Rambler's Top100

№ 393 - 394
12 - 25 октября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Белорусские новости», «Вечерний Минск» и «Белорусская нива» о переписи 2009 в Белоруссии
«Россия» о естественном приросте в России
«Российская газета - Неделя» о возможностях использования материнского капитала
«Вечерний Бишкек» о проблемах планирования семьи в Киргизии
«Российская газета» и «Медицинская газета» о планах по созданию единой системы оказания медпомощи больным с инфарктами и инсультами
«Газета» о центрах здоровья
«Время новостей» и «Независимая газета» о влиянии лекарственного обеспечения на смертность
«Газета» о проблемах борьбы со СПИДом в России
«Зеркало» о смертности в ДТП
«Комсомольская правда» о благотворном влиянии кризиса
«Ведомости» о пожилых людях
«Фокус» о долгожителях
«Газета» о пенсии «по зрелости»

«Известия» о влиянии образованности жен на продолжительность жизни мужей
«Время новостей», «Ведомости», «Экономические известия» и «Новые известия» о докладе ПРООН "Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие"

«Slon.ru» о проблемах миграции в СНГ
«Парламентская газета» о проблемах миграции в России
«Новые известия» о нелегальной миграции и урезании квот
«Time» о «белых анклавах» в США
«Новые известия» о московских и киевских «гетто»
«EFE» об исламе в мире
«Ведомости» о мнимых достижениях качества жизни в СССР
«Белорусские новости» о качестве жизни в Белоруссии на мировом фоне
«Новые известия» о российском среднем классе и кризисе
«Ведомости» о проблемах рынка труда России
«Деловая столица» о проблемах рынка труда Украины
«Le Monde» о российских моногородах
«Новая газета», «Ведомости» и "SLON.ru" о переносе переписи и проблемах российской статистики

… о докладе ПРООН "Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие"

Пьяный анализ

Россия покинет первую десятку наиболее населенных стран мира

Россия высокими темпами теряет собственных граждан. Если за прошедшие 15 лет, начиная с 1993 года, население страны сократилось на 6,6 млн. человек, то в ближайшей перспективе скорость сокращения населения увеличится вдвое. За следующие 15 лет, к 2025 году, россиян станет меньше на 11 млн. Таким образом, к середине века Россия покинет десятку самых больших по численности населения стран, где она и сейчас находится на девятом месте, и передвинется на 15-е. К 2050 году население России сократится на 33 млн. человек и составит 107,8 млн. Такие данные содержатся в представленном вчера докладе программы развития (ПР) ООН "Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие". Главная причина крайне высокой смертности россиян - пьянство. По данным международных экспертов, более половины смертей россиян в возрасте от 15 до 54 лет так или иначе связано с алкоголизмом. Именно неумеренное употребление спиртсодержащих жидкостей, на взгляд экспертов, привело к тому, что средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет всего 60 лет. При этом в развитых странах среднестатистический мужчина живет до 76,5 года, а в развивающихся - до 65,4. Лишь беднейшие страны мира с показателем в 54,6 года дали фору российскому сильному полу.
Проблема высокой смертности опасна не только с точки зрения демографии, но и с точки зрения экономики. Следствием быстрой убыли населения станет неизбежное замедление темпов экономического роста, ведь работать будет просто некому. Отсюда и вполне очевидные рекомендации ПРООН. России необходима реформа как общественного здравоохранения, так и стиля жизни. Пьянство должно перестать быть нормой жизни. Кроме того, российским властям следует смириться с тем, что собственных граждан на все государственные нужды не хватит, и открыть границы для иностранной рабочей силы. "Благодаря мигрантам можно компенсировать нехватку рабочей силы, возникающую из-за падения численности населения, и частично насытить будущий спрос на неквалифицированных работников с помощью легальных каналов. Реформы миграционной политики должны обеспечить мигрантам соблюдение основных прав и доступ к основным услугам", - сказано в докладе.
Но если с тем, что пить надо меньше, не будут спорить даже в вытрезвителе, то насчет миграционной политики российские власти сочли рекомендации ООН неуместными. "Такое ощущение, что доклад ООН готовился в 2006 году, а выходит в силу каких-то бюрократических причин только сейчас", - заявил Интерфаксу замначальника управления международных и общественных связей ФМС Константин Полторанин.
"Проблема не в отсутствии легальных миграционных каналов, а в том, что страны исхода зачастую не готовят квалифицированные кадры и не предоставляют своим гражданам возможности изучать русский язык. Именно отсутствие правовой культуры у самих мигрантов и незнание русского языка приводит к тому, что их права нарушаются в ходе трудовых отношений", - заявил г-н Полторанин. "О каких преградах идет речь, если у нас почти со всеми странами СНГ безвизовый режим?" - задался он вопросом, очевидно, не зная, что после безвизового въезда у человека есть всего три дня на получение регистрации по месту жительства и что получить легальное разрешение на работу практически невозможно. Поданным г-на Полторанина, сейчас в России находится порядка 5 млн. мигрантов. При этом, по разным оценкам, количество нелегальных мигрантов колеблется в пределах от 5 до 15 млн. человек.
"Временная трудовая миграция демографических проблем не решит. Что касается постоянной миграции как средства решения демографических проблем, то в настоящее время готовятся законопроекты, облегчающие получение вида на жительство в России высококвалифицированными мигрантами из-за рубежа", - сказал представитель ФМС.

