Данные статистики фальсифицированы. В республике проживают три равных по численности этноса
В Кыргызстане проживает 2.650.000 человек, а не 5.300.000, как утверждает национальный статистический комитет. Проблема в многократном повторном учете кыргызоязычных граждан. Конечно же, это проблема политического заказа в интересах узурпировавшей власть этнократии. На самом деле, в республике проживают три равные по численности языковые общности: русскоязычные, кыргызоязычные и узбекоязычные. Численность каждой из них не превышает 900.000 человек. Но во власти представлено только кыргызоязычное меньшинство. Права же большинства населения республики ущемлены. Серьезные вопросы возникают в связи с этим. Каким же образом удается этнократам манипулировать статистикой, а через нее влиять на политические процессы в обществе? Во-первых, это двойной подсчет внутренних мигрантов – кыргызоязычных сельских жителей, переехавших в города, – их учитывают и по месту постоянной прописки… (переписывая данные по домовым книгам, порой 20-летней давности) и по месту нового проживания – по факту, например в «новостройках» Бишкека. Иногородних кыргызоязычных студентов переписывают трижды – еще и по месту учебы.
«На меня подали сведения в трех местах: где прописан, где фактически проживаю, где учусь», — говорит студент Дамир Усупов.
Расследование IWPR показало, что помимо лиц, проживающих за пределами страны, имел место двойной учет жителей Кыргызстана – в местах их проживания, отличных от их прописки – документа регистрации по месту проживания в органах внутренних дел, и по данным прописки.
Многие люди уже длительное время не проживают по месту своей прописки, что частично объясняется высоким уровнем миграции из бедных районов страны в города.
С помощью технологий двойного и тройного учета численность кыргызоязычных граждан республики была увеличена с 1.850.000 человек до 3.700.000. В два раза! В реальности произошло не увеличение в два раза, а, напротив, сокращение в два раза. Из 1.850.000 человек выехало на ПМЖ в Россию почти 1.000.000 кыргызоязычных граждан, половина из которых уже получили гражданство РФ и обратно уже никогда не вернутся. Таким образом, в республике осталось не более 900.000 кыргызов – что составляет примерно 30% населения.
Гульзейнеп Мурсабекова, начальник отдела переписи населения и жилищного фонда Нацстаткома, подтверждает эти результаты, и допускает, что в перепись были включены и мигранты.
«Перепись — это «фотография одного дня», — говорит Мурсабекова. — И численность населения в 5 миллионов 300 тысяч человек — это предварительные данные по итогам сообщений с мест. Это число говорит о количестве людей, проживающих на территории Кыргызстана с учетом отсутствующих людей». Мурсабекова заявила, что окончательные результаты переписи включают и внутренних мигрантов и отсутствующих в стране внешних мигрантов.
Политолог Нур Омаров проводит параллели между переписью 2009 года и переписью 1999 года: «Во время первой переписи населения, приписывали всех — и иностранцев, и гостей. В этот раз, возможно, использовался предыдущий опыт, плюс добавили мигрантов».
Политолог Марат Казакпаев также обеспокоен искажением данных, особенно для юга Кыргызстана, так как именно южные области являются основными «поставщиками» внешних и внутренних трудовых мигрантов.
«Многие мигранты прописаны в Кыргызстане, поэтому попали в список», — говорит эксперт.
Переписчик Бакыт, пожелавший не называть свое полное имя, говорит, что и он, и его коллеги получили четкие указания переписывать всех, а не только лиц, проживающих по определенному адресу.
«Нам объяснили, что мы должны переписать всех, кто живет в квартире, не только тех, кто прописан, и тех, кто фактически живет, но и домработниц, сиделок и так далее, — говорит Бакыт. — Так получалось, что эти люди переписываются много раз».
По мнению Гульзейнеп Мурсабековой из отдела переписи населения и жилищного фонда Нацстаткома, некоторые сотрудники могли неверно понять указание о том, что каждый переписчик должен был собрать сведения о примерно 400 гражданах – приблизительном количестве лиц, закрепленном за каждым переписчиком. Вместо этого переписчики истолковали это число как квоту лиц, данные о которых они должны были собрать.
Другой переписчик по имени Мирлан также подтвердил, что некоторые данные могли быть просто выдуманы.
«В течение 7 дней я успел переписать только 170 человек, хотя должен был переписать не менее 400 человек, — говорит Мирлан. Пришлось самому дописывать (то есть придумывать), так как оставалось три дня, которые были даны для контроля».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)