Сегодня в сознании людей вокруг миграции формируются ничем не подтвержденные мифы, приобретающие признаки разнообразных фобий. Хуже всего, что они распространились не только в обществе, но и среди политиков и членов правительства. Более того, в процессе создания этих мифов активное участие принимают СМИ, причем делают это нередко с подачи тех же политиков.
Миф 1. Наверное, первым и наиболее распространенным мифом может считаться мнение, что зарубежная миграция украинцев стала основным типом миграционных движений в Украине. Однако простые соображения опровергают этот миф.
Еще в советское время трудовая маятниковая миграция была одной из форм внутренней миграции в стране. Ее основу всегда составляли трудовые перемещения сельских жителей в город. В начале 1986 г. почти каждый пятый сельский житель работал в городе. Эта тенденция продолжается и поныне. Причина — поиск работы. В последнее время люди ищут еще и менее загрязненные территории для обитания, то есть можно говорить о так называемой экологической миграции.
Со времени обретения независимости, а особенно — после развала колхозно-совхозной системы, жители сел просто обречены искать работу за пределами постоянного местожительства. На 1 января 2005 г. почти в половине (49,3%) населенных пунктов сельской местности не было никаких субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому и доля сельских жителей, работавших за пределами местожительства, возросла до 40,2%. Также актуализировалась проблема поиска работы в малых городах страны.
Однако это совсем не свидетельствует о высоком уровне международной миграции. Данные Государственного комитета статистики Украины (табл. 1) убедительно свидетельствуют, что сегодня во всех миграционных потоках около 96% тех, кто передвигается, делают это в своей стране. Доля миграции за рубеж (в страны СНГ, Балтии, Западной Европы) — значительно меньше.
Заметим, что в конце 1990-х — в начале 2000-х годов международная миграция была выше. Так, в 1999 г. она составляла 11,2%.
Миф 2. Вторым по распространенности является миф о том, что ситуация с внешней миграцией — кризисная. Даже сегодня можно услышать, что 5-7 млн. украинцев работают за рубежом, из них почти 4 млн. выехали из страны навсегда. Это неправда, ведь нередко как органы государственной власти, так и политики вносят сумятицу в объективную картину действительности вместо того, чтобы беспристрастно проанализировать ситуацию.
Официальные государственные органы называют ничтожно малые цифры, тогда как политики — наоборот. Например, Министерство труда и социальной политики в 2007 г. опубликовало данные, согласно которым количество украинских граждан, официально работавших за рубежом, составляло 73 тыс. человек. Министерство же внутренних дел утверждало: в 2008 г. около 231 тыс. украинцев узаконили свое пребывание в странах назначения.
С другой стороны, эксперты-экономисты называют цифру до 5 млн. человек, а политики поднимают ее выше. Еще в 2003 г. украинский омбудсмен Нина Карпачова назвала соизмеримой с количеством мигрантов цифру 7 млн. человек. Во время парламентских слушаний в 2004 г. первый заместитель председателя Верховной Рады Украины Адам Мартынюк оценивал так количество украинских трудовых мигрантов — от 3 до 5-7 млн. человек.
Более взвешенными и, наверное, приближенными к реальности представляются оценки международных и негосударственных организаций. Так, по расчетам Международной организации по вопросам миграции, количество трудовых эмигрантов из Украины в 2007 г. составляло 2,1 млн. человек, то есть 5% украинского населения. Украинский центр социальных реформ утверждает, что на протяжении 2005—2008 гг. за рубежом работали 1,5 млн. жителей Украины.
О масштабах международной миграции свидетельствует статистика поступлений средств от трудовых мигрантов. Но и здесь данные очень отличаются. Украинский исследователь А.Гайдуцкий на основе материалов Всемирного банка доказывает, что ежегодные объемы денежных переводов украинских трудовых мигрантов достигают аж 21,3 млрд. долл. США. Институт демографии и социальных исследований НАНУ оценивает объемы заработков украинских граждан за рубежом в начале XXI в. суммой 4,7-7,6 млрд. долл. США ежегодно или 7-11% ВВП Украины.
Социологи подходят к оценке масштабов с другой стороны. По данным опросов населения Института социологии НАН Украины, опыт работы за рубежом имеют 36,8% жителей западных областей или более чем каждая третья семья, 26,4 и 21,4% жителей, соответственно, Центрального и Восточного регионов, 15,4% — жителей южных областей.
