Rambler's Top100

№ 289 - 290
21 мая - 3 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» и «Ведомости» о концепции демографической политики России до 2025 года
«РБК daily» о демографических прогнозах для Европы
«Казахстанская правда» о демографической ситуации и демографической политике в Казахстане
«Беларусь сегодня» о демографических проблемах Белоруссии
«Наше время» о демографической ситуации в России - впервые и откровенно
«Ведомости» о будущем населения Москвы - прекрасном и ужасном
«РБК daily» о рекламе как антисемейной пропаганде
«Новые известия» об уклонении от выплаты алиментов
«SmartMoney» о детях, счастье и «стакане воды»
«Зеркало недели» о достижениях Египта по снижению детской смертности
«Экономика и жизнь» о выходе из грядущего трудоресурсного кризиса
«Новые известия» и «Парламентская газета» о российском рынке труда
«Российская Бизнес-газета» о демографии и экономике в России

«Итоги» о возможных новациях пенсионной реформы
«Парламентская газета» и «Время новостей» о конференции «Трудовая миграция в России и странах СНГ»
«Ведомости» о трудовой миграции
«Телеграф» о прогнозах эмиграции из Латвии
«Новое время» об исследовании трудовой миграции в Армении
«Российская газета» о программе переселении соотечественников в Тверскую область
«Известия-Петербург» о проблемах и путях получения российского гражданства
«Новая газета» о таджиках в Москве
«Вечерняя Москва» об этнических и миграционных проблемах Москвы
«Новые известия» о жилищных предпочтениях россиян
«Российская бизнес-газета» о региональном неравенстве в России
«Вечерний Петербург» об обязательном 11-летнем образовании
«Свободная Грузия» о последствиях потепления климата

… об этнических и миграционных проблемах Москвы

Лицо московской национальности

Москва всегда была многонациональной, и все мирно уживались: узбеки, украинцы, русские, татары, армяне и т.д. Армянский переулок, Китай-город (к китайцам, правда, это название отношения не имеет1 - Демоскоп), Большая и Малая Грузинская - без них Москва не Москва, так же как и без тех москвичей, в честь кого они были названы. Но как-то незаметно московское радушие сменилось ворчливым "понаприехали", да и гости почему-то не по-доброму косятся на хозяев. И вроде бы графы пятой в паспорте давно нет, а национальный вопрос все не дает нам покоя. "Семья русских снимет квартиру...", "Приглашаются на работу лица славянской внешности..." Почему мы так боимся приезжих? Сколько мигрантов может "переварить" Москва? Что о нас, москвичах, думает дворник из Узбекистана? А сами-то мы, москвичи, какой национальности? Много сложных и больных вопросов накопилось и "у нас", и "у них" - вот видите, рука сама выводит этакое деление...
За ответами мы направились к председателю Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексею Александрову.