Вера СИТНИНА. «Время новостей», 6 октября 2009 года

Вторая родина

За пределами родных стран живет 200 млн. человек - почти столько же, сколько в России и Франции вместе взятых. Наша страна многим кажется привлекательным местом для переезда: по числу мигрантов (12 млн. человек) Россия занимает второе место после США.
Жители стран, куда стремятся мигранты, часто относятся к этому негативно. Считается, что приезжие берут у своей второй родины больше, чем дают. Якобы рост числа иностранцев повышает расходы бюджета и налоговую нагрузку на коренное население, увеличивает безработицу и снижает средний уровень зарплат. Еще один стереотип: миграция повышает уровень криминала за счет этнических преступных группировок. Все это вместе с непривычными обычаями и ценностями повышает социальную и межэтническую напряженность. Для стран происхождения мигрантов, полагают изоляционисты, это тоже плохо - отъезд активной части населения снижает качество человеческого капитала.
На самом деле эти страхи преувеличены, доказывают авторы доклада ООН «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие». Развитые страны и правда тратят на иностранцев значительные суммы, но их доля в госрасходах невелика. Швеция потратила в 2003 г. на обеспечение мигрантов 7,7 млрд. крон ($1,1 млрд.). Это примерно 2,3% социальных расходов бюджета. Кроме того, расходы на приезжих, если они направлены на их интеграцию в местный рынок труда и не воспитывают иждивенческих настроений, довольно быстро окупаются. Исследование английских ученых Paving Their Way: The Fiscal Contribution of Immigrants in the UK показало, что на жителей Британии, родившихся за ее пределами, приходится 10,2% собранного подоходного налога, хотя это всего 8,7% населения.
Опасения безработицы и высокой конкуренции на рынке труда обоснованны лишь в том случае, когда местные жители не обладают высокой квалификацией и активно заняты в сером секторе. Как правило, рынки труда для местных жителей и мигрантов дополняют друг друга. Мигранты занимают вакансии, не заполняемые из-за малой зарплаты и низкого престижа. Даже значительный - на 10% - рост числа гастарбайтеров снижает заработки всего на 0,7%, считают авторы доклада ООН.
Кроме того, приезд низкоквалифицированных иностранцев (например, детских нянь и сиделок) способствует возвращению на работу квалифицированных местных кадров.
Занятость мигрантов более гибкая, чем у местных жителей: они приезжают на новые рабочие места в период экономического роста и нередко возвращаются домой, потеряв работу. Массированный приток рабочей силы после вступления ряда стран Восточной Европы в ЕС не привел к вытеснению местных работников и росту безработицы. Мигранты приняли на себя первый удар рецессии: доля безработных среди них значительно выше, чем среди местных жителей. Эта тенденция проявилась и у гастарбайтеров из стран СНГ, трудившихся в России.
Высокая преступность среди приезжих - стереотип, навязываемый массовой культурой и СМИ. Этнические криминальные группировки сильны, когда приезжие изолированы от общества и не видят перспектив улучшения своего положения из-за ограничения доступа к образованию и другим социальным лифтам. Там, где мигранты интегрированы в общество, преступность среди них невелика. В частности, в США доля мигрантов 18-39 лет, прошедших тюрьмы, не превышала 0,7% - в пять раз ниже, чем среди коренных жителей. В России мигранты, составляющие 8,5% от постоянного населения, по данным МВД, совершили в 2008 г. 3,5% преступлений.
Наконец, отъезд людей за границу на заработки не означает отрицательных последствий для исторической родины мигрантов. Их денежные переводы позволяют родственникам увеличить расходы на медицинское обслуживание и образование и в конечном итоге повышают человеческий капитал страны происхождения. Кроме того, возвращаясь домой навсегда или во время отпуска, они несут в традиционные общества новые знания и навыки, становятся локомотивами развития.