Говоря о миграционной ситуации в целом, можно утверждать, что с 2000 г. она постепенно меняется. Уже в 2005 г. Украина становится страной приема мигрантов, а ее эмиграционные потери в 2004-2005 гг. компенсируют бывшие соотечественники из стран СНГ. В 2006 г. впервые после создания независимого государства наблюдается прирост населения за счет миграционного обмена. В последующие годы эта тенденция закрепляется. В 2008 г. в Украине проживало около 264 тыс. зарегистрированных иностранцев.
Теперь миграционная ситуация остается стабильной. По мнению социолога И.Прибытковой, страна находится в состоянии нового миграционного равновесия. Однако трудно сказать, сколько времени это равновесие продержится.
Следует отметить, что в течение 2000-х годов в Украине происходила диверсификация потоков межгосударственной миграции. Сегодня же география межгосударственных потоков начинает смещаться на Восток, а не в Западную Европу, как это было в начале 1990-х годов.
Миф 3. Все, кто должен был выехать из Украины за рубеж, уже выехали. И этот миф можно признать ложным, однако с определенными оговорками. Действительно, сегодня в государстве сохраняется миграционный баланс. Однако в последнее время появляются тревожные сигналы — возрастает количество украинцев, желающих выехать за границу, если не в эмиграцию, то по крайней мере для того, чтобы заработать денег. Об этом свидетельствуют данные разных социологических исследований.
По данным Института социологии НАН Украины, в 2000-х годах почти каждый пятый украинец был потенциальным мигрантом и хотел выехать из населенного пункта, в котором жил.
Особого внимания заслуживает миграционный потенциал молодежи Украины. Исследование украинского центра «Демократические инициативы», центра «Левада» в Москве и Азербайджанского центра свидетельствует, что желание молодежи работать за рубежом возрастает. Причем у украинцев оно самое большое.
По данным опросов, 13,8% молодых (в возрасте от 18 до 34 лет) были намерены навсегда выехать из своей страны. Еще больше (29,9%) ориентировались на временное пребывание за рубежом. Молодые украинцы планировали среднюю продолжительность заграничного путешествия в пределах одного—пяти лет. В 2003 г. срок эвентуального пребывания за рубежом потенциальных мигрантов из Украины был значительно короче. Главная цель посещения других стран: трудоустройство (65,1% — по сравнению с 2003 г., рост в 2,9 раза); туризм (30,1%); обучение за рубежом (5,5%).
Основные страны реализации миграционных интересов молодежи в 2010 г.: Россия (19,0%), Великобритания (12,2), Германия (11,7), США (11,2), Италия (10,2%). В 2003 году: Германия (14,1%), США (12,3), Россия (5,8%).
Миф 4. В украинских селах и городах дети становятся сиротами при живых матерях, они лишены материнской заботы. Миф 5. Лучшие кадры трудоспособного возраста выехали за рубеж.
Анализируя эти мифы, мы фактически попробуем создать социально-демографический портрет украинского мигранта.
Вопреки распространенным в СМИ сюжетам об оставленных матерями-мигрантками на произвол судьбы детях, на самом деле они значительно чаще остаются без заботы отцов: контингент зарубежных трудовых мигрантов лишь на одну треть состоит из женщин, а на две трети — из мужчин.
В трудовой миграции принимают участие преимущественно люди лучшего трудоспособного возраста: 70,2% мигрантов находятся в возрасте 30-55 лет, а еще 17,7% не достигли 30 лет. Средний возраст украинского трудового мигранта составляет 41-42 года, тогда как средний возраст остальных граждан Украины 46 лет. Заметим, что после пятидесяти лет мужчины резко снижают миграционную активность, тогда как у женщин она сохраняется на высоком уровне.
Большинство мигрантов имеют или общее среднее (38,6%), или среднее специальное (32,3%) образование. Высшее образование получили 12,6% украинцев, работающих за рубежом. Образовательный уровень трудовых мигрантов ниже, чем занятого населения в Украине.
Миф 6. На заработки едут те, кому нечего терять дома. Рассматривая этот миф, снова обратимся к результатам соцопросов за 2010 г. Две основные причины побуждают украинцев к выезду: желание найти новое место работы и вредные для здоровья экологические условия.
