Российские школьники хотят подрабатывать
В России работают 16% школьников - такие результаты показал опрос
компании MAXIMUM Education. Чаще всего ученики устраиваются промоутерами,
официантами или продавцами и зарабатывают от 5 тыс. до 60 тыс. руб.
в месяц. Опрошенные "Ъ" эксперты нашли много плюсов в
такой подработке, но напомнили, что учеба должна оставаться главным
приоритетом.
В октябре и ноябре образовательная компания MAXIMUM Education провела
e-mail-опрос учеников 7-11-х классов из всех регионов России. В
нем приняли участие 1293 человека. Как оказалось, 16% школьников
имеют постоянную подработку. А 62% их неработающих сверстников хотели
бы устроиться на работу. Самыми популярными должностями оказались
промоутеры, продавцы и официанты. Как правило, за месяц им удается
заработать до 5 тыс. руб. Так заявили 41% опрошенных. 26% получают
от 5 тыс. до 15 тыс. руб., 17% сообщили, что зарабатывают в диапазоне
15-30 тыс. руб., ну а 6% получают в месяц более 60 тыс. руб.
Закон разрешает несовершеннолетним работать уже с 14 лет - с разрешения
родителей или опекунов. Также с 14 лет можно оформиться в качестве
самозанятого. А с 16 лет можно зарегистрироваться в качестве ИП,
но для этого нужно, чтобы органы опеки и попечительства признали
несовершеннолетнего бизнесмена полностью дееспособным.
Всего 5% работающих школьников заявили, что таким образом помогают
семье. Чаще всего школьники хотят почувствовать себя самостоятельными
(34%). Нехватка карманных денег стала поводом искать работу для
22% учеников. Еще 21% надеются, что любой опыт работы позволит зарабатывать
больше в будущем.
Однако лишь 17% респондентов планируют и дальше развиваться в той
сфере, где сейчас работают.
"Больше половины ответивших таким образом - люди творческих
профессий. Это 3D-художники, SMM-специалисты, актеры, модели и так
далее. Популяризация профориентации среди школьников существенно
облегчила бы для них поиск своего пути в жизни", - считает
генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков.
"Подработка помогает с самоопределением: подросток начинает
лучше понимать свои желания в выстраивании карьерного пути, - уверена
академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
Анастасия Екушевская.- Кроме того, она развивает ряд важных навыков:
финансовая грамотность, управление своим временем, планирование
дня, работа в команде, ответственность, коммуникативные навыки".
Госпожа Екушевская добавляет, что "для занятости в непростой
сфере" лучше попробовать формат стажировок, чтобы увидеть процессы
изнутри. С ней согласен директор по разработке и исследованиям профориентационной
платформы для подростков "Профилум" Виталий Алтухов: "Ранний
опыт работы повышает вероятность успешной карьеры во взрослой жизни,
потому что многие успешные предприниматели начинали работать очень
рано и быстро начинали зарабатывать первые деньги".
Даже на временной работе можно получить полезные в любой сфере навыки,
считает господин Алтухов.
Однако доцент базовой кафедры благотворительного фонда поддержки
образовательных программ "Капитаны" РЭУ им. Г. В. Плеханова
Татьяна Захарова напоминает: "Физиологическая возможность эффективно
усваивать знания с годами снижается. Следовательно, нерационально
тратить "золотые" образовательные годы на малооплачиваемую
и низкоквалифицированную работу. И работодатели видят в первую очередь,
что соискатели, начавшие раннюю трудовую деятельность, имеют серьезные
пробелы в образовании". Поэтому школьникам надо сосредоточиться
на образовании, а подработку можно перенести на каникулы, уверена
госпожа Захарова.
Заведующая кафедрой креативных индустрий в школе "Новый взгляд"
Ксения Ермишина отмечает, что взрослым необходимо понимать, с какой
мотивацией школьник идет работать: "Если это обусловлено стремлением
к независимости и взрослости, можно предположить, что у ребенка
повышена тревожность". Эффективной мотивацией госпожа Ермишина
считает "желание опробовать свои таланты, хобби в более широком
контексте, протестировать свои способности в реальном мире".
Она предлагает встроить подработку в учебный процесс: "В современном
российском образовании есть тренд на развитие проектной деятельности
в старшей школе и связи школьного образования с реальным миром.
Никто не мешает делать, например, украшения на продажу - и при этом
обсуждать их с учителями в качестве самостоятельного проекта. Не
будем забывать о тех же школьных стенгазетах. В советское время
через них многие дети уходили помощниками в местные редакции, а
в дальнейшем - в большую журналистику". Внимание родителей
и педагогов поможет подростку избежать психологических проблем,
считает эксперт: "Ребенок, который получает свою первую профессию
исходя из своих навыков и хобби, а не стараясь сбежать от реальности,
понимает, чем ему нравится заниматься, а чему он точно не хотел
бы посвятить свою жизнь. И это открытие может быть даже более важным,
чем сам заработок".
Полина ЯЧМЕННИКОВА. Коммерсантъ, 20 ноября 2023
года