Разнорабочие на смену элите
- Ваш комитет работает в Москве уже много лет. А как бы вы ответили на вопрос: что такое национальная политика в столице, есть какое-то четкое определение?
- Вернее будет говорить о политике в сфере межэтнических отношений. Москва - крупный город, в котором живут более 10 млн. человек, это представители 168 национальностей. Национальную политику здесь нельзя проводить по трафарету, применимому к государству в целом. В мегаполисе своя специфика: здесь проживают не народы, а москвичи разных национальностей. Поэтому решения в этой сфере должны быть направлены не столько на урегулирование отношений между разделенными группами, сколько на урегулирование социальных отношений. Иными словами, решаем вопросы, связанные с национальными различиями, там, где они реально присутствуют; и пытаемся нивелировать их там, где они надуманны.
В городе реализуется программа "Москва многонациональная", суть которой можно выразить так: все мы - лица московской национальности.
- Но тем не менее москвичи не встречают с распростертыми объятиями приезжих из-за рубежа. Мол, приезжие занимают рабочие места, из-за них не поднимают зарплату, они лучше устраиваются в жизни... в общем, "понаприехали тут!" А мигранты все едут и едут в город больших возможностей - Москву.
- Мигранты - особая проблема. В городе действует трехлетняя миграционная программа. Однако полномочия Москвы, как и других субъектов Федерации, в этой области очень узкие. И все-таки самая главная проблема в другом: сегодня нет четкой государственной миграционной политики. Существовала федеральная целевая миграционная программа, но в 2001 году она была отменена.
- Правда ли, что сейчас в Москву едут совсем не те люди и не за тем, что 10-20 лет назад?
- Раньше в Москву, да и в другие крупные города приезжала элита - хозяйственная, научная, культурная. Они несли свою культуру, впитывали русскую и дополняли ее, поэтому и восприятие приезжего было другим. Сегодня в основном приезжают разнорабочие. Подавляющее большинство мигрантов - из самых бедных слоев общества, из деревень, аулов и т. д. Причем это молодые люди, которые выросли уже в постсоветский период, когда в их странах был взят курс на узкую этнизацию, отрицание русского. Половина из этих приезжих русского языка уже не знают, и это очень большая проблема!
- Надо сказать, что и москвичи не слишком гостеприимны.
- Это связано со многими причинами. Но в основном - с социально-экономическим фактором, который отражается на межэтнических отношениях. Здесь еще влияние некоторых безответственных деятелей, которые используют тему межэтнических отношений в достижении своих узкополитических целей, и, конечно же, СМИ. В наше время именно они во многом формируют ценности и установки. Кроме того, в стране нет четкой миграционной политики. Город за счет мигрантов пополняет в основном, как выражаются эксперты, нижние страты, которые и так велики.

Будут ли у нас "Вьетнам-город", "Узбек-город", "Таджик-город"?
- Но правда и то, что мигранты не вживаются в московскую среду... А у нас ведь есть поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не лезут!
- Это общемировая практика: мигранты стараются жить анклавно, потому что очень часто этническая солидарность дает больше, чем государство. Мигранты из стран СНГ, как правило, не поедут туда, где у них нет родственников или земляков: ведь без предварительной договоренности и помощи соотечественников их поездка будет обречена на неудачу. Часто эти люди скученно живут в квартире, доме, бытовке, иногда по 20-40 человек в одной комнате. Контакта с местным населением у этих приехавших подзаработать нет из-за известных проблем с языком. К москвичам они относятся как к людям из чуждой среды. И вот, отработав несколько месяцев, эти мигранты возвращаются домой. Как вы думаете, с каким чувством к России и русскоязычным соседям?
Более того, мигранту не создаются нормальные условия для проживания, поиска работы, защиты его прав в трудовых конфликтах. Наш комитет предлагает, и это предложение будет доложено мэру Москвы, создать миграционный терминал, в котором будут действовать филиалы государственных служб, работающих с мигрантами, вестись информационная, координационная работа.
- Миграция последних лет сильно изменила лицо города. В некоторых районах южан больше, чем коренного населения, другие районы так и хочется назвать как-нибудь "Вьетнам-город" и т. д.
- Но это сильно преувеличено. Москва за свои 860 лет научилась делать из мигрантов москвичей. Изменения в этнической структуре города, конечно, происходят. В целом доля представителей разных национальностей за 13 лет, с 1989 по 2002 год, выросла с 10,3% до 15,2%. По имеющимся данным, в столице в 12 раз возросла численность таджиков, в 7 раз - чеченцев, в 5 раз стало больше азербайджанцев, в 2,8 раза - армян, в 3 раза - грузин.
- Бытует мнение, что выходцы из южных районов любят селиться на юге Москвы, украинцы на западе. Это так? Где приезжих больше всего?
- По данным экспертов, самый многонациональный округ - Западный. Количество нерусских жителей здесь уже превысило пятую часть населения, но большая их часть - украинцы, которые внешне, по языку и культуре почти не отличаются от основной массы москвичей.
Северо-Западный округ так же многонационален. Нерусские жители в нем составляют 17,4% населения.
Юго-запад, юг и юго-восток, несмотря на распространенное мнение о перенаселении их мигрантами, по своему этническому составу близки к средним значениям по городу. А вот в Восточном административном округе наиболее сложная этническая структура. Здесь преобладают представители Закавказья, Средней Азии, Китая, которые во внешнем облике и повседневном поведении достаточно резко контрастируют с "коренными" москвичами.
Доля приезжих из-за рубежа ниже всего в центре и на северо-востоке столицы. На северо-востоке столицы самыми "русскими" районами являются окраины: Бибирево, Отрадное, Южное Медведково, Лосиноостровский и Лианозово. А в центре - такие "пролетарские" районы, как Таганка, Пресня, Хамовники.