Социологи называют трудовых мигрантов своеобразными миссионерами рыночных идей. По их мнению, трудовые мигранты — это социально-профессиональное сообщество (группа), объединяющее людей с очень высоким уровнем адаптации к условиям рыночной экономики. Именно мигранты: реализовывают рыночные стратегии, прежде всего — самозанятости и предпринимательской деятельности; готовы к рискам и ориентируются на собственные силы и ресурсы; культивируют ценности, которые определяют, как правило, представители среднего класса, хотя по уровню благосостояния они ближе к «новым бедным», чем к «новым средним»; отличаются рационализмом выбора жизненных стратегий, исходя из имеющихся и доступных социально-экономических ресурсов; мотивационно стимулированы к преодолению трудностей в жизни; владеют новыми стандартами и образцами поведения на рынке труда, имеют достаточную практику социального поведения по европейским образцам, владеют опытом работы с современными технологиями.
Еще один интересный вопрос: каковы сегодня динамика, структура и интенсивность потоков трудовой миграции украинцев и ее перспективы в связи с мировым финансово-экономическим кризисом?
В общем, быстрого выздоровления экономики и улучшения уровня и качества жизни украинцы не ожидают. Однако трудовые мигранты отличаются более высоким уровнем адаптации к трудностям. Например, 17,1% трудовых мигрантов в течение последующих двух-трех лет намерены создать или расширить собственный бизнес (это же планируют и 7,2% остальных граждан). Кроме того, 60,1% трудовых мигрантов оценивают такую перспективу как важную или очень важную для себя лично, среди остальных украинцев — только 40% приверженцев этой мысли.
Миф 7. В Польшу едут на «трускавки», в Италию — ухаживать за больными и немощными, в Москву — строить дачи российским богатеям. Этот миф в определенной мере является правдивым, но его все же следует дополнить статистикой и объяснениями.
До середины 1990-х годов чаще всего осуществлялась «челночная» миграция, а с середины 1990-х возрастает продолжительность пребывания за рубежом (от нескольких месяцев до нескольких лет).
Большинство трудовых миграций осуществляется в страны СНГ (49,2%) и ЕС (47,1%). Основными странами «назначения» украинских трудовых мигрантов являются Россия, Италия, Польша, Чехия, Венгрия, Греция, Испания, Португалия.
Наблюдаются существенные различия в направлениях трудовых миграций мужчин и женщин: первые преимущественно едут в Россию, Польшу, Испанию, Португалию, вторые — в Италию. Мужчины в основном заняты в строительстве, торговле, промышленности, транспорте и сельском хозяйстве, тогда как женщины чаще всего трудятся домработницами (Италия, Португалия и Испания), а также заняты в строительстве (Венгрия, Португалия, Чехия, Россия) и в торговле (Россия и Венгрия). Основным видом деятельности украинок в Польше является сельское хозяйство.
Структуру занятости украинских мигрантов за рубежом можно увидеть (табл. 2) на примере семи основных стран и семи основных видов деятельности, составляющих около 90% от общего объема трудовой деятельности за рубежом.
Миф 8. Возвращаются домой те, кто заработал достаточно денег. На самом деле причин вернуться домой значительно больше. Это, как видим, семейные обстоятельства — прежде всего желание соединиться с семьей на родине (каждый второй); тоска по дому и одиночество (каждый четвертый); заработал достаточно денег (каждый пятый); кончилось разрешение на пребывание за рубежом по работе (каждый пятый); подвело здоровье (каждый шестой); желание отдохнуть перед следующей поездкой на работу за границу (каждый седьмой); не понравилась жизнь за границей (каждый десятый); желание открыть собственное дело дома, кончился контракт, не посчастливилось найти работу за границей, депортировали за нарушение закона (отдельные случаи).
Миф 9. После подписания с ЕС соглашения о реадмиссии (возвращении) нелегальных мигрантов Украина превратится в «отстойник» мигрантов из всех стран. Отметим, что вообще-то Украина не является «страной назначения», хотя в 2008 г. во время экономического подъема имела все шансы ею стать. Сейчас нелегалы рассматривают нас лишь как страну, где можно ненадолго остановиться перед переездом в ЕС (см. рис. на сайте ZN.UA).
Соглашение между Украиной и ЕС от июня 2007 г. о реадмиссии граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно проникших на территорию ЕС через границы нашего государства, вступило в силу 1 января 2010 г. Были опасения, что Украина превратится в «отстойник» со множеством спецлагерей для нелегалов. Сейчас таких лагерей есть только два. Построены они на средства ЕС и США и стоят полупустые.
