Нодар Мосаки: Курды и езиды в российской переписи 2010 года
На сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) опубликованы "Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года". Численность населения России составила 142856536 человек, в т.ч. городского населения 105313773, сельского населения - 37542763 человек.
Количество лиц, назвавшихся в ходе переписи по национальности курдами, составило 23322 человека (0,02% населения России), из них горожан 4095 человек (по переписи 2002 г. - 4505 человек), сельских жителей - 19137 человек (15102 человек). Численность курдов по сравнению с переписью 2002 г. выросла на 18%. Численность горожан среди курдов уменьшилась. Если в 2002 г. среди лиц, назвавшихся курдами, горожане составляли 23%, то в 2010 г. - лишь 18%. Таким образом, для лиц, назвавшихся курдами, характерен процесс рурализации. Это связано не только с абсолютным ростом сельского населения, но и абсолютным уменьшением численности горожан. Вряд ли рурализация курдов (тех, кто назвал себя в ходе переписи курдами), уровень урбанизации которых примерно в 4 раза меньше общероссийского (в России в целом в городах проживает 74% населения), связана с имеющимися в некоторых развитых странах для части населения процессами рурализации по экологическим соображениям или идейным мотивам. Высокая доля сельского населения среди курдов обусловлена тем, что курды-мусульмане, составляющие большинство лиц, назвавшихся по переписи курдами (об этом далее), до переезда в Россию проживали в основном в сельской местности, а не в крупных городах, имеют относительно низкий уровень образования. Это касается выходцев как из Армении, так и Азербайджана, Казахстана и Киргизии.
С точки зрения уровня образования, по курдам и езидам полных данных не имеется, по 2010 г. в разрезе национальностей сведения пока не опубликованы. В материалах, опубликованных по итогам переписи 2002 г., указан лишь уровень образования курдов Краснодарского края (1). Курды отличаются от других национальностей существенно более низким уровнем образования. Согласно этим данным, численность курдов в крае в возрасте 15 лет и старше составляла 3434 человек (в т.ч. городское население - 397 человек), из них ни один не имел послевузовского образования, 131 имели высшее образования, 37 - неполное высшее, 194 - среднее профессиональное, 232 - начальное профессиональное. 2722 человек имели различные уровни общего образования. Доля среди курдов лиц с высшим образованием составляла 3,8%, в целом по краю - 14,3%. Неграмотных в крае насчитывалось 0,5%, среди курдов - 2,8%. Таким образом, образовательные показатели курдов в 2002 г. в Краснодарском крае были ниже показателей иных национальностей в 4-5 раз.
Наиболее крупные общины курдов имеются (полные данные по всем национальностям по всем регионам пока недоступны) в Краснодарском крае - 5899 (0,1% населения края). В 2002 г. в Краснодарском крае по переписи проживало 5022 курда (прирост на 17%), что сопоставимо с естественным приростом. В Адыгее в 2010 г. перепись насчитала 4528 человек (1,1% населения республики), в то время как в 2002 г. - 3631 человек (прирост на 25%).
Количество лиц, назвавшихся в ходе переписи 2010 г. езидами (напомню, что в список "Национальный состав населения" езиды были включены во время первой российской переписи в 2002 г.) составило 40586 человек (или 0,03% населения России), в том числе горожан 22452 человека, сельчан - 18134 человек. В 2002 г. "езидами по национальности" назвались 31273 человека, в т.ч. горожане 19120 человек, сельчане - 12153 человека. То есть количество лиц, назвавшихся по национальности езидами, выросло в России на 30%, в т.ч. численность горожан выросла на 17%, сельского населения - на 49%. Таким образом, более высокий рост сельского населения среди лиц, назвавшихся езидами, привёл к тому, что, если в 2002 г. горожан среди них было 61% (то есть уже тогда значительно ниже, чем в целом по России), то в 2010 г. этот показатель составил 55%. То есть и для общности, состоящей из лиц, назвавших себя езидами, наблюдался процесс рурализации.
Из опубликованных Росстатом данных в разрезе национальностям по регионам видно, что в Ярославской области, считающемся одном из наиболее важных расселений езидов, проживает 3287 человек, которые назвали себя по национальности езидами (0,3% населения области). Возможно, в некоторых областях численность езидов или курдов выше, чем в Ярославской области (езидов) или в Краснодарском крае и Адыгее (курдов), однако уже сейчас можно определить потолок этой численности. Например, из опубликованных Росстатом данных следует, что в Саратовской области численность курдов и езидов менее 5738 человек (по каждой "национальности) - это численность чеченцев, занимающих там 11-е место по численности среди национальностей. Однако следует отметить, что лидеры и активисты курдских общественных организаций уверены, что в Саратовской области проживают не менее 10 тыс. курдов (правда, включая езидов) и лишь на юге области, недалеко от границы с Казахстаном, проживают (некоторые не имея российского гражданства) несколько тысяч переселившихся из Средней Азии и Казахстана курдов.
