"О миграционном учете иностранных граждан
и лиц без гражданства в Российской Федерации"
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации".
ПАСПОРТ ЗАКОНОПРОЕКТА
Авторы - депутаты Государственной Думы Вячеслав Володин, Олег Морозов,
Владимир Пехтин, Владимир Плигин.
Принят в первом чтении 17 марта 2006 года.
Проголосовало "за" - 342 депутата.
Проголосовало "против" -37 депутатов.
Воздержалось - 0 депутатов. ИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА (к первому чтению)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечение
интересов государства при осуществлении миграционного учета
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской
Федерации каждому гарантируется право свободно передвигаться и выбирать
место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации
правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральным законом или международным
договором Российской Федерации.
3. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными
законами разрешительный порядок регистрации по официальному месту
жительства и учета по месту пребывания действует или может быть
введен:
1) в пограничной зоне;
2) в закрытых административно-территориальных образованиях;
3) в закрытых военных городках;
4) на территориях с регламентированным посещением для иностранных
граждан и лиц без гражданства либо на территориях, организациях
или объектах, для въезда на которые требуется специальное разрешение
Правительства Российской Федерации;
5) на территории, где в соответствии с указом Президента Российской
Федерации введено чрезвычайное положение;
6) в зонах экологического бедствия;
7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае
опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных
заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания
населения и хозяйственной деятельности;
8) в зоне проведения контртеррористической операции;
9) в период мобилизации и в военное время;
10) в иных случаях, установленных федеральными законами.
4. Действия или бездействие государственных и иных органов, юридических
лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие
право иностранных граждан и лиц без гражданства на свободу передвижения
и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному
лицу либо в суд.
Статья 6. Права иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении
миграционного учета
Иностранные граждане и лица без гражданства при осуществлении миграционного
учета имеют право:
1) на ознакомление со своими персональными сведениями, содержащимися
в информационно-миграционном банке данных;
2) на защиту своих персональных сведений, содержащихся в информационно-миграционном
банке данных;
3) на исправление своих персональных сведений, содержащихся в информационно-миграционном
банке данных, в случае обнаружения в них ошибок;
4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные сведения,
содержащиеся в информационно-миграционном банке данных;
5) на получение в установленном порядке справок персонального характера
в органах миграционного учета;
6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
Статья 7. Обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
при осуществлении миграционного учета
1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане и
лица без гражданства обязаны представлять достоверные сведения и
осуществлять другие юридически значимые действия, установленные
настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные
граждане и лица без гражданства подлежат регистрации по официальному
месту жительства и учету по месту пребывания.
3. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане
и лица без гражданства подлежат учету по месту пребывания.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, отбывающие уголовное
наказание либо наказание в виде административного ареста за совершенное
ими административное правонарушение, подлежат учету в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, по месту их пребывания в учреждении,
исполняющем соответствующее наказание.
5. Иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные
юридические лица и другие иностранные организации, владеющие жилыми
или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации,
в случае предоставления таких помещений для временного пребывания
иностранным гражданам или лицам без гражданства (далее - лица, которым
предоставляются помещения) выполняют обязанности принимающей стороны
по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по
месту пребывания.
Особенности постановки лиц, которым предоставляются помещения, на
учет по месту пребывания устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Статья 8. Правила осуществления миграционного учета
1. Основанием для постановки на миграционный учет является:
1) факт въезда иностранного гражданина или лица без гражданства
в Российскую Федерацию;
2) факт рождения либо факт регистрации рождения на территории Российской
Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающего
на момент рождения гражданства Российской Федерации;
3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся
на ее территории.
3. Органы, осуществляющие пограничный контроль в пунктах пропуска
через Государственную границу Российской Федерации, в течение одних
суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда
в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства.
4. Правила миграционного учета устанавливаются Правительством Российской
Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
ГЛАВА 2
ОРГАНЫ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ. ПОЛНОМОЧИЯ ИНЫХ ОРГАНОВ
В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА
Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
Миграционный учет осуществляют органы миграционного учета в соответствии
с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
наделяются отдельными полномочиями в области миграционного учета
в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Органы, уполномоченные на осуществление учета иностранных
граждан и лиц без гражданства по месту пребывания
1. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания
помимо органов миграционного учета осуществляют:
1) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных
дел, - в отношении иностранных граждан, имеющих дипломатические
привилегии и иммунитеты, и следующих с указанными иностранными гражданами
членов их семей, а также в отношении других иностранных граждан
и лиц без гражданства, если это предусмотрено международными договорами
Российской Федерации;
2) орган местного самоуправления - в отношении иностранных граждан
и лиц без гражданства, находящихся в населенном пункте, в котором
отсутствует территориальный орган федерального органа исполнительной
власти в сфере миграции;
3) иные органы, перечень и полномочия которых в области миграционного
учета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства
по официальному месту жительства и об учете иностранных граждан
и лиц без гражданства по месту пребывания должна незамедлительно
и на безвозмездной основе направляться органами, указанными в части
1 настоящей статьи, в органы миграционного учета.