Согласно статистике реадмиссийных возвращений между Украиной и ЕС, на сегодняшний день ни одного гражданина третьей страны не вернули в Украину. Вместе с тем на украинской границе задерживают или не пропускают ежегодно 30-40 тыс. человек.
Характер нелегальной миграции и ее потоков в последние годы изменился. Если раньше мы говорили о довольно серьезном миграционном давлении из стран Юго-Восточной и Центральной Азии (Афганистана, Пакистана, Индии), то на сегодняшний день около 90% таких мигрантов — это представители Средней Азии и стран СНГ (очень много россиян и чеченцев).
К главным направлениям незаконного перемещения мигрантов относятся брянско-черниговское и сумское на границе с Россией, гомельско-черниговское на границе с Беларусью, на западе Украины — береговское, великоберезнянское и виноградовское на границе со Словакией и Венгрией.
Миф 10. В Украине фактически нет ни государственной миграционной политики, ни миграционной службы. Кое-кто считает, что нет и основ миграционной политики. По этому поводу хочется высказать две мысли. Во-первых, основы миграционной политики были и есть. В советское время — это институт «прописки». Наем людей на работу и предоставление жилья были невозможны без «прописки». Сегодня все это упразднено, но появились три других основы миграционной политики — свобода передвижения, права человека и регистрация вместо института прописки. Они работают и влияют на миграционные процессы в стране.
Во-вторых, миграционная политика никогда не существовала сама по себе и не была приоритетом внутренней политики. Управление миграционными процессами всегда подталкивалось извне — под давлением или Европейского Союза, или международных инициатив, например ООН. Отечественное правительство реагировало на это давление довольно рефлекторно. В начале украинской независимости наибольшим миграционным давлением была репатриация крымских татар, потом достаточно серьезно встал вопрос нелегальной транзитной миграции, сегодня — вопрос миграции украинских граждан за рубеж.
На миграцию в Украине, как правило, обращают внимание не в связи с ее масштабами и последствиями, а в контексте далеких от миграции событий. Например, выборов, когда речь идет о голосах граждан, находящихся за рубежом, или во время принятия государственного бюджета, пытаясь уменьшить его дефицит за счет налогообложения заработков трудовых мигрантов. Довольно часто миграция используется в политической и межведомственной борьбе за влияние, полномочия или как аргумент для получения международной помощи.
Поэтому не удивительно, что процесс управления международной миграцией в Украине сопровождается рядом проблем. Среди них первичными, по нашему мнению, являются проблемы правового и институционного обеспечения, а уже на этой основе возникают и другие производные проблемы, в частности формирование и реализация миграционной политики государства.
Формально сегодня определенные сдвиги есть. В декабре 2010 г. указом президента Украины наконец создана единая Государственная миграционная служба. Однако результатов работы этой службы пока не чувствуется. Да и создана миграционная служба не как целевое миграционное решение, а лишь как одно из средств «оптимизации» (то есть как нужно действующей власти) системы центральных органов власти.
Еще один формальный сдвиг — принятие Концепции государственной миграционной политики. Ее пытаются выработать еще с 1997 г. Однако все попытки наталкиваются на сопротивление тех или иных органов или представителей власти. 30 мая 2011 г. не Верховной Радой (как это должно быть), а указом президента «Концепция государственной миграционной политики» наконец принята.
Что ж, даже беглый взгляд на проблемы, сопровождающие процессы трудовой миграции в Украине, позволяют сделать определенные выводы.
Во-первых, процесс трудовой миграции более-менее стабилизировался, институционализировался, украсился мифами и получил крепкую репутацию острой национальной проблемы. Эта проблема горячо дискутируется в политических, журналистских и экспертных кругах.
Во-вторых, сегодня армия трудовых мигрантов не растет и не уменьшается. В эпоху глобализации и особенно сегодня, когда мировой финансово-экономический кризис охватил практически все страны мира, опыт, полученный трудовыми мигрантами на зарубежных рынках труда, неоценим и достоен глубокого изучения и применения.
В-третьих, самое грустное: современную государственную миграционную политику Украины вряд ли можно назвать адекватной в разрезе вызовов, возникающих перед страной.
Богдан ЮСЬКИВ. «Зеркало недели», 24 февраля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)