О стремительном росте курдского населения в Саратовской области пишут и некоторые СМИ (2), для которых характерен "язык вражды". Курдским языком, согласно переписи 2010 г., владели 34699 человек. Существенное превышение (на 50%) численности лиц, владеющим курдским языком над количеством лиц, назвавшимися курдами, обусловлено тем, что часть лиц, записавших себя по национальности езидами, могла назвать владение курдским языком; кроме того, в ходе обработки данных, численность лиц, назвавших себя владеющими "езидским языком" (форма Росстата для возможных ответов при переписи предусматривала такой ответ (3)), очевидно, была отнесена к людям, знающими курдский язык. То есть Росстат России (и, можно сказать, российские власти) считают, что езиды являются отдельной национальностью (поскольку сами так самоидентифицируют себя), но их языком является не "езидский язык", поскольку такового не существует (4), а курдский язык. Теоретически владение курдским языком могли назвать и лица, не записавшиеся курдами или езидами, однако вряд ли счёт таких лиц может идти на тысячи.
В 2002 г. владение курдским языком назвали 36,6 тыс. человек. То есть, среди потенциальной совокупной курдоязычной массы (курды и "езиды") доля владеющих курдским языком составляла в 2002 г. 72%. По переписи 2010 г. этот показатель составил 54% (5). Однако и он, по моему мнению, сильно завышен, поскольку во время проведения переписей представители этнических меньшинств зачастую отмечают владение языком своей национальности не в качестве реального факта, а в подтверждение идентичности, что неоднократно отмечалось российскими этнологами. Кроме того, не был отмечен уровень владения языком. Если говорить о свободном владении курдским языком, т.е. использовании его при любых видах коммуникации, получении и передачи информации (посредством электронных и печатных СМИ), чтения художественной литературы, то число таких людей по самым завышенным оценкам вряд ли превышает полсотни, т.е. около 0,1% совокупного числа курдов и "езидов" России. И часть езидов (в частности, в Самарской области) (6) в 2002 г. признавала это обстоятельство, указывая, что никаким иным языком кроме русского не владеет. Видимо, правомерно отказаться в отношении курдов (езидов) России (а также курдов или езидов Грузии и некоторых других стран) применения термина "родной язык" в отношении лишь курдского языка, поскольку значительная часть курдов по инерции называет таковым курдский (или езидов "езидский"), в то же время зачастую не владея им. Поэтому более правильным было бы введение категории "основной язык общения" (7). Основным языком общения среди курдов и езидов России является среди молодёжи русский, среди выходцев из Армении - частично, курдский и армянский. Курдский язык широко используется, как правило, лишь в общении с лицами пожилого возраста, родившихся в 30-х-40-х годах ХХ в. Молодёжь почти полностью (особенно выходцы из Грузии) русскоязычна.
Примечательно, что видные курдские деятели современной курдской общины России (в основном выходцы из Грузии) в семье и в быту (то же самое, естественно, касается других видов коммуникации и познания), как правило, общаются только по-русски, а их дети лингвистически ничем не отличаются от этнических русских. То же самое касается даже детей выходцев из этнического Курдистана. Услышать полноценную беседу на хорошем курдском языке между лицами молодого возраста в России можно лишь очень редко.
Указанная тенденция (языковая русификация) будет усиливаться. С 70-х гг. ХХ в. среди курдов и езидов СССР, а ныне постсоветского пространства, наблюдается такой процесс, как резкое уменьшение количества людей, владеющих лишь курдским языком (сегодня таких практически не осталось) и резкое увеличение лиц, владеющих лишь русским языком (похожие процессы, связанные с переходом на турецкий язык, особенно активно протекают в Турции).
Таким образом, в скором времени большинство потенциально курдоязычной группы (то есть лиц, записавшихся курдами или езидами) станет полностью русскоязычными, что в настоящее время и так в большинстве своём характерно для выходцев из Грузии.
