Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1009 - 1010
28 ноября - 11 декабря 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Новые известия", "News.ru", "РБК" и "Коммерсантъ" о мерах повышения рождаемости: от освобождения от НДФЛ до бесплатных квартир
"Новые известия" о льготах для многодетных
"Если быть точным" о снижении рождаемости и числа рождений в России
"ТАСС" о снижении рождаемости в США
"Новые известия", "Афиша Daily", "РБК" и "Коммерсантъ" о предложении запретить аборты и последствиях этого
"News.ru" и "Коммерсантъ" об отказе от проведения абортов в частных клиниках
"Новые известия" и "News.ru" о предложении запрета склонения к аборту
"Forbes" о праве на аборт
"Известия" о черном списке должников по алиментам
"РБК" о "старении" рынка труда в России
"Коммерсантъ" и "Независимая газета" о дефиците кадров на рынке труда
"Коммерсантъ" о естественном уровне безработицы
"Коммерсантъ" о желании подработки среди школьников
"Коммерсантъ" о численности научных кадров
"Новые известия" о депортации мигрантов из-за правонарушения их детей
"Коммерсантъ" о языковой адаптации детей мигрантов
"Новые известия" о натурализованных мигрантах из Таджикистана
"Коммерсантъ" о мигрантофобии
"РБК" о ценностях москвичей и мигрантов из Центральной Азии
"РБК" и "Фонтанка.ру" о пересечении беженцами российско-финской границы

"РБК" о российской "золотой визе"
"Новые известия" о полисе ОМС для мигрантов
"Новые известия" о новом штамме коронавируса
"Новые известия" и "Российская газета" о борьбе с курением
"Коммерсантъ" о проблемах людей с раком
"Коммерсантъ" о факторах развития онкологических заболеваний
"Коммерсантъ" и "Новые известия" о росте заболеваемости корью и дефиците вакцин
"РБК" о влиянии питания на продолжительности жизни
"Коммерсантъ" об отсутствии бюджетных денег на лечение гепатита С
"Коммерсантъ" о возможности пройти скрининг на гепатит С в рамках диспансеризации
"Новые известия" о снижении компенсации за самостоятельную покупку средств реабилитации инвалидов
"Новые известия" о недофинансировании медицины
"Коммерсантъ" о приостановке использования искусственного интеллекта в медицине
"Независимая газета" о пересмотре национальных проектов
"Новые известия" о борьбе с ЛГБТ-движением
"Если быть точным" об улучшении субъективного благополучия подростков
"Новые известия" об экономических ограничениях владения жильем

о пересечении беженцами российско-финской границы

Как сомалийцы ехали из России в Финляндию на велосипедах.
Репортаж РБК

Как закрытие финских КПП повлияло на жизнь Ленинградской области и как так получилось, что выходцы с Ближнего Востока и Африки поехали в ЕС на велосипедах из Выборга - в материале РБК
Из-за наплыва мигрантов с Ближнего Востока и из Африки Финляндия с полуночи субботы, 18 ноября, полностью закрыла четыре пункта пропуска на границе с Россией. РБК поговорил с теми, кто пытался пересечь границу на велосипедах и самокатах, местными жителями и пограничниками.
"Через Россию безопаснее"
Вечером в четверг, 16 ноября, в Ленинградской области к КПП на одном из шоссе, ведущих к российско-финской границе, подъехало такси. Из него вышли четыре сомалийца в осенних куртках и кроссовках. Они решили ехать из России в Финляндию и просить убежища.
По-английски более-менее сносно говорит только один - Мохаммед. Он рассказал корреспонденту РБК, что из Сомали они уехали два с половиной месяца назад, еще месяц ушел на то, чтобы добраться до России. Накануне они доехали до Выборга - ближайшего к границе крупного города, переночевали и на следующий день на такси приехали к КПП. Дежурящие там полицейские забрали у сомалийцев паспорта, мобильные телефоны и велели ждать.
На вопрос, что молодые люди собираются делать в Финляндии, Мохаммед ответил: "Просить убежище". Желание попасть в Европу именно через Россию, а, например, не по Средиземному морю, сомалийцы объясняют большими рисками, связанными с плаванием. Через Россию, по их мнению, безопаснее.
Примерно через 40-45 минут после сомалийцев к КПП на такси подъехала еще одна группа беженцев, на этот раз из Сирии. Шесть человек. У них тоже забрали паспорта и телефоны.
