Теперь интернациональной культуре надо учить, как учат
математике и танцам
Ужас и скорбь перерастают в дебаты
Давным-давно осталась в прошлом блокада, когда смерть выглядывала
из каждого окна, разгуливала по каждой улице. Казалось бы, поутихли
немного криминальные разборки девяностых годов, ушли в прошлое громкие
убийства (Старовойтова, Маневич, Новоселов), но на карте города
появляются новые кровавые места. Негромкие, но знаковые.
Когда я иду по Садовой и дохожу до Юсуповского сада, какие ассоциации
приходят мне нынче на ум? Может быть, я вспоминаю о князе Юсупове,
блестящем вельможе, владельце этого сада и особняка, продавшем имение
казне и сделавшем таким образом сад любимым местом гуляний петербуржцев?
Или, может быть, я думаю об отце русского фигурного катания Панине-Коломенкине,
который юным студентом наблюдал здесь за первым чемпионатом мира
по фигурному катанию, проходившем на льду Юсуповского пруда в 1891
году, а потом, в 1908 году, стал первым русским олимпийским чемпионом?
Нет, сочетание слов "Юсуповский сад" мгновенно аукается
другим - "таджикская девочка". Здесь неподалеку ее убили,
когда она возвращалась с отцом с прогулки по Юсуповскому саду. И
мгновенно парадный Петербург, славные имена и даты вытесняются чем-то
страшным, уродливым, совершенно невозможным - толпа подростков,
возня, крики, удары, сверкание ножа, кровь на асфальте... Смерть
пометила историю черным, теперь это место гуляний - траурное и опасное.
Или то место на Лиговке, где только что открылся громадный книжный
супермаркет и где собрано столько "разумного, доброго, вечного",
что не только бы хватило на сердечные благодарности русскому народу,
но еще осталось бы другим племенам, - его тоже пометили знаком смерти.
Прямо у входа средь бела дня здесь убили петербургского студента
Тимура Качараву, а спустя еще полгода где-то рядом порезали девятилетнюю
девочку-мулатку.
И мужик с томиками Белинского и Гоголя, выходя из книжной лавки,
пугливо крестится и оглядывается по сторонам - не блестят ли где
на солнце лысые головы скинхедов, не раздается ли топот стальных
подковок по мостовой? Впрочем, мужику бояться нечего - у него "славянская
внешность". Если его ненароком заденут ножом, то чисто случайно
или по производственной необходимости.
И кровь его никому не интересна по составу - это просто человеческая
кровь. А вот знаковые убийства мгновенно порождают толки и пересуды
вокруг мотивов на почве национальной розни. Что это за почва? Почему
ужас и скорбь при виде убийства ребенка тут же перерастают в дебаты,
в которых одна сторона в слове "таджикская" находит отягчающие
обстоятельства, а другая, наоборот, смягчающие?
...Мне интересно - когда и как национальность убитого ребенка стала
иметь решающее значение? Это страшно и дико в любом случае, здесь
не должно быть этических вопросов. Это как в известном тесте - кого
из тонущих нужно спасать в первую очередь? Того, кто не умеет плавать,
- никакие другие критерии не проходят.
Я согласен, что существуют проблемы миграции, ксенофобии, национализма
и прочие, основанные на различии рас и национальностей. Но, постоянно
апеллируя к ним и рассматривая тяжкий грех убийства под этим углом,
мы как бы выводим вину в другую плоскость. Убийство беззащитного
ребенка - страшное преступление, которое должно быть судимо по закону
независимо от всех привходящих обстоятельств. И больше тут не о
чем говорить. Полвека назад любовь к китайцам и индусам била через край
Но вот о "привходящих обстоятельствах", которые стали
"привходить" к нам гораздо чаще, чем раньше, поговорить
стоит.
Когда-то Федор Михайлович Достоевский в своей знаменитой речи о
Пушкине говорил о всемирной отзывчивости русской души на примере
нашего великого поэта. Он совершенно искренно считал это свойство
русской души не только существующим, но и главным. Отзывчивость
эта предполагает приятие, понимание, любовь. Любая ксенофобия справедливо
почиталась душевным уродством среди образованных людей, а среди
простолюдинов, похоже, о ней слыхом не слыхивали. Типа был бы человек
хороший.
Раскольников мог мысленно оправдывать свое убийство чем угодно -
стяжательством старушки, ее маразмом, уродством и никчемностью,
но, если бы он, к примеру, предположил, что она "жидовка",
- и это тоже есть некое оправдание для его преступления, - он не
смог бы стать героем романа. При всем непростом отношении автора
к национальной проблеме.
Мне довелось 16-летним юношей побывать на I Всемирном фестивале
молодежи и студентов в Москве летом 1957 года - почти полвека назад.
И я своими глазами видел, что такое русское гостеприимство и радушие,
что такое восторженная, даже несколько более восторженная, чем нужно,
любовь к неграм и вьетнамцам, китайцам и индусам, славянским братьям
и европейским друзьям. Она захлестывала, била через край, это был
восторг всемирного единения, надо сказать, просто ошарашивший гостей
Москвы.
Куда это делось? Почему? В этом не было фальши, - впрочем, как и
сейчас нет фальши в настороженном, а иногда и неприязненном отношении
к бывшим друзьям и братьям. Любите "Цирк"
Вы говорите, они дали нам повод? Кто-то предал нас, ухватив жирные
куски страны и теперь делая вид, что Россия была просто оккупантом,
кто-то приезжает к нам и ведет себя здесь по-хозяйски... Но что
сделалось с нами? Ведь великая нация велика не только своею численностью,
но и своим благородством по отношению к малым народам. И как бы
ни чурались наши прежние родственники слов "старший брат",
в семье народов Союза этот брат все-таки был, и был старшим, оставаясь
братом, а не надсмотрщиком.
Оставленная нами в прошлом великая страна отличалась многими чертами,
иногда страшными, иногда суровыми, но иной раз и необходимыми. Теми,
что мы выплеснули вместе с большевизмом, цензурой и репрессиями.
Например, это была провозглашенная и проводимая на государственном
уровне политика "пролетарского интернационализма". При
всех издержках ее. Но именно тогда ставились такие фильмы, как "Цирк"
или "Свинарка и пастух" - не просто жизнерадостные, веселые
комедии, а всем своим строем проповедующие единство народов и рас.
Я не знаю, что испытывают, увидев фильм "Цирк", нынешние
поколения, да и видели ли они вообще эти кадры, когда старый еврей
Михоэлс баюкает малыша-негра Джима Паттерсона, впоследствии советского
поэта, и поет ему по-еврейски колыбельную. Но это то, что воспитало
меня и мое поколение.
А потом старика Михоэлса при странных обстоятельствах убил автомобиль,
стареющий Джим Паттерсон уехал на родину предков...
Все это я к тому, что интернациональной культуре следует учить,
как учат математике, музыке или танцам. А если ее нет, то в наших
глазах вечно будут кровавые таджикские девочки.
...В моем романе "Потерянный дом, или Разговоры с милордом"
есть очень важный персонаж - русская женщина по имени Любовь, сестра
главного героя. На взгляд обывателя - просто чересчур любвеобильная
и неразборчивая баба, которая скоропалительно выскакивала замуж
по любви за иностранцев, рожала детей и наконец осталась одна с
целым выводком полукровок разных рас и народов. Их у нее четверо,
она их всех любит и заботится о них, и, что интересно, люди вокруг
начали ее понимать, до них дошло, что руководило ею.
Эта женщина для меня и есть суть России.
Александр ЖИТИНСКИЙ. "Невское время",
6 апреля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)