Отмечу, что, возможно, часть лиц, которая могла назвать в ходе переписи себя курдами или езидами, не приняла в ней участие (особенно это может касаться лиц, не имеющих гражданство России и т.д.) и их численность в действительности выше. Кроме того, более 5,6 млн не указало свою национальность (в 2002 г. таких было 1,46 млн). Таким образом, чисто теоретически количество лиц, которые могли бы назваться курдами или езидами, могло быть выше. Однако, представляется правомерным анализировать именно имеющиеся данные, а не предполагаемые. В любом случае можно отметить, что называемые различными курдскими популистами, как правило, не интересующимися статистикой, мифические (нереально завышенные данные) о курдском населении в России в несколько сот тысяч (а то и выше), нисколько не соответствуют действительности. Примечательно, что вслед за ними повторяют мифические данные о численности курдов и известные и респектабельные турецкие учёные. Так, проф. Догу Эргиль в июле 2010 г. в одной из своих заметок писал о том, что "в недавнем прошлом" на территории бывшего СССР проживало около 1 млн человек, а в России ныне численность курдов оценивается в 400 тыс. человек (8), что никак не соответствует действительности.
Для сведения отмечу также, что перепись 2010 г. насчитала в России "всего" 1,2 млн армян, 603 тыс. азербайджанцев, 158 тыс. грузин, 29 тыс. китайцев и т.д. Между тем, оценочные данные, особенно используемые при различных действиях в ходе нагнетания обстановки или этническими организациями, значительно выше. Однако в любом случае можно быть уверенным, что вряд ли Росстат не включал в графу "курды" или "езиды" (для намеренного занижения их численности) лиц, которые себя назвали таким образом.
Рост численности курдов и "езидов" резко замедлился. Если в 1989 г. на территории России проживало 4724 курдов (в переписи 1989 г. езиды в качестве национальности не выделялись), то в 2002 г. численность лиц, записавшихся курдами или езидами (сравниваю таким образом для корректности сопоставления), составила 50880 человек, то есть выросла в 11 раз.
При этом в некоторых регионах, где находятся наиболее крупные на территории России общины курдов и/или езидов, этот показатель был ещё выше. Так, в Ставропольском крае численность лиц, назвавших себя по национальности курдами или езидами, выросла в 2002 г. по сравнению с 1989 г. в 32 раза (3676 против 115) (9), в Саратовской области - в 45 раз (3210 против 72) (10), в Ростовской области - в 65 раз (2193 против 34) (11). Такой прирост, конечно же, был связан в основном с эффектом низкой базы. Например, в Краснодарском крае, где количество лиц, назвавших себя по национальности курдами или езидами, увеличилось в 2002 г. по сравнению с 1989 г. на 7,2 тысячи, рост составил "всего" в 4,2 раза (12).
Таким образом, если в 1989-2002 гг. (то есть за 13 лет) количество курдов и езидов выросло в России в 11 раз, то за 8 последующих лет (2002-2010 гг.) численность людей, назвавшихся курдами и езидами, лишь в 1,25 раза. Представляются, что дальнейшие темпы роста (к следующей переписи, которая, наверное, пройдёт через десятилетие) также будут примерно соответствующими, поскольку миграционный потенциал практически исчерпан, а естественный прирост курдов и езидов в последние десятилетия сильно снизился (особенно в городах) и для них массово стали характерны 2-3-детные семьи при наличии и бездетных лиц (чего ранее не наблюдалось) и 1-детных семей.
Анализируя данные о национальном составе переписи, а именно в части курдов и "езидов", можно сделать следующие предположения:
1. Курдами по национальности назвали себя в основном курды-мусульмане (по нашим оценкам, среди курдов потомков курдов-мусульман не менее 95%), а также небольшое количество лиц, являющихся по происхождению с религиозной точки зрения потомками езидов (наверное, несколько сот человек). Численность этих лиц невысока, поскольку количество курдов-мусульман среди 23 тысяч, вряд ли менее 20-22 тысяч. Лица, назвавшиеся по национальности курдами, но не являющиеся мусульманами, в основном это люди, являющиеся потомками езидов по вероисповеданию, интеллигенция и/или (что зачастую совпадает) лица, активно сотрудничающие с известными курдскими организациями и участвующие в курдских (можно даже сказать - панкурдских) мероприятиях. При этом отмечу, что эти лица играют наиболее важную роль в курдской общине России. Можно даже сказать, что в целом в России наиболее успешные в России курды (в бизнесе, политике, среди чиновничества, в науке), как правило, являются не курдами-мусульманами, а курдами-езидами (собственно так они себя, как правило, идентифицируют), преимущественно родом из Грузии, но также и из Армении.