Полицейские, дежурящие на КПП, пояснили корреспонденту РБК, что отправили данные по всем мигрантам в ФСБ и теперь ожидают сотрудников службы, которые должны их "опросить для безопасности". По их словам, ждать придется долго, потому что на другом КПП в это же время собрались еще 25 мигрантов, едущих в Финляндию. Кроме того, существуют и другие КПП, но есть ли на них сейчас мигранты и сколько их, полицейские не знали.
Ждать пришлось около двух с половиной часов. После этого к КПП подъехали две легковые машины с номерами Ленобласти, которые увезли сомалийцев и сирийцев. Перед этим им вернули паспорта. Следующий этап после проверки на КПП - покупка велосипедов для пересечения границы, рассказали РБК перебиравшиеся в ЕС сомалийцы.
Сообщения о росте числа граждан третьих стран, прибывающих из России в Финляндию, появились в конце прошлой недели. В основном это были выходцы из Йемена, Сирии и Сомали. Финская пограничная служба отмечала, что все они используют Россию для транзита, пересекают границу на велосипедах и не имеют шенгенской визы (через пункты пропуска в Ленобласти нельзя проходить пешком, пересекать границу можно только на каком-либо транспортном средстве). Сразу после пересечения границы они просят об убежище. По правилам ЕС, каждое такое прошение должно быть рассмотрено, даже если у просителя нет визы, поэтому немедленная депортация мигрантам не грозит.
Финляндия сначала отреагировала на происходящее запретом пересекать границу с Россией на велосипедах. Однако мигранты продолжили въезжать в страну. Как сообщила погранслужба Финляндии, поздно вечером 17 ноября на погранпереходе "Ниирала" (с российской стороны - "Вяртсиля", Карелия) группа примерно из 30 человек попыталась перейти границу с Финляндией. Пограничники остановили их, но один из прибывших попытался пробежать. Пограничники применили газ.
В разговоре с корреспондентом РБК работающие в Ленобласти российские пограничники сказали, что сомалийцы, сирийцы, йеменцы и другие мигранты легально находятся в России и оснований для того, чтобы не выпустить их из страны, нет. Они подтвердили, что у мигрантов нет шенгенских виз, но подчеркнули, что это не является основанием для их задержания или выдворения.
20 октября Россия вышла из соглашения о содействии приграничному сотрудничеству с Финляндией, которое было подписано в 2012 году. По нему среди прочего обе страны содействовали "укреплению и развитию приграничного сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды", занимались разработкой и реализацией стратегий территориального развития и повышали инвестиционную активность приграничных районов.
Собеседники РБК, ехавшие в Финляндию из Сомали, подтвердили, что в России они находятся легально - у них есть загранпаспорта и российские студенческие визы. По их словам, информацию о том, как добраться до России, они нашли в интернете. У них есть так называемые менеджеры, которые помогают им добраться до Европы.
В итоге сомалийцы купили велосипеды и благополучно добрались до Финляндии. Об этом они сообщили корреспонденту РБК спустя сутки после того, как их забрали с КПП.
Как рассказали РБК в одной из транспортных компаний, занимавшихся пассажирскими перевозками в Финляндию, они в последние недели подключены к перевозке иностранцев к границе - забирают их из хостелов и отелей в Петербурге и довозят до пограничной зоны. По словам собеседника РБК в компании, с перевозчиком связываются "менеджеры" и договариваются о поездке на английском или ломаном русском языке. Возят мигрантов и другие транспортные компании Выборга и Петербурга.
С велосипедами мигрантам помогают местные бизнесмены. По словам одного из собеседников РБК, их просят забирать определенное количество велосипедов в определенном месте и затем перегружать в другую машину под Выборгом. Кроме того, местные жители рассказали, что велосипеды также продавала петербургская компания из кузова машины недалеко от границы. Стоимость одного велосипеда, по их словам, составляла $450.
16 ноября "Фонтанка" опубликовала фото, сделанное недалеко от погранперехода "Брусничное", на котором видно, как неизвестный мужчина в камуфляже, приехавший на УАЗ "Патриот", передает мигранту велосипед.
Пограничники в разговоре с корреспондентом РБК пояснили, что мигранты сейчас едут через пограничную зону каждый день.
Пограничная служба Юго-Восточной Финляндии отмечала, что за день до закрытия границы (17 ноября) к ним прибыли 163 просителя убежища. За день до этого (16 ноября) убежище попросили 26 человек, 15 ноября - 75, 14 ноября - 50.