ГЛАВА 3
РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПО ОФИЦИАЛЬНОМУ
МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан и лиц
без гражданства по официальному месту жительства
1. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранный
гражданин или лицо без гражданства, обладающие правом на вселение
в жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации,
обязаны в порядке и на условиях, установленных в соответствии с
настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться в указанном помещении
по официальному месту жительства, за исключением случая, предусмотренного
частью 2 настоящей статьи.
2. При наличии у постоянно или временно проживающих в Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства двух
и более мест жительства они обязаны заявить одно из них как свое
официальное место жительства. В этом случае регистрация указанных
иностранного гражданина или лица без гражданства по официальному
месту жительства производится с фиксацией сведении о других возможных
местах их жительства.
Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан и лиц без
гражданства по официальному месту жительства
1. Основанием для регистрации иностранного гражданина или лица без
гражданства по официальному месту жительства является наличие у
данных иностранного гражданина или лица без гражданства права на
вселение в жилое помещение, находящееся на территории Российской
Федерации, для постоянного или преимущественного проживания. Наличие
указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством
Российской Федерации.
2. Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства
по официальному месту жительства включает в себя фиксацию адреса
конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении
на временное проживание указанных иностранного гражданина или лица
без гражданства, а также в учетных документах органа, осуществляющего
данную регистрацию, и в информационно-миграционном банке данных.
Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан
и лиц без гражданства по официальному месту жительства
При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления
о регистрации по официальному месту жительства должностному лицу
органа, уполномоченного на осуществление регистрации по официальному
месту жительства, предъявляются:
1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным
гражданином: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый
Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или
разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие
его право на вселение в жилое помещение для постоянного или временного
проживания.
2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом
без гражданства: а) вид на жительство или разрешение на временное
проживание; б) документы, подтверждающие его право на вселение в
жилое помещение для постоянного или временного проживания.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям,
возникшим до его вступления в силу
Иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные
на день вступления в силу настоящего Федерального закона в местах
их постоянного или временного проживания либо временного пребывания
в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации", подлежат перерегистрации
по официальному месту жительства и постановке на учет по месту их
пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной
власти в сфере миграции в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом. ***
МНЕНИЕ АВТОРА
ВЛАДИМИР ПЛИГИН, председатель Комитета Госдумы по конституционному
законодательству и государственному строительству, фракция "Единая
Россия"
Основными новациями представленного законопроекта являются: общий
уведомительный характер; замена ныне действующей обязательной регистрации
иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания
более облегченным правовым режимом; возможность учета иностранных
граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания не только в
жилом, но и в нежилом помещении; значительно более четкая регламентация
возможностей, связанных собственно с осуществлением миграционного
учета, более четкое определение их прав и обязанностей при осуществлении
такого учета; введение упрощенных процедур об уведомлении о прибытии
иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания
на территории Российской Федерации. Хотел бы отметить целевую направленность
данного законопроекта. В основном это процедуры, связанные с упрощением
правового режима, направленные на его совершенствование и установление
так называемого безвизового режима в отношении граждан, которые
прибывают на территорию Российской Федерации из стран СНГ, за исключением
Грузии и Туркменистана, с которыми налажен визовой режим. ***
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Представленный проект федерального закона "О миграционном учете
иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального
бюджета, связанные как с деятельностью специализированных органов
миграционного учета, так и органов, выполняющих при осуществлении
миграционного учета отдельные учетно-регистрационные функции.
Возникает необходимость в дополнительных ассигнованиях из централизованных
финансовых источников для достижения некоторых новых целей, сформулированных
в названном законе, и выполнения связанных с ними практических мероприятий.
Осуществление всех мероприятий в сфере миграционного учета влечет
изменение соответствующих финансовых обязательств государства и
в целом вызывает необходимость дополнительного финансирования за
счет средств государственного бюджета в сумме около 100 млн. рублей. ***
ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Проект федерального закона направлен на обеспечение миграционной
привлекательности Российской Федерации и формирование качественно
нового административно-правового механизма учета иностранных граждан
и лиц без гражданства.
Новый порядок миграционного учета является одним из первоочередных
элементов в создании системы более качественного иммиграционного
контроля для решения задачи привлечения в Россию квалифицированной
рабочей силы, особенно из стран СНГ. Он позволит снять излишние
административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых
наша страна наиболее остро нуждается. В то же время органы государственной
власти получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных
граждан и лиц без гражданства, а как результат - новые возможности
для оздоровления миграционной и демографической ситуации.