2. Подавляющее большинство лиц, являющихся потомками людей, исповедующих езидизм, назвались по национальности езидами - не менее 95%, т.е. практически все, за исключением наиболее видных своих представителей - слоя интеллигенции, бизнесменов, различных профессионалов. При этом это касается как выходцев из Армении, так и из Грузии.
3. Практически все курды или "езиды", являющиеся выходцами из Грузии, являются в России горожанами (проживая в основном в столицах и областных центрах), что обусловлено тем, что в Грузии они проживали в подавляющем большинстве в Тбилиси и не приспособлены к сельскохозяйственному труду, широко вовлечены в профессии, характерные для городов, практически все свободно владели русским языком ещё до переезда в Россию. Для них русский язык является фактически родным. Именно для них характерен очень высокий уровень адаптации, можно даже говорить об ассимиляции. Численность выходцев из Грузии (и их потомков) около 10-15 тысяч.
4. Среди выходцев из Армении как курдов, так и "езидов" преобладают сельчане, что также обусловлено их дороссийским происхождением и проживанием в сёлах. Однако и среди выходцев из Армении имеются жители городов (в значительной степени небольших российских городов), но в том числе и крупных, хотя и в меньшей степени. Численность "езидов" выходцев из Армении (и их потомков), составляет 20-30 тысяч. Некоторая часть, назвавшихся по национальности езидами, родом из Армении, но эмигрировали в Россию транзитом из Грузии.
5. Доля сельского населения среди лиц, назвавшихся езидами, росла в связи с резким уменьшением после 2002 г. (в том числе и в немалой степени связи с ухудшением российско-грузинских отношений) притока выходцев из Грузии. Миграционный прирост среди "езидов" преимущественно приходится на выходцев из Армении, переселяющихся в российские сёла и занимающихся в основном животноводством, а также мелким и средним бизнесом (преимущественно торговлей) и строительными работами. Нередко они селятся даже в заброшенных сёлах, возрождая в них жизнь и социально-экономическую активность.
6. Среди лиц, назвавших себя в ходе переписи по национальности езидами, исповедуют езидизм (или точнее - не приняли иную веру, то есть, как правило, христианство или различные секты) далеко не 100%. По различным оценкам, численность таких людей может колебаться в рамках 20-60%.
Между тем по канонам езидизма они не могут называться езидами. Однако следует отметить, что ситуация в этом вопросе теоретически может измениться. Речь идёт о начале фактически революции в езидизме, для которого последние тысячу лет были характерны ригидность норм. Начало этой революции, имеющей целью учёт современных реалий, оказалось практически незаметной для многих наблюдателей.
В начале ноября Духовный совет езидов Грузии объявил, что "с благословения главы езидов эмира Шейхана и езидов всего мира Мир Тахсин-бега, духовного главы езидов Ахтийаре Марге и Высшего Духовного Собрания езидов, учитывая современные реалии и вызовы, с которыми сталкивается езидская община Грузии принято решение: позволить членам езидской общины, которые по разным причинам перешли в другие вероисповедания, возвращение в веру отцов и дедов. Данное позволение распространяется только на лиц, не нарушивших брачного запрета. Решивший/ая вернуться должен обратиться к Духовному совету езидов в Грузии с просьбой о принятии его обратно в лоно религии предков. Духовный совет будет принимать решение о возвращении индивидуально в каждом случае по результатам собеседования с желающим". Таким образом, лицам, принявшим иные религии (в основном христианство), можно будет вернуться в езидизм"(13).
Что из этого следует?
Очевидно, речь идёт о разрушении жёстких рамок езидизма (речь идёт о разрушении в нейтральном смысле, без знака "+" или "-"). Если такое возможно для езидов Грузии, значит, такое должно быть (или хотя бы, может быть) возможным также для езидов, например, Армении, России, Ирака, стран Европы и т.д. То есть люди, исповедующие езидизм, понимают, что принимая иные религии, они могут всегда вернуться в езидизм. Хотя в качестве условия ставится ограничение по брачному запрету, указанный фактор является сложным (как, собственно и непосредственно религиозные практики) для определения в связи с многочисленными формами (плюрализмом) в современном мире отношений (такие как браки, "гражданские браки", различные незарегистрированные формы сожительства или даже отношения при отсутствии сожительства). Тем более, что в "христианских государствах" для мужчин езидского вероисповедания характерно почти полное отсутствие ограничений на различные виды отношений с женщинами, что весьма широко и практикуется ими. По-видимому, в скором времени и этот фактор будет приведён в соответствии с современными реалиями. Тем более, что подобное решение было принято в связи с пониманием езидского духовенства в Грузии, что при продолжении текущих тенденций (христианизации) оно (духовенство) просто останется без паствы.