Президент Финляндии Саули Ниинисте обвинил Москву в использовании мигрантов для "дестабилизации обстановки" в соседней стране и заявил, что российские пограничники помогают беженцам пересекать российско-финскую границу.
МИД России назвал такие обвинения "очень странными". Кремль выражал сожаление из-за "сознательного дистанцирования" Хельсинки от "прежнего доброго уровня характера двусторонних отношений".
В 2021 году миграционный кризис начался летом и продолжился осенью на границе Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией. Тогда мигранты, в основном из Ирака, начали массово пытаться перейти границу со стороны Белоруссии и попасть в Евросоюз. Страны обвинили Минск в намеренной отправке беженцев к ним и ведении так называемой гибридной войны для того, чтобы оказать давление на ЕС. Президент Александр Лукашенко отвергал эти обвинения, но пояснял, что белорусские власти не будут останавливать потоки мигрантов, направляющихся в европейские страны.
Чтобы остановить поток нелегалов, Финляндия приняла решение с полуночи 18 ноября закрыть четыре пункта пропуска через российскую границу из девяти: "Ваалимаа" (с российской стороны "Торфяновка"), "Нуйямаа" ("Брусничное"), "Иматра" ("Светогорск") и "Ниирала" ("Вяртсиля"). Все они, кроме "Вяртсили", находятся в Ленобласти, в Выборгском районе. Закрыты КПП будут до февраля 2024 года. Если мигранты продолжат прибывать через остальные пять погранпереходов на границе с Россией, то могут быть закрыты и они, писал финский телеканал MTV3 со ссылкой на правительственные источники.
Заработок на санкционке
Жители Ленобласти, которая граничит с Финляндией, рассказали корреспонденту РБК, что раньше местные "не вылезали" из европейской страны - у многих там живут родственники, кто-то купил недвижимость, кто-то летал из аэропорта Хельсинки в Европу, остальные просто ездили закупаться европейскими товарами. Выборжец Олег рассказал, что в Финляндии у него живет дочь. В середине сентября финны запретили пересекать границу автомобилям с российскими номерами, и после этого он потерял возможность навещать семью на своей машине. Постоянно ездить автобусом для него слишком дорого, говорит мужчина. Единственным вариантом оставался тот, при котором зять Олега специально ездил в Россию, забирал его и вез к дочери, а затем привозил обратно. Но теперь недоступен и он.
Еще одна женщина рассказала РБК, что 17 ноября приехала в Светогорск на один день для того, чтобы в последний раз перед закрытием увидеть дочь и внука. Она уже больше 15 лет живет в Финляндии и периодически, раз в неделю или две, ездит в Россию, чтобы повидаться с семьей. Кроме того, она заходит в российские продуктовые магазины, закупает продукты и едет обратно. Но теперь привычная схема оказалась нарушена, и когда она снова сможет увидеть дочь и внука, женщина не знает.
Близкое соседство с Финляндией давало жителям Ленобласти и возможность приработка. Так, легально в Россию можно ввезти 31 кг европейских вещей, из них 5 кг - санкционных продуктов, например колбасы, сыра, икры. Договорившись с местными предпринимателями, можно было закупить в Финляндии необходимые им товары в пределах весовой нормы и за небольшую плату ввезти в Россию. "Раньше даже какая-нибудь бабулька могла заработать немного денег. А теперь все закрыли", - поясняет один из собеседников РБК.
Кроме того, многие брали с собой пассажиров за небольшую плату, когда ехали в Финляндию по своим делам. Как минимум отбить траты на бензин получалось всегда. У некоторых собеседников РБК были даже "постоянные клиенты" - люди, которым нужно было ездить в Финляндию часто.
"Люди в панике начали звонить и говорить, что пытаются поменять билеты"
Местный бизнес, который был завязан на Финляндию, страдает от ужесточения правил прохождения российско-финской границы довольно давно. Под удар попали небольшие предприниматели, ориентировавшиеся на поток, идущий к границе. Как рассказала РБК жительница поселка Торфяновка (находится рядом с одноименным погранпереходом) Маргарита, с сокращением числа людей, пересекающих границу, в населенном пункте закрылось много мелкого бизнеса, например пункты по продаже страховок. Автостраховка "Зеленая карта" перестала действовать в ЕС, Великобритании и Швейцарии с 1 июня. Одновременно перестали действовать в России страховки, выданные в странах Европы. Теперь автовладельцам необходимо получать полис на пунктах пропуска той страны, в которую они въезжают.