«Ведомости», 6 октября 2009 года

ООН советует поощрять гастарбайтеров

Объем денежных переводов мигрантов превышает размер международной помощи странам третьего мира

Миграция трудоспособного населения приносит выгоды, которые могут оказаться еще более существенными при условии проведения надлежащей государственной политики. Таков вывод Отчета по человеческому развитию-2009 «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие», презентованного Программой развития ООН в Украине (ПРООН).
Миграционные процессы нужно регулировать, а не относиться к ним как к проблеме, отметил постоянный представитель ПРООН в нашей стране Оливье Адам. Бытующие представления о миграции он назвал ошибочными, подчеркнув, что внутренняя и международная миграция могут способствовать повышению показателей человеческого развития как для самих мигрантов, оставшихся дома их семей, так и для принимающих стран. Авторы доклада отмечают, что миграция повышает уровень занятости при сохранении рабочих мест местного населения и способствует росту инвестиций. Указывает исследование и на влияние миграции на государственные бюджеты в Европе и США: в среднем в размере ±1% ВВП.
На сегодняшний день мигрируют около миллиарда людей (из 6,7 млрд. населения планеты): 740 млн. внутри своих стран, 214 млн. — за рубеж. При этом лишь менее 70 млн. международных мигрантов перемещаются из развивающихся стран в развитые. Уровень миграции стабилен с 1960 г. но в 2010 г. в развитых странах ожидается большее количество вновь прибывших. В 1960-м доля мигрантов в Северной Америке, Европе и странах Персидского залива составляла соответственно 18,4,19,6 и 0,3%. В 2010 г. этот показатель ожидается на уровне 26,6,26,4 и 8%.
Эксперты ПРООН подчеркивают: во многих странах объем денежных переводов мигрантов превышает размер официальной международной помощи. В 2007 г. во всем мире финансовая река, наполняемая деньгами мигрантов, достигла $ 370 млрд. (в СНГ поступило около $16 млрд. в Украину — $4,5 млрд.) Впрочем, из-за кризиса эти потоки несколько обмелеют. Ожидается, что денежные переводы в Восточную Европу и Центральную Азию сократятся наиболее заметно, что отчасти отражает обратное движение экспансии, последовавшей за вступлением восточноевропейских стран в ЕС и экономическим бумом в России. Так, в Молдове и Таджикистане, где доли денежных переводов в ВВП самые высокие в мире (соответственно 45 и 38%), в текущем году денежные потоки могут упасть на 10%.

МОБИЛЬНОСТЬ ПО-УКРАИНСКИ
Как выглядит в этом контексте наша страна? По данным Международной организации миграции, в 2008 г. за рубежом работали около 3 млн. украинцев; около 1 млн. в России, 2 млн. — в Польше, Чехии, Италии, Португалии, Венгрии, Греции, Словакии и Беларуси. Невзирая на кризис, снижение интенсивности трудовой миграции украинцев в Евросоюз в ближайшее время не ожидается, поскольку в Европе наблюдается депопуляция в связи со старением населения и увеличением дефицита трудовых ресурсов, отметила начальник управления политики занятости и трудовой миграции Минтруда и социальной политики Татьяна Петрова. «Трудовые миграции — заметная составляющая отечественного рынка труда. Кроме того, наши мигранты работают на рынках труда большинства европейских стран», — сказала она, добавив, что выполнение рекомендаций ООН зависит от социально-экономических возможностей государства.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Института социологии НАН Украины Ирина Прибиткова отмечает: невзирая на мнение о том, что значительное количество граждан Украины трудятся за пределами родины, у нас все же доминируют перемещения между регионами страны. Количество перемещений в пределах Украины в 2007-2008 гг. составило почти треть всей миграции. «Основным типом миграционного движения у нас остается перераспределение населения между сельской местностью и городскими поселениями в пределах своего региона», — добавила эксперт.