Однако представляется, что вряд ли подобное решение духовных лидеров езидов серьёзно повлияет на изменение религиозной ситуации среди потомков бывших езидов (это является темой отдельного исследования).
Исходя из изложенного, можно сделать некоторые выводы:
1. Реальное количество курдов и езидов далеко от широко распространённых мифических оценок.
2. Рост численности курдов и езидов в России сильно замедлился и далее будет замедляться.
3. Происходит сильная лингвистическая ассимиляция курдов и езидов в России, фактически они стали преимущественно русскоязычной общиной. При этом для выходцев из Грузии этот процесс практически подошёл к завершению, за этим следуют курды и езиды из Армении, Казахстана и др. стран. Как и в целом в мире, лингвистическая ассимиляция курдов и езидов в России прямо пропорционально уровню образования. По-видимому, в скором будущем можно будет говорить не только о русскоязычных курдах или езидах, а станут наблюдаться процессы, когда ассимилированные в лингвистическом отношении ассимилируются и этнически.
4. Лица, называющие себя по национальности езидами, воспринимают езидство преимущественно не как религию, а как национальность.
(2) Цветкова Ю. Курды - коренным жителям: "А под Саратовом будет Курдистан!" // "Комсомольская правда", 29.08.2011. http://kp.ru/daily/25743.5/2731464/. Особую роль в показе стремительного роста численности курдов должен был сыграть пример курдского старейшины, имеющего 17 детей и 102 внуков и правнуков. (Там же).
(3) А также, например, "изидский", "йезидский" и т.д. Список предусматривал 855 вариантов названия языка. (См. Приказ от 27ю01ю2010 № 74 МЭРТ РФ "Об утверждении нормативно-справочных документов для автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2010 года и подведения её итогов по вопросу 7 и вопросам раздела 9 переписного листа формы л"). Напомню, что вопрос 7 звучал: Ваша национальная принадлежность по самоопределению в соответствии со ст. 26 Конституции РФ. Раздел 9 назывался "Владение языками", включая подразделы 9.1 "Владеете ли Вы русским языком?", 9.2. "Какими иными языками Вы владеете?", 9.3. "Ваш родной язык". Статья 26 Конституции России гласит: Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. (пункт 1). Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. (пункт 2)
(4) Однако отмечу, что в одном из Определений Верховного суда России дважды употребляется термин "езидский язык": Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2008 № 39-008-4.
(5) Сходные процессы характерны и для других народов. Например, армян насчитывается в России 1.182 тыс. человек, в то время как армянским владеет 661 тысяча человек, азербайджанским - 473 тысячи (при численности азербайджанцев в 603 тысячи).
(6) Мухаметшина Н.С., Жидкова С.К. Самарская область: этнокультурные доминанты и новые тенденции // Этнокультурный облик России. Перепись 2002. (Отв. ред. Степанов В.В., Тишков В.А.) / Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: "Наука", 2007. С. 209. [202-209])
(7) О предложениях российских этнологов о введении в листы переписи России вместо категории "Родной язык" категории "основной язык общения" см., например: Чешко С.В. Перепись населения: кого считать и как считать? // "Этнографическое обозрение", 2000, № 4. С. 89. [82-90]
(8) Ergil D. Russia, Syria and the Kurds // Today's Zaman, 21.07.2010.
(9) Этнический состав населения Ставропольского края по данным переписей населения 1989 и 2002 годов см. по: Аствацатурова М.А. Ставропольский край: перепись населения как этнодемографический мониторинг // Этнокультурный облик России. Перепись 2002. С. 404. [400-411])
(10) Мокин К.С. Саратовская область: этническая динамика и общественные фобии. // Этнокультурный облик России. Перепись 2002. С. 214. [211-218])
(11) Этнический состав населения Ростовской области по данным переписей населения 1989 и 2002 годов см. по: Хопёрская Л.Л. Ростовская область: рост этнического многообразия // Этнокультурный облик России. Перепись 2002. С. 393. [385-399])
(12) Этнический состав населения Краснодарского края по данным переписей населения 1989 и 2002 годов см. по: Савва М.В. Краснодарский край: боязнь "троянского коня" // Этнокультурный облик России. Перепись 2002. С. 320. [316-326])
(13) Постановление о возвращении в лоно езидской религии // www.sarhad.ge, 06.11.2011.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)