"Магазины пока не закрылись, но выживают из последних сил. Они все же сильно ориентировались на дальнобойщиков, финнов, российских туристов. Это ужас", - пояснила она. По ее словам, впервые полностью поток в сторону границы и обратно прекратился в пандемию, затем число проезжающих начало восстанавливаться, но вскоре снова "все обрубили".
В одном из отелей, расположенном рядом с границей, РБК сказали, что пока будут работать, но как долго - неизвестно. В частности, режим работы отеля на Новый год пока непонятен и брони на праздники там пока не принимают.
Пострадали и люди, которые занимались пассажирскими перевозками. "Убытки, конечно, есть. С 24 июля 2022 года до 16 сентября, когда запретили ездить машинам с российскими номерами, я сделал около 100 поездок, мог и три раза за день ездить в Финляндию. А теперь все. За две недели, с 16 сентября по конец месяца, пропало где-то 10-12 поездок точно", - рассказал Евгений, возящий пассажиров в Финляндию.
После официального объявления о закрытии границы с Финляндией в Ленобласти люди, у которых были запланированы вылеты из финских аэропортов после 18 ноября, стали "в панике звонить и говорить, что пытаются поменять билеты на вылет на завтра", - рассказал сотрудник компании-перевозчика. "Но билетов на самолеты, уже, естественно, не было. Поэтому все свои самолеты отменили, все поездки и трансферы [после 18 ноября] у нас отменились, кто-то поедет через Турцию, кто-то через Эстонию", - пояснил он. Сейчас компания будет просчитывать логистику и искать новые маршруты в Европу.
Последние недели его компания возила пассажиров в Финляндию с пересадкой: на российских машинах их довозили до ближайшего к границе населенного пункта, где их забирала финская машина партнеров.
Примерно такую же схему использовали и перевозчики грузов, рассказал Евгений. По ней финская фура доезжала до границы, отцепляла контейнер и передавала его ожидающей российской фуре, которая увозила его заказчику в Россию.
"Сегодняшняя ситуация [с ограничениями на границе и ее закрытием], безусловно, кого-то сломала, кто-то закрылся и ушел с рынка. Но кто-то перенастроил процессы и продолжает работать, скорректировав свои действия", - считает исполнительный директор регионального отделения "Деловой России" в Ленобласти Константин Бородаев.
По его словам, предпринимательство - это умение лавировать, например между властями и покупателями, между конкурентами: "Те, кто посильнее с такой точки зрения предпринимательства, смогли переформатировать свой бизнес и бизнес-процессы, остались на рынке и продолжают работать".
Бородаев говорит, что закрытие границ и введение санкций затронуло практически любую отрасль региона. "Но если говорить про страну в целом, то эта ситуация могла развиться в двух направлениях: это могло ее сломать окончательно либо возродить и сделать сильнее. Мне кажется, в нашем случае произошел второй вариант. Сейчас мы производим сами какие-то вещи, которые раньше покупали.

Мария ЛИСИЦЫНА. РБК, 18 ноября 2023 года

"Фонтанка" узнала, как организована доставка беженцев на финскую границу

Заявление финских властей о том, что Кремль подстроил набег беженцев на границы, - это серьезное обвинение, которое требует доказательств. "Фонтанка" два дня искала их в чатах, где сотни арабоговорящих людей обсуждают эмиграцию в Финляндию через Россию.
Число беженцев, которых финские пограничные службы официально у себя зарегистрировали с начала кризиса, - чуть больше 400 человек. Это на два порядка меньше, чем количество желающих повторить этот путь, невзирая на то, что он стал гораздо длиннее и сложнее. В специализированных чатах, где арабоговорящие молодые люди обсуждают стратегию и тактику таких бросков, - тысячи людей и еще больше тех, кто ищет информацию самостоятельно.
Убедившись в том, что до границы беженцев совершенно точно довозят на российских машинах, а затем снабжают их велосипедами, корреспондент "Фонтанки" несколько дней наблюдал за общением арабов в их чатах, пытаясь понять, как работает эта система.
Первое, что бросается в глаза: подавляющее большинство людей в растерянности и пытается найти хоть какие-то крупицы информации о том, что их ждет на пути в Финляндию и как его можно облегчить. Сразу стоит отметить, в этих чатах общаются люди с какими-никакими финансовыми подушками. Совсем без денег никто даже не пытается. В список обязательных трат входит получение российской визы, билет до Москвы или Минска, трансфер до Петербурга. Это тысячи евро на человека.