Париж от Москвы кое-чем отличается
- В Европе довольно остро стоит миграционный вопрос: с одной стороны, приток рабочей силы необходим, с другой - погромы, волнения, изменение национального облика городов - вспомним Францию. Европейское миграционное законодательство проще или строже российского?
- У нас другое законодательство, отличное, например, от французского. Близкие к нам проблемы Франция испытывала в 60-х годах. Но сегодня, чтобы трудовому мигранту въехать во Францию, нужно пройти многочисленные собеседования, проверки - эта система носит жесткий разрешительный характер. Попав на территорию Франции с трудовой визой, вы практически уравнены в правах с французами. Через год в органах местной власти необходимо подтвердить, что у вас не было проблем с полицией, налоговой службой, что вы заплатили в бюджет Франции все причитающиеся деньги, условно говоря: доказать, что вы любите ее больше, чем свою родину, и только во Франции вы можете жить и работать. После этого с санкции местной власти региональные принимают решение о продлении разрешения находиться на территории Франции с правом работы. Выстроена очень жесткая разрешительная система.
- Российские порядки мягче?
- В России очень либеральный порядок - въезд через границу для граждан СНГ, кроме Грузии и Туркмении, безвизовый. И если гражданин не был замечен в криминальной деятельности, то ему надо лишь купить билет, а принимающей стороне уведомить ФМС о его приезде. Вот и все, теперь этот человек легально находится на территории страны. Затем он подает документы для получения разрешения на работу, и противопоказаний к этому нет, кроме криминального прошлого. Он идет и устраивается на работу, а через месяц приносит справку, что здоров. Это несколько проще, чем в той же Франции.

