Две трети россиян считают идеальным жильем загородный дом со всеми удобствами
В канун открытия дачного сезона фонд "Общественное мнение" (ФОМ) выяснил: собственный благоустроенный дом - идеальное место жительства для большинства наших сограждан. Причем сегодняшний дачник - не пенсионер, ползающий все лето между грядок, а молодой, высокообразованный, состоятельный человек, для которого жизнь за городом привлекательна не столько свежим воздухом, сколько комфортом. Учитывая цены на аренду "домиков в деревне", обзаведение дачей - это и лучшее вложение денег.
Судя по всему, быть сегодня в России дачником - то же самое, что принадлежать к "среднему классу". Более того, именно загородный дом становится главным признаком успеха. На протяжении всего XX столетия дача на клочке земли в шесть соток, с одной стороны, свидетельствовала о люмпенизации общества, с другой - помогала честным труженикам сводить концы с концами. Участок, с которого в сентябре увозились в город мешки картошки, ящики антоновки и стеклянные "баллоны" с крыжовенным и смородинным вареньем, служил таким же признаком доверия власти к рядовому члену общества, как персональный автомобиль, профсоюзная путевка и выезд в составе туристической группы в одну из братских соцстран.
Согласно итогам опроса ФОМ, Россия за полтора десятилетия своей новейшей истории пережила "великую дачную революцию". 58% респондентов предпочитают жить в доме за городом, где хватило бы места всем членам семьи, и только 39% - в просторной городской квартире.
Дачные или садовые участки есть сегодня у 41% жителей мегаполисов и больших городов. При этом у 93% дачников - по одному участку, а у 7% - два и более. Социологи обратили внимание на то, что с советских времен дачными участками пользуются 47% их владельцев. Наряду с этим, в периоде 1991-го по 2002 год обзавелись шестью (и более) сотками 34%, а за последние пять лет - 15%. Цифры впечатляют. В годы великих социальных потрясений дачниками стало столько же, сколько за предыдущие три четверти века. При том, что сегодня дачные участки не даются в качестве поощрения передовикам, а продаются всем желающим.
Соответственно, те, у кого имеется дачный участок, отличаются от тех, у кого такового нет, по всем социально-демографическим характеристикам. Это в основном образованные молодые люди, имеющие стабильно высокие доходы, работающие и постоянно проживающие в мегаполисах. Пятая часть из них обитают на своих дачах несколько месяцев подряд или круглый год. Как правило, проводят там отпуск лишь 10%, а 43% посещают владения по выходным и праздникам. Еще 25% (чаще в возрасте 18-35 лет) выбираются на дачи изредка, однако жить за городом постоянно хотело бы вдвое больше. "Новая русская дача" - не только идеальное ПМЖ, но и лучшее вложение капитала. Хотя бы потому, что сезонные летние цены на аренду жилья в пригороде растут безумными темпами. Так, в Подмосковье в этом году они колеблются от 300-500 долларов в месяц (полдомика без удобств, через стенку с хозяевами) до 2-5 тысяч долларов (отдельные коттеджи в пределах 25 км от МКАД). В Ленинградской области летний отдых на самых дорогих дачах в элитных Сестрорецке, Репине и Комарове зашкаливает сегодня за 10 тысяч "зеленых" в месяц. Понятно, что куда выгоднее накопить и свою дачу купить. Кстати, как выяснили эксперты ФОМ, 25% современных российских дачников никогда не общаются с соседями, 40% - не обращаются к ним даже за помощью, а 49% не участвуют в общих дачных делах. Мол, моя хата (читай: крепость) - с краю.
Михаил ПОЗДНЯЕВ. «Новые известия», 14 мая 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)