Способа нелегально попасть в Россию, тем более на самолете, не существует. Так что когда российские пограничники говорят, что все мигранты, выезжая в Финляндию, показывают полностью легальные документы, они не врут. Другое дело, что у многих сирийцев, йеменцев, иракцев российские визы уже просрочены. Самый стандартный срок, на который их дают, - 30 дней. За это время сориентироваться человеку, не говорящему по-русски и ничего не понимающему в миграционном законодательстве, нелегко. А просроченная виза - это административное правонарушение, центр временного содержания, суд, штраф и депортация. "Фонтанка" спросила арабского юриста, который консультирует своих земляков в одном из чатов, видит ли он признаки спланированной акции российских властей по переправке беженцев в Финляндию. "Я хочу вам сказать, что российские власти задержали многих людей и вернули их с окраин Санкт-Петербурга, а также арестовали тех, у кого нет действующей визы для пребывания в Российской Федерации, включая женщин и детей", - был ответ.
Кто он, откуда и почему предлагает свои услуги - неизвестно. Но юридические советы "бывалых" на форумах выглядят примерно так: "Въезжаете в Финляндию и просите убежища. После суда вы получите отказ. Подайте апелляцию. Скорее всего, снова получите отказ, но в итоге вы окажетесь в стране и проживете там как минимум год, пока не получите окончательный отказ. В течение этого периода вы пытаетесь урегулировать свою ситуацию".
Также активно обсуждается вопрос - есть ли смысл после пересечения российского кордона выбросить паспорт и явиться к финнам уже без документов. Сирийцы недоумевают - а в чем смысл, если у вас легальные документы? Но ответ расставляет все по местам - этот шаг актуален для марокканцев, у которых в стране нет никакой войны, и им поэтому совершенно точно откажут в убежище. А так есть шанс сказать, что ты тоже сириец, просто потерял паспорт. Дальше, можно предположить, финские СМИ расскажут о том, как русские пограничники пропустили через границу человека вообще без документов.
Жалобы на российскую полицию массово идут сейчас из района Костомукши, где финны оставили работающим пункт пропуска Вартиус - ближайший теперь к Петербургу.
"Брат мой, у русских плохое настроение. Они не разрешили мне поехать к ним", - рассказывает один из "попытавшихся".
"Короче говоря, беженцы - это бремя для обеих стран", - проницательно пишет еще один.
"Молодых людей, которые вчера переехали, русские привезли обратно из района Саллы, и они были в машине", - это уже отчет о следующем после Костомукши работающем пункте пропуска.
"До сих пор я не слышал, чтобы кто-нибудь с просроченной российской визой пересекал границу из российского пункта в финский. У большинства из тех, кто пересекает границу, еще не истек срок действия российской визы. Обратите внимание, что сорок человек были арестованы за нарушение российской визы в пункте Вартиус", - обращает внимание один из участников чата.
"После всех этих многочисленных случаев, которые случаются с людьми с просроченными визами (на данный момент я знаю около девяти человек), я был бы глупцом, если бы рискнул, потому что в дороге вас неизбежно остановят и поймают, в отличие от того, как было в первые два дня, когда патрулей было не так много", - говорит другой.
Один из ключевых терминов в чате - "????", "Мухариб". Гугл-переводчик зловеще переводит это как "торговец людьми". Знакомый нам сириец объясняет: речь о посреднике, который помогает беженцам попасть в Европу. О таких людях говорят с неприязнью, обещают, что они точно обманут, заберут деньги, а услугу не окажут. Но все ищут, как с ними связаться, и рассказывают о своем опыте.
"Ребята, первый вопрос, почему так мало приехавших в Финляндию, то есть неделю назад, по официальным данным, около 250 человек пропустили. Знаю, что каждый "мухариб" отправлял примерно 6-7 машин в день, то есть около 25 человек и более, а вы знаете, сколько там контрабандистов и посредников, из Минска каждый день в течение недели выезжало около 100 человек. Куда делись остальные люди?, - задается вопросом один из участников чата. - Я знаю много людей, которые выезжали с "мухарибами", и я тоже поехал 15-го числа. С нами ехало пять машин за один день, но две машины остановила полиция, и те, кто был в них, сейчас находятся под стражей в России".