Даешь интернациональное воспитание?
- Напрашивается вопрос: у нас не будет, как в Париже? Взрывов на этой почве, в том числе и в буквальном смысле?
- Мы проводили исследования и выяснили, что 80 процентов москвичей считают: межнациональные отношения в столице в той или иной мере напряжены. Но в той же анкете на вопрос "сами вы были участником такой конфликтной ситуации?" лишь 14 процентов ответили "да". Получается, что 66 процентов сформировали свое мнение, не участвуя в межнациональных конфликтах, только лишь на основе информации, обывательских мифов, которые еще называются сплетнями на кухне. Поэтому в декабре прошлого года правительство Москвы выпустило специальное постановление о создании благоприятной информационной среды в городе для поддержания межнационального мира и согласия.
- Как это будет выглядеть?
- Это создание документальных фильмов, которые можно будет использовать в качестве учебных пособий, телепередач, социальных роликов, радио, работа в Интернете, прессе. Предусматривается и определенное оформление города, и многое другое. Кроме того, и некоторые меры по работе с молодежью, в области образования. Помните в детстве? Открываешь учебник истории, географии, на обложке стоят девочки и мальчики в национальных костюмах. Сколько республик, столько и ребят. Подспудно формировалось представление - мы все вместе. А сегодня интернациональное воспитание - чуть ли не архаика.
- И как, на ваш взгляд, можно его возродить?
- Мы предлагаем пока на факультативной основе введение предметов "народоведение" или "граждановедение", а также "История мировых религий", целенаправленную работу с проблемными категориями, а также с родителями. Но работать надо не только в школах. Мы проводим работу с ребятами, которые поддерживают националистические лозунги. Активное участие в этом принимают и общественные организации. Везде высвечивается одна и та же проблема - низкий уровень образования, культуры. Им предлагают показать на карте границы России, где исконно жили только русские. Они не могут этого сделать. А когда объясняешь им, что подавляющая часть территории нынешней России - это места, где традиционно жили племена других народов (к примеру, Бурятия, Якутия, Кавказ), то они не знают, как на это реагировать.
- Но есть и другие проблемы. Мы уже говорили о том, что некоторые районы Москвы густо населены мигрантами - а ведь их дети учатся в школах. И в классах, бывает, больше половины ребят просто плохо говорят по-русски!
- Да, проблема существует, и мы ее решаем: вводим дополнительные факультативы русского языка. Но здесь есть трудность - не хватает учителей, преподающих русский как иностранный. Поэтому предусмотрена работа по повышению квалификации.
- А нам не подойдет метод отсеивания лишнего числа мигрантов с помощью языка?
- Возьмем карту России и сравним ее с картой Японии. В России проживает около 150 млн. человек (142 млн. - Демоскоп), в Японии -127 млн. человек. Цифры сопоставимые, территории по величине абсолютно разные. Чтобы ответить на вопрос, нужно ли использовать оградительные методы, надо знать: миграция - благо для России или зло? Исходя из этого, и принимать решение. У нас нет четкой государственной политики, которая дала бы ответ на этот вопрос. Я не хочу подсказывать ответ, но, по оценкам ученых, для освоения российских территорий население страны должно составлять от 300 до 500 млн. человек.
- Мы столько не нарожаем...
- Но решать демографические проблемы надо, об этом и президент сказал. Правда, как-то странно у нас подходят к решению. По всем телеканалам мы пропагандируем разврат, обсуждаем гомосексуализм, вместо того чтобы пропагандировать ценности семьи. Опять приходим к тому же: пока не выстроим общегосударственную политику, будет бестолковость, неэффективность решений.
- А как нужно?
- Допустим, мы решаем: да, Россия нуждается в притоке иностранцев, которые становились бы гражданами Российской Федерации, а не приехали на время подзаработать. Следующий вопрос: кого мы хотим видеть своими гражданами? Это будут бывшие граждане Советского Союза, близкие нам по менталитету, или другие народы, которые подчас совсем не интегрируются в чужое общество, с которыми нас не связывают общая история, язык и т.д.
Еще один вопрос: куда мы пускаем мигрантов? Есть малозаселенные территории, где могли бы обосноваться переселенцы. А если нам мигранты не нужны или нужны, но в ограниченном количестве, то ограничительные меры вполне можно разработать. Определите рамки, в которых мы можем действовать, а пути решения вопроса на федеральном уровне региональная власть найдет.