ДЕРЖИМ РУКУ НА ПУЛЬСЕ
Украина подписала Европейскую конвенцию о правовом статусе трудовых мигрантов и другие документы, регулирующие процессы приграничной миграции в рамках СНГ и дальнего зарубежья. Подписан и ряд двусторонних договоров о трудоустройстве и социальной защите наших граждан за рубежом. Заключила наша страна пять договоров о малом приграничном движении с Россией, Молдовой, Словакией, Венгрией и Польшей, ведутся переговоры с Румынией. Подписан и 21 договор о пенсионном обеспечении. Развивается система негосударственного пенсионного обеспечения: трудовые мигранты, работающие за пределами страны и желающие получить право на пенсию в Украине, участвуют в добровольной солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Актуальной при этом остается проблема налогообложения их доходов, полученных за пределами страны. «По мнению многих мигрантов, законодательство не содействует легализации трудовых доходов мигрантов», — отметила Татьяна Петрова. «Вариант решения проблемы — уменьшение налогового давления на трудовых мигрантов через введение дифференциальных ставок обложения их налогом в соответствии со сроком пребывания за границей или сферой деятельности», — полагает госпожа Петрова.
Важный инструмент регулирования миграционных процессов — Соглашение между Украиной и ЕС об упрощенном визовом режиме. Но пока документ не выполняется должным образом. Среди системных нарушений — чрезмерный перечень документов, которые должны предоставить украинцы для получения виз, использование консульствами стран ЕС посреднических услуг, что влечет удорожание виз, немотивированный отказ в выдаче виз, неприемлемое отношение к гражданам Украины, малое количество долгосрочных виз.
Разработана Концепция государственной миграционной политики, предполагающая повышение социальной защиты граждан, работающих за рубежом. В штат украинских консульств предложено ввести сотрудников, ответственных за решение миграционных вопросов. Должны быть созданы автоматизированные системы учета въезжающих в Украину беженцев, иностранцев, лиц без гражданства, для нелегальных мигрантов построят дополнительные пункты временного пребывания в Украине. Впрочем, эксперты полагают, что даже в случае принятия концепция не повлечет существенных изменений в сфере миграции: документу недостает конкретики.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
В Украине сегодня находится немало нелегальных мигрантов, рассматривающих ее как транзитный пункт для продвижения в Западную Европу, говорит координатор Международной организации по миграции в Украине Дайва Вилкелите. В 2008 г. количество нелегальных мигрантов у нас превысило 13 тыс.
В январе 2008 г. Украина и ЕС подписали Соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов. Украина и члены ЕС должны принимать назад незаконно пересекших границу своих граждан и граждан третьих стран. Фактически Украина разделила с Евросоюзом ответственность за безопасность евросообщества, частью которого она пока не стала. При этом безопасность самой нашей страны не гарантирована: не подписаны двусторонние соглашения, призванные разделить обязанности по депортации нелегалов, в частности, с Россией и Беларусью. Таким образом, не ощутив существенной выгоды от массового перемещения жителей других стран через нашу территорию, мы уже столкнулись с негативными следствиями вовлеченности Украины в миграционные процессы в международных масштабах.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ ООН
Базовый пакет реформ, предложенных ПРООН, содержит шесть положений:
открытие существующих каналов въезда в страну для большего числа работников, особенно малоквалифицированных;
соблюдение в отношении мигрантов основных прав человека, в первую очередь доступа к образованию, медобслуживанию и охране труда;
снижение издержек, связанных с переездом;
поиск решений, выгодных и для принимающих стран, и для мигрантов;
снятие ограничений на внутреннюю миграцию;
включение проблем миграции в главное русло национальных стратегий развития.
«После восстановления экономики от глобальной рецессии вновь возникнет спрос на работников-мигрантов, поэтому недальновидно отрицать выгоды, которые приносят с собой мигранты. Как раз в период экономического спада должны продвигаться реформы миграционной политики», — отмечает директор группы по подготовке доклада ПРООН Джени Клугман. «Сейчас следует заниматься не протекционизмом, направленным против иммигрантов, а реформами, направленными на получение выгод в долгосрочной перспективе», — добавляет она.
Правительствам стран мира рекомендовано провести реформы в направлении максимизации выгод от миграции и более полного обеспечения прав этой категории.