"Ребята, мы из Карелии, в Петербурге, от погранперехода Салла. Если кто-то находится на той же дороге, разворачивайтесь и возвращайтесь. Те, кто там стоят, не обычные полицейские - ФСБ. Я египтянин, и с нами было двое сирийцев, у которых просрочена виза. Они нам сказали буквально: не портите отношения между двумя странами", - горюет неудачливый беженец.
Иными словами, утверждать, что российские власти намеренно свозят к границе беженцев, чтобы "дестабилизировать" Финляндию, можно, только предположив, что все чаты с тысячами подписчиками и десятками тысяч сообщений подделаны какой-то хитроумной и очень работящей российской спецслужбой.
"Фонтанка" попробовала проверить, работает ли все еще этот путь с "мухарибами". В обсуждениях участников чатов фигурировала цифра 2000-3000 евро. Столько якобы стоит добраться до Финляндии при помощи таких посредников. Опытным путем удалось выяснить, что тут речь идет о "пакетной" услуге: приглашение из России (его делают турфирмы под бронь в гостинице), билет на самолет до Минска или Москвы, дорога до Петербурга и заброска поближе к границе. Причем эта цифра, очевидно, не включала велосипед, который надо было отдельно покупать с фургонов в районе Выборга, и действовала лишь до тех пор, пока работали три ближайшие к Петербургу пункта пропуска.
После того, как финны их закрыли, дорога до границы сильно подорожала. Кроме того, стало серьезно холодно, да и подвозят теперь максимум за 30 км до границы - дальше сам. Ну и плюс машины на подъездах реально останавливают, проверяют документы; у кого виза просрочена - дальше не едет.
Общаться с "нашим" "мухарибом" было нелегко. Судя по номеру телефона, сим-карта у него польская. На фотографии в профиле - старенький черный Opel с евросоюзовскими номерами. По-английски и по-русски он не говорит, арабским явно пользуется, как и мы, через гугл-переводчик. По ходу общения выяснилось, что он вообще турок.
В начале разговора речь зашла о 700 евро за человека. Или 2800 за четырех - в полной машине. За эти деньги он обещал отвезти к пункту пропуска Салла. Это очень далеко - с Мурманской трассы надо поворачивать у Кандалакши, а потом еще 170 км по, мягко говоря, не очень хорошей дороге на запад. Это самый дальний из продолживших работать пунктов пропуска на границе с Финляндией, самый "дикий" и пока не принесший печальных новостей о развороте беженцев.
По ходу разговора цена снизилась до 450 евро с человека. Однако, несмотря на европейские номера, высаживать беженцев он собирается на российской территории, и как далеко от границы, не говорит: "В зависимости от ситуации". Можно предположить, что речь идет об окрестностях поселка Куолоярви в Мурманской области, где за 10 километров до пункта пропуска расположен пограничный пост. На минутку, сейчас там -21°С. В ответ на просьбу подвезти к самому пункту пропуска за дополнительные деньги - потому что мы опасаемся, что он нас высадит в глухом лесу, и мы там насмерть замерзнем, "мухариб" полез в бутылку, заявив, что мы должны доверять его моральным качествам и вообще мы его такими подозрениями оскорбляем. Короче, не договорились.
В конечном итоге нам так и не удалось отыскать следы координируемой из одного центра системы гарантированной доставки беженцев до финской границы. Если она и есть, то работает она весьма так себе, не давая гарантий добраться до цели. Никаких доказательств того, что российские власти якобы намеренно выпихивают беженцев в Финляндию, за несколько дней общения с арабскими путешественниками не появилось. Но стоит признать, бизнес на обслуживании беженцев действительно существует, и оборот у него немаленький.
О том, что выходцы из стран Магриба на самом деле оккупируют границы Евросоюза - далеко не только финские, редакции рассказал знакомый житель Сирии.
"Зарплата у нас в Сирии в среднем 150-200 тысяч фунтов (около 7 тысяч рублей). Чтобы содержать семью, надо полтора-два миллиона, то есть в десять раз больше. Поэтому молодежь сбегает в Европу, чтобы там работать и заработать денег, - рассказывает мужчина. Он тоже не верит в то, что российские власти намеренно "гонят" его соотечественников в Финляндию: "Моего друга шесть часов держали в московском аэропорту, чтоб проверить, он в Европу бежит или просто в Россию в гости едет".

Денис ЛЕБЕДЕВ. Фонтанка.ру, 21 ноября 2023 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887