Котлован или котел для мигранта?
- Новое миграционное законодательство, действующее с 15 января, что-то изменило к лучшему?
- Несомненно, новый либеральный механизм въезда - это шаг вперед. Сейчас мы работаем в тесном контакте с Федеральной миграционной службой, и довольно успешно. Но в работе неизбежно возникает масса текущих проблем, которые выявляют пробелы в законодательстве. Например, что делать, если выяснилось, что приехавший в Москву мигрант болен туберкулезом, проказой, сифилисом, гепатитом?... По закону только больного СПИДом мигранта можно выдворить из страны, а остальных надо лечить. Но их порой и найти непросто - люди приезжают не лечиться, а зарабатывать деньги и работают порой не там, где зарегистрированы. А потом, за чей счет их лечить: города? Принимающей стороны? Законодательство на этот счет не дает четкого ответа.
- Но в новом законодательстве не оговариваются и многие жизненные для мигрантов вопросы, например, где они будут жить? Опять в подвалах?
- Здесь речь идет о целом блоке вопросов: обеспечение жильем, минимальным социальным пакетом, организация работы. Для решения всех этих вопросов и нужен миграционный терминал, который мы предлагаем создать. А для решения жилищного вопроса разработаны модульные гостиницы временного типа и многое другое.
- Что это такое?
- Это временные, но благоустроенные вагончики, которые устанавливаются рядом с объектом, например стройкой, где работают мигранты. С одной стороны, это комфортное жилье со всем необходимым - туалетом, душем, кухней, медпунктом и т. д. А с другой - это временное жилье, которое в случае надобности можно перевезти в другой район, где начат новый объект. Мы одновременно и разгружаем городской транспорт, поселив рабочих рядом с работой, и избегаем проблем с выселением из общежитий и стационарных гостиниц после завершения работ. Сегодня работодатели готовы ставить гостиницы такого типа даже за свой счет.
- Все метро заклеено объявлениями "регистрация в течение дня", "разрешение на работу быстро и без хлопот" и т.д.
- Необходимо наводить здесь порядок. Федеральная миграционная служба делает разрешение на работу в течение 10 дней, а в объявлениях обещается за день. Значит, речь идет об откровенных фальшивках, а фирмы, штампующие их, продолжают работать. Кажется, чего проще? Телефон в многочисленных объявлениях указан - правоохранительным органам остается только меры принимать, но...
- Милиции, видно, не до мигрантов - бандитов, убийц ловят.
- Мы поддерживаем предложение Федеральной миграционной службы о создании миграционной полиции. С начала года сотрудниками ФМС проверено более тысячи объектов. Но основная часть их работы - ставить на учет мигрантов, давать разрешения на работу. А это огромная техническая работа, требующая много времени: надо встретиться с человеком, принять документы, занести сведения в компьютер, проверить, выдать документы...
- Сейчас миграцией занимаются сразу несколько служб и ведомств - не получится, как в пословице, "у семи нянек дитя без глазу"?
- Действительно, сейчас нет единого координирующего органа, который отслеживал бы ситуацию на рынке труда с точки зрения социально-трудовых отношений.
- Как это на практике: "отслеживать ситуацию на рынке"?
- Объясню на простом примере. Допустим, работодатель нанимает людей на стройку. Для начала ему нужно выкопать котлован. Это могут сделать люди самой низкой квалификации. Лишь бы лопату в руках держать умели. Но вот котлован выкопан, теперь нужны квалифицированные работники - сварщики и др. Хорошо, если из ста работников, рывших котлован, нашлись два-три сварщика, а что делать с остальными, ведь они получили разрешение на работу в течение года? Не выгонять же их из страны. Вот здесь и начинает работать координирующий орган - миграционный терминал. Именно он подберет работу освободившимся работникам, он поможет подобрать жилье в модульных гостиницах.
- А сегодня никто не координирует эти переезды и смену работ мигрантами?
- Сегодня это достаточно управляемый процесс, однако в большей степени на уровне неофициальных структур, сформированных по этническому принципу, проще говоря: руководят процессом теневые структуры. Безусловно, этого не должно быть. Регулирование должно проходить в рамках государства, на уровне региональных властей.
***
ДОСЬЕ "ВМ"
Алексей Олегович Александров родился в Ленинграде. Там же поступил в Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Начинал службу на Балтийском флоте, был штурманом, старпомом, командиром корабля, окончил Военно-морскую академию и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Воинское звание - капитан 1-го ранга. Имеет ученую степень кандидата юридических наук. С 1998 года работает в правительстве Москвы. С августа 2005 года - председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Женат. Сын учится на 2-м курсе в Университете управления.
***
Пора подавать заявки
Работодателям, которые планируют на следующий год привлекать для работы мигрантов, стоит позаботиться об этом уже сейчас. Необходимо оформить заявку и направить ее в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы на имя председателя Комитета Алексея Олеговича Александрова. Заявка направляется по адресу: 121205, г. Москва, ул. Н. Арбат, д. 36/9.
Форма заявки и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 188 от 26 марта 2007 года. Они размещены в Интернете на сайтах Минздравсоцразвития РФ - www. mzsrrf. ru, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы - www. koms. ru, Межрегионального информационно-делового центра - www. mos-trud. ru.

Наталья КОЗЫРЕВА. «Вечерняя Москва», 16 мая 2007 года


1 «Каменную стену для защиты от врагов, огораживающую площадь более 50 га, построили в XVI веке по приказу матери Ивана Грозного, великой княгини Елены. Тогда же и возникло название Китай-город, до сих пор ставящее в тупик исследователей. Больше всего ученые склоняются к возможности происхождения названия от слова «кита» — плетеная из хвороста и соломы веревка или решетка, применяемая раньше для строительства валов и других укреплений. Но есть и другая версия. Монгольское слово «китай» значит середина. Китай-город — «срединный город» — тоже вполне соответствует истине, поскольку район этот, прилегающий к Кремлю, входит в центральную, срединную часть города» http://www.proektstroy.ru/publications/publication.php?tag=4560&bigid=0
 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.