Rambler's Top100

№ 393 - 394
12 - 25 октября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Белорусские новости», «Вечерний Минск» и «Белорусская нива» о переписи 2009 в Белоруссии
«Россия» о естественном приросте в России
«Российская газета - Неделя» о возможностях использования материнского капитала
«Вечерний Бишкек» о проблемах планирования семьи в Киргизии
«Российская газета» и «Медицинская газета» о планах по созданию единой системы оказания медпомощи больным с инфарктами и инсультами
«Газета» о центрах здоровья
«Время новостей» и «Независимая газета» о влиянии лекарственного обеспечения на смертность
«Газета» о проблемах борьбы со СПИДом в России
«Зеркало» о смертности в ДТП
«Комсомольская правда» о благотворном влиянии кризиса
«Ведомости» о пожилых людях
«Фокус» о долгожителях
«Газета» о пенсии «по зрелости»

«Известия» о влиянии образованности жен на продолжительность жизни мужей
«Время новостей», «Ведомости», «Экономические известия» и «Новые известия» о докладе ПРООН "Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие"

«Slon.ru» о проблемах миграции в СНГ
«Парламентская газета» о проблемах миграции в России
«Новые известия» о нелегальной миграции и урезании квот
«Time» о «белых анклавах» в США
«Новые известия» о московских и киевских «гетто»
«EFE» об исламе в мире
«Ведомости» о мнимых достижениях качества жизни в СССР
«Белорусские новости» о качестве жизни в Белоруссии на мировом фоне
«Новые известия» о российском среднем классе и кризисе
«Ведомости» о проблемах рынка труда России
«Деловая столица» о проблемах рынка труда Украины
«Le Monde» о российских моногородах
«Новая газета», «Ведомости» и "SLON.ru" о переносе переписи и проблемах российской статистики

… о смертности в ДТП

Безопасность жизни начинается с безопасности на дорогах

Группа отечественных специалистов побывала этим летом в США, чтобы ознакомиться с опытом данной страны в сфере транспортной безопасности на дорогах