Основной доминантой законопроекта является строгое соблюдение конституционных
и международно-правовых стандартов прав человека и гражданина на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Законопроект
содержит новые для российского законодательства правовые категории,
цели, принципы и содержание правовых механизмов сбора, обобщения,
фиксации, использования и хранения необходимой информации о миграционных
процессах в стране с целью выработки и реализации государственной
миграционной политики, обеспечения гарантий соблюдения прав человека
в процессе осуществления миграционного учета.
Законопроектом предполагается закрепить конкретное содержание обязанностей
иностранных граждан и лиц без гражданства "предоставлять сведения
и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные
настоящим федеральным законом. Проект содержит конкретизированные
предписания о том, что "иностранные граждане и лица без гражданства,
имеющие статус постоянно проживающих в Российской Федерации, подлежат
регистрации по официальному месту жительства и учету по месту пребывания".
Концепция законопроекта соответствует международным обязательствам
Российской Федерацией и рекомендациям мирового сообщества. ***
ДИСКУССИЯ: "ЗА"
НИКОЛАЙ ГОНЧАР, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, фракция
"Единая Россия"
Этот законопроект необходимо принять. Что лучше - жесткий, но невыполнимый
режим или тот режим, который, сразу оговорюсь, можно будет при определенных
усилиях выполнить? Тот режим, который существует сегодня в отношении
мигрантов, не работает, создает фантастические возможности для коррупции
в правоохранительных органах, что они сами и признают, и настраивает
людей, которые работают здесь, приезжают, в частности, с братской
Украины, против нас.
Был такой эксперимент перед прошлыми выборами на Украине: посоветовали
отпустить рабочих-гастарбайтеров, которые у нас работают, чтобы
они там проголосовали; потом поинтересовались, как они собираются
проголосовать, - и эту бредовую идею, слава богу, отменили. Итак,
во-первых, на сегодняшний день в нашей стране, вне всякого сомнения,
категорически не хватает рабочих рук. Во-вторых, процесс привлечения
рабочей силы из-за рубежа идет и будет идти, что бы ни говорили
нам сторонники ужесточения и сильной руки. В-третьих, если этого
не произойдет, цена на жилье на рынке жилья Москвы возрастет, по
ориентировочным подсчетам, в 3-4 раза. Еще одна позиция: мы на сегодняшний
день, конечно, вне всякого сомнения, должны прислушаться к возражениям
оппонентов и поставить перед Правительством вопрос о том, что нам
нужна система квот, которые выделяются для той или иной страны,
в том числе и для стран СНГ, бывших республик, для привлечения рабочей
силы. И последнее, что, конечно, делает необходимым принятие данного
законопроекта. Мы должны иметь возможность отследить, чем занимается
в Российской Федерации человек, въехавший сюда: работает он на рынке,
на стройке или торгует наркотиками. Тот режим, который есть сегодня,
не позволяет этого сделать, и опыт - критерий истины. Есть надежда,
что режим, предусмотренный законопроектом, позволит это сделать. ***
ДИСКУССИЯ: "ПРОТИВ"
АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам
СНГ и связям с соотечественниками, фракция "Родина" (Народно-патриотический
союз)"
Этот законопроект, если он будет принят, откроет нашу страну для
всех миграционных ветров, какие только можно себе представить на
постсоветском пространстве и дальше.
В заключении комитета не случайно говорится о том, что речь идет
о либерализации правового режима. А насколько тяжело либерализация
сказывается на жизни наших граждан и на государственной стабильности
в других сферах правового регулирования, мы прекрасно знаем, видим.
К сожалению, законопроект не решает главного вопроса - вопроса о
концепции миграционной политики в России. Он подспудно несет в себе
концепцию полного отказа от каких-либо обязательств в отношении
наших соотечественников.
Я думаю, что законопроектом, который нам предложен, также констатируется
факт, что государственные службы не справились с режимом регистрации.
Теперь они придумывают для себя прежде всего облегченный режим,
переходят к учету - якобы он исправит ситуацию кардинальным образом.
На самом деле это не что иное, как переход от одной бюрократической
процедуры к другой, ни одной проблемы в рамках миграционной политики
он не решит. Фракция "Родина" ни под каким видом не будет
поддерживать этот законопроект, потому что наша позиция в области
миграционной политики совершенно другая. Мы считаем, что должно
быть предпочтительное привлечение русских мигрантов из стран СНГ
и представителей коренных народов Российской Федерации. Для этого
необходимо принять соответствующие законы, которыми отделялись бы
коренные мигранты, то есть представители коренных народов, от всех
остальных. Необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов
и ученых, покинувших страну в последние годы. Необходимо строгое
регулирование потока остальных мигрантов.
Подготовили Николай ДОРОФЕЕВ и Александр ЛИНЬКОВ.
"Парламентская газета", 12 апреля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)