования нового механизма управления миграционным потоком. По признанию заместителя министра иностранных дел Александра Яковенко, российскому МИДу пришлось потрудиться, чтобы изменения в законодательстве не привели к трениям на межнациональном и межгосударственном уровне. Впрочем, чиновники уверены, что и дальше легче не будет, однако эти трудности оправданы тем, что у страны появится «реальный механизм регулирования миграционного потока по таким критериям, как количество, квалификация, профессия и даже страна исхода».
По словам директора департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ Александра Сафонова, осознанная миграционная политика государства только-только переходит на второй, более сложный уровень. На первом было сформировано законодательство, отвечающее, по мнению замруководителя Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина, «мировым стандартам гуманизма». Удалось, в частности, уравнять в правах мигрантов и российских граждан, повысив в среднем зарплату гастарбайтеров с 200 руб. до 500 руб. в день, а также заставив работодателя заключать договор и выполнять социальные и страховые обязательства. Теперь же предстоит менять правовое сознание рядовых российских граждан и правоохранительных органов и изучать потребности страны в иностранцах. Поэтому отказ от заявочного оформления разрешений в планы чиновников не входит. Как и миграционная амнистия.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)