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять... тридцать. Пока мы досчитаем до 30, в мире один человек погибнет в результате дорожно-транспортного происшествия, а еще несколько человек станут инвалидами или получат травмы различной степени тяжести. От этих статистических данных Всемирной организации здравоохранения становится страшно, ведь если дела обстоят так сейчас, то трудно представить, что же будет через несколько лет, когда количество автомобилей в мире еще больше возрастет.
Мировое сообщество уже давно обеспокоено этой проблемой, а потому возникла необходимость в поиске выхода из сложившейся ситуации. Азербайджан знаком с данной проблемой не понаслышке и о том, что в данной сфере далеко не все так гладко, как того хотелось бы, свидетельствуют ежедневные сводки о многочисленных ДТП как в столице, так и по регионам страны.
Некоторое время назад несколько отечественных специалистов побывали в США с целью ознакомления с опытом этой страны в сфере транспортной безопасности на дорогах. С одним из них, а именно с заведующим отделом здоровья населения Центра общественного здравоохранения и реформ Министерства здравоохранения республики Тофиком Мусаевым мы встретились и поговорили о важной на сегодняшний день проблеме - безопасности на дорогах.
Отметим, что финансирование данного проекта осуществлялось со стороны организации USAID. В данной программе приняли участие представители различных отечественных министерств, в частности, Министерства транспорта, Министерства здравоохранения, а также представители неправительственного сектора. По словам Т.Мусаева, участие в подобном проекте было очень важным, ведь общественное здравоохранение тесно переплетается с различными сферами нашей жизни: климат, безопасность людей, экономика и т.д. Естественно, ситуация на дорогах имеет самое непосредственное отношение к общественному здравоохранению.
"В качестве принимающей стороны в США выступил Институт всемирного торгового центра. После возвращения из США я провел сравнительный анализ ситуации на дорогах в нашей стране и в США. Если говорить о транспортных средствах, то в нашей стране их число в 2008 году достигло 784018, из них 77% - легковые автотомобили, а в США число автомобилей составляет 251422509, из них 54% - легковые авто.
В 2008 году в нашей стране было зафиксировано 1 107 летальных случаев в результате ДТП, а в США 42642. Еще один интересный момент, который нельзя не отметитья, заключается в том, что в США смерть от ДТП фиксируется и в том случае, если человек умер в течение 30 дней после ДТП, а у нас - в течение всего 7 дней. Думается, что в этом вопросе нам следует перенять американский опыт, ведь отдаленные травматические последствия ДТП могут иметь место в течение достаточно продолжительного времени. Таким образом, на каждые 100 тысяч человек в прошлом году в нашей стране произошло 13 смертей от ДТП, в США же 14 смертей на 100 тысяч населения. То, что в США эти цифры выше, можно объяснить тем, что они учитывают отдаленные последствия ДТП.
Травматизм в результате ДТП в нашей стране за прошлый год был зафиксирован на уровне 3432, а в США - 3305237.
Отличаемся мы и в подходе к вождению "под градусом". В нашей стране алкоголь в крови водителя в любых количествах считается нарушением закона, в некоторых же штатах США алкоголь в определенных дозах при вождении допускается, очевидно, в связи с этим мы можем наблюдать совершенно разную картину смертности на дорогах, связанную с употреблением алкоголя. Так, в Азербайджане смертность в результате ДТП, виной которых стал алкоголь, составляет 3%, в США же эта цифра достигает 32%. Если говорить о динамике смертности в результате ДТП, то начиная с 2001 года по сей день в Азербайджане она повысилась в 2 раза, а в США наблюдается положительная тенденция спада, они добились понижения этого показателя на 7%.
Еще один важный момент заключается в том, что в нашей стране в результате ДТП в большем количестве гибнут пешеходы, в США же - водители", - сообщил Т. Мусаев.
- Что, по вашему мнению, способствует росту количества ДТП по всему миру?
- Вообще специалисты ВОЗ отмечают пять основных причин, которые провоцируют ДТП. Это неиспользование ремня безопасности, шлемов безопасности, превышение скорости, вождение в состоянии алкогольного опьянения, а также неиспользование сидений для детей.
Кстати, смертность в результате ДТП на сегодняшний день - одна из серьезнейших проблем в мире. Так, специалисты Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что если в 2004 году из 20 основных и наиболее распространенных причин смерти на Земле ДТП занимали 9-ю позицию, то к 2030 году эта причина займет 5-е место.
- В каких структурах удалось побывать азербайджанской делегации в США в рамках данной программы?
- Прежде всего наша делегация побывала в федеральной дорожной администрации США, которая находится в Вашингтоне, где нам удалось ознакомиться с работой данного ведомства. Отмечу, что годовой бюджет этой структуры составляет 30 миллиардов долларов США. Большую часть этой суммы составляют налоги, которые собирают с автомобилистов и направляют на благо этих самых автомобилистов. Приоритеты ведомства - это безопасность и развитие инфраструктуры дорог и транспортная инженерия.
В 2009 году в США был принят акт "Восстановление Америки и новые инвестиции". Согласно этому государственному документу, на нужды транспортного сектора были выделены очень большие средства, так что в этой стране, несмотря на огромный прогресс, все еще продолжаются реформы транспортного сектора.
- Ни для кого не является секретом, что дороги в нашей стране по сей день остаются большой проблемой. Вот только в последнее время правительство обратило свое внимание на данную проблему, и сегодня идут активное строительство и реконструкция старых дорог, а что можно сказать про дорожную инфраструктуру США?
- Надо сказать, что в США уделяют очень большое внимание состоянию дорог, их дизайну и, безусловно, безопасности участников дорожного движения. Вообще дороги в США - это отдельный мир со своими законами. Все там сделано для максимального комфорта водителей, пассажиров и, естественно, пешеходов. В США много дорог с несколькими полосами, при этом одна полоса может быть предназначена для машины с водителем и одним пассажиром, другая - для машины, в которой несколько пассажиров. Эти полосы создавались с целью разгрузить напряженный дорожный трафик, чтобы из-за избыточного количества личных авто американцев не создавались пробки. Именно поэтому американские водители заинтересованы в том, чтобы с ними в машине кто-нибудь ехал, ведь в этом случае они получают возможность свободно передвигаться по свободной полосе для машин с пассажирами.
- А как в США борются с так называемыми автомобильными пробками?
- Вы знаете, за все время пребывания мне лишь пару раз удалось наблюдать так называемые пробки, но они очень быстро рассасывались. Там везде установлены системы наблюдения, и сотрудники дорожной полиции, заприметив намечающуюся пробку, быстро принимают экстренные меры, и движение быстро переходит в свой привычный режим.
Конечно, и там есть проблемы, в частности, нередко структура строящихся дорог влияет на развитие бизнеса. Нам показывали места, где новая дорога приводила к тому, что закрывались магазины из-за отсутствия мест для парковки, но все это делается опять-таки в целях безопасности на дорогах.
- А каким образом в США добились снижения количества ДТП на дорогах?
- Дело в том, что в этой стране постоянно проводятся различные кампании, направленные на предотвращение ДТП. В частности, не так давно там была проведена акция, направленная на то, чтобы население пользовалось ремнями безопасности. На эту кампанию было выделено свыше 7 миллионов долларов. Ее основной составляющей стала информационная кампания по оповещению населения в вопросах безопасности езды в пристегнутом положении. Очень важно, что они проводят подобные акции ненавязчиво, чтобы не создавать никакого негатива населению по отношению к подобным явлениям.
Во многих городах и штатах этой страны развешаны плакаты с социальной рекламой, на которых проводится сравнение, скажем, между количеством смертей в результате убийств и количеством смертей в результате ДТП. В первом случае в США 1 смерть происходит в течение 31 минуты, а в результате аварий 1 смерть случается в течение каждых 13 минут.
Еще одна информационная кампания, которая произвела большое впечатление на меня, это кампания под названием "Пристегнись или не води автомобиль". Надо сказать, что население этой страны очень ответственно подходит к данному вопросу. Благодаря этой кампании число водителей и пассажиров, пользующихся ремнем безопасности, возросло до 82%.
Надо сказать, что в США очень развиты институты общин. Часто информирование населения осуществляется именно посредством общин, и сей факт значительно облегчает работу структур, занимающихся пропагандой безопасности дорожного движения.
Также в США есть множество программ, направленных на безопасность непосредственно пешеходов. Во многих штатах этой страны в жизнь претворяется кампания "Умная улица" основным лейтмотивом которой является следующий лозунг "Переходи улицу так, будто от этого зависит твоя жизнь". Многое делается и в направлении безопасности движения с точки зрения скорости. В США строят дороги, которые сокращают путь водителя из одного места в другое. Для примера отметим: скажем, путь из пункта А в пункт В составлял 100 километров. Автомобилист со скоростью 100 километров в час добирался до пункта назначения за один час. Что делают американцы? Они просто сокращают извилистую дорогу, строя новую, прямую, но при этом сокращают допустимую скорость езды по этой дороге, скажем, со 100 км до 50. Таким образом, водитель доедет до пункта назначения за то же время с меньшей скоростью, но уже более безопасно.
Кроме того, в США проводятся и кампании, направленные на дорожных полицейских, школьников. Кстати, детей в этой стране учат даже езде на велосипеде и, естественно, правилам дорожного движения начиная с детского сада.

С. АЛИЕВА. «Зеркало», 3 октября 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.