Количество суицидов во всем мире - это один из показателей качества жизни в конкретной стране
С подростковыми суицидами начинают бороться, только когда кто-то шагнет с крыши.
Вы верите в цифры? Если да, то они вас явно не обрадуют. Статистика показывает, что по числу подростковых самоубийств Россия сегодня стоит едва ли не на первом месте в мире. Ежегодно сводят счеты с жизнью около двух тысяч несовершеннолетних. По взрослым самоубийствам мы лидировали в 90-е годы, сейчас их количество немного снизилось.
При этом до сих пор в нашей стране никто самоубийства досконально не изучает. Хотя количество суицидов во всем мире - это один из показателей качества жизни в конкретной стране. В Америке по этой теме выходят научные трактаты, я знаю несколько журналов, посвященных суициду. А у нас - одна-две публикации в год. Как бороться с этим явлением, начинают размышлять только после того, как очередной мальчик или девочка прыгнет с крыши. Потом все снова затихает до следующего раза. Сейчас предлагают ввести в школах курс лекций для подростков и закрыть в Интернете "клубы самоубийств". Это, конечно, хорошо. Для детей, склонных к суициду, подобные сайты могут послужить детонатором, подсказкой для выхода из тупика. Но, закрыв несколько сайтов в Интернете, мы вовсе не решим проблему. Да и лекции в школах могут быть формальными - для галочки. Повезет, если психолог окажется достаточно грамотным, чтобы объяснить детям, что смерть - это серьезно и навсегда. А если нет?
Необходимо исследовать, какие факторы влияют на самоубийство. Тут множество нюансов. Есть разница между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Есть закономерности, которые иногда объяснимы, а иногда нет. На юге самоубийств всегда меньше, чем на севере: Греция, Италия и Испания не дают такого уровня самоубийств, как Северная Германия и так далее. В католических странах меньше самоубийств, чем в протестантских. Среди творческих людей самоубийств вроде бы больше, но они ведь и живут немножечко по протестантским законам, сами по себе. Какое количество ваших друзей, родственников и близких людей готовы вас поддержать, имеют с вами эмоциональные связи? Как влияет генетика, а как средства массовой информации? Суициды заразны. В психологии существует так называемый эффект Вертера - по названию романа Гете "Страдания юного Вертера", в котором герой кончает жизнь самоубийством. В XVIII веке, когда книга вышла, по Европе прокатилась волна самоубийств среди молодежи. Потому что множество людей юного возраста, переживавших аналогичные проблемы, узнали способ их решения. И сейчас, когда суициды широко освещаются, возникает масса подражателей.
Психологов нужно учить, на что в первую очередь обращать внимание в работе с подростками. В классе, например, сидят и те, кто вообще этой темой не увлекается, и те, кто уже пытался с собой покончить. Есть верующие, а есть атеисты. Национальность также имеет значение. Со всеми этими группами необходимо по-разному работать. А иначе можно принести только вред. Школьные психологи - вещь замечательная, и я двумя руками "за". Но только если это правильно используется. Очень часто директора школ пытаются превратить штатных психологов в своего рода доносчиков. А это все очень тонкие материи. Нужно продумывать, как подросткам конфиденциально обратиться к специалисту, чтобы было не стыдно. Вы гордо всем жалуетесь, что вам вырезали аппендицит. А скажете, что лечитесь у психиатра? В школе у детей с этим большие проблемы. Мы можем говорить сколько угодно, что Маше или Пете нужно к психологу. Но многие ли пойдут? Наверняка многие и хотели бы, но боятся или стесняются. Школьное сообщество, сами подростки - достаточно злые. И если назовут человека "психом" - это прозвище так за ним и будет идти.
То есть нужно действовать не наобум, а вместе со специалистами создавать методики, проводить скрининги, вычленять группы риска. И уже с ними активно работать. Это делается во всех странах. И это, как показывает практика, достаточно эффективно. У нас же на исследования в области психологии денег практически не выделяется. Я понимаю, что чиновникам гораздо выгоднее потратить средства на закупку какого-то дорогостоящего оборудования. Или отчитаться о растущих показателях. Между тем проблема с ростом нервно-психических заболеваний среди детей огромная. Их стало больше. Зайдите в школу и поспрашивайте учителей. Они сомневаются в психическом здоровье половины своих детей. Военные ворчат: все чаще приходится отбраковывать новобранцев из-за состояния психического здоровья. А Минздрав стыдливо делает вид, что этих вопросов как бы не существует. Сейчас мы выхаживаем новорожденных весом в 500 граммов. Большая часть этих младенцев в будущем составит группу риска для родителей, психиатров, невропатологов. Поинтересуйтесь: есть ли какая-то специальная программа по психологической адаптации для этих ребят? Нет. И так все время. Мы делаем упор на технологические, пиаровские вещи. А о простой, будничной работе забываем. До той поры, пока опять кто-нибудь не бросится с крыши.
Сергей ЕНИКОПОЛОВ. «Профиль», 29 февраля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)