Ксения ЛАЗОРЕНКО. «Экономические известия», 14 октября 2009 года

Нелишние люди

ООН призывает Россию убрать барьеры для мигрантов

Представители всемирной сети ООН по проблемам развития (ПРООН) презентовали в России доклад о преодолении барьеров для мигрантов. Эксперты ООН и отечественные исследователи сходятся во мнении, что без мигрантов Россия не сможет обеспечить себя рабочей силой, и нужда в низкоквалифицированных иностранных рабочих заставит пересмотреть отношение к мигрантам и поменять политику в отношении их.
Россия – одно из крупнейших государств в мире, принимающих мигрантов. По данным ООН, в нашей стране проживают более 12 млн. иностранных граждан, что составляет 6% от общего числа всех внешних мигрантов в мире. «Российский демографический кризис заставляет миграцию становиться и потребностью для России, и вызовом», – считает директор регионального бюро ПРООН по странам Европы и Содружества Независимых Государств Кори Удовички.
Для многих жителей бедных стран переезд из родного дома – единственный вариант в поиске лучшей жизни. «Большинство мигрантов получают плюсы с точки зрения дохода, доступа к образованию и здравоохранению, лучших перспектив для детей», – отмечает Тимати Скотт, специалист офиса ПРООН по подготовке докладов о развитии человека. Доходы мигрантов из бедных стран при переезде в развитые государства возрастают в 15 раз, и в 16 раз уменьшается детская смертность. Кроме того, в принимающей стране они сталкиваются с дискриминацией. «Миграция – одно из средств, дополняющих национальные усилия по развитию и уменьшению бедности. Если направить миграцию в легальное русло, это окажет положительное воздействие как на принимающую страну, так и на страну происхождения мигрантов», – считает Тимати Скотт. Он добавляет, что мигранты приносят стране, в которой родились, пользу посредством денежных переводов, которые они отправляют домой. Например, ВВП Таджикистана наполовину состоит из денежных переводов соотечественников, выехавших за рубеж.
«Россия действительно не может обеспечить себя трудовыми ресурсами без мигрантов, – подтверждает «НИ» директор Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. – У нас огромное сокращение численности людей трудоспособного возраста – до миллиона человек в год. Сейчас вступают в трудоспособный возраст люди, рожденные в 1990-х, когда вообще-то рождалось мало людей. А пока наши растут, те приезжают, что называется, «готовые».
Малоквалифицированные рабочие вызывают неоднозначную оценку у населения. Есть мнение, что мигранты вытесняют местных работников с рынка труда. Но представители ООН считают, что «необходимо решать проблему не уменьшением малоквалифицированных рабочих мигрантов, а перераспределением работников по стране в рамках национальной политики. Органы исполнительной власти субъектов РФ уже рассматривают возможность перераспределения трудовых ресурсов внутри субъектов и их привлечение из других регионов страны. «В крупных городах наблюдается скопление населения. Мигранты стремятся переезжать и искать работу в крупных городах, хотя в России достаточно много мест, где готовы принять их», – сказала представитель Федеральной службы по труду и занятости Елена Чистова. Однако, по словам г-жи Чистовой, около 15% рабочих мест, на которые в 2010 году предусматривается привлечение иностранных работников, может занять местное население.
Среди мер, призванных улучшить положение мигрантов, эксперт ООН предлагает увеличение числа виз для рабочих низкой квалификации, попытку искоренения бюрократической волокиты с документами, обеспечение базовых прав на равную оплату, на равные условия труда, на участие в профсоюзах, на образование, медицинскую помощь. Рекомендовано использовать сезонных рабочих в сельском хозяйстве и туризме, обеспечить их передвижение внутри собственных стран и ввести условия, облегчающие возвращение мигрантов и переводы денег. «Большинство стран, в том числе и Россия, проводит избирательную политику: кого мы хотим принять, сколько мы хотим принять, откуда. Это выражается в системе квотирования по специальностям, по странам», – пояснила «НИ» директор Центра миграционных исследований Елена Тюрюканова.

Алеся ЛОНСКАЯ. «Новые известия», 8 октября 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.