«Регулирование демографии — оскорбление для развивающихся стран»
Профессор МГИМО Олег Барабанов о том, как сделать жизнь всех жителей Земли немного лучше
По оценкам экспертов ООН, в конце октября 2011 года население Земли достигнет 7 млрд человек. Не устарела ли традиционная система ООН, и может ли вообще какая-то надправительственная организация управлять таким количеством людей? Ответ на этот вопрос «МН» попробовали найти в беседе с завкафедрой политики Евросоюза и совета Европы МГИМО Олегом Барабановым.
— Такая масса людей на нашей планете. Реально ли ею управлять или стоит забыть об этой идее?
— Шестью, семью и даже большим количеством миллиардов возможно управлять. Более того, я согласен с полуофициальной позицией ООН, которая основывается на том, что неполиткорректно ставить вопрос о перенаселенности Земли и о грядущей нехватке ресурсов. Это противоречит основополагающим правам человека — праву на жизнь и праву на развитие. Тема перенаселения чревата конфликтами и еще большей дестабилизации политики в мире. Поэтому речь идет не о том, что людей много и что скоро всем им нечего будет есть, а о том, как эффективно наладить процесс управления и регулирования в мире, чтобы все имели доступ к ресурсам, питьевой воде, пище, образованию, здравоохранению и другим социальным благам. Как раз в этом направлении строится деятельность международных организаций.
Например, ООН уже давно занимается вопросом роста населения. Организация ведет политику содействия развитию, которая в первую очередь призвана обеспечить равный доступ к здравоохранению. Сюда относится и гигиеническая просвещенность. Другое очень важное направление работы ООН — преодоление цифрового разрыва. Очень важно, чтобы все население Земли имело доступ к интернету, компьютерам и новым технологиям, которые сегодня во многом определяют развитие человечества. Неважно, где ты живешь, — если у тебя есть полноценный доступ в интернет, ты можешь дистанционно учиться, списываться с ведущими компаниями и развиваться. Каждому из 7 млрд интернет предоставляет более или менее сравнимые возможности.
— Какие прогнозы делают международные организации относительно роста численности населения?
— Когда в 2000 году население планеты достигло 6 млрд человек, ООН опубликовала специальный доклад, в котором демографы сделали прогноз на 50 лет вперед. По самым пессимистичным оценкам, в 2050 году население Земли вырастет до 13-14 млрд, то есть практически удвоится по сравнению с сегодняшними показателями. Прежде всего рост продолжится за счет увеличения рождаемости и продолжительности жизни в беднейших странах мира. Но существуют два фактора, которые могут помешать этому. Первый — жесткая демографическая политика, которую стали проводить страны второго демографического взрыва, такие как Китай, Индия и другие. Знаменитый китайский лозунг — лучше один ребенок, но качественный — свидетельствует об этом. А вторая вещь, о которой не принято говорить вслух, — это СПИД. Он выкашивает население среднего возраста в беднейших странах Африки, а именно там сейчас наблюдается исключительно высокий темп рождаемости. СПИД, как это ни грустно, является союзником в деле стабилизации роста численности человечества. Демографы предполагают, что если все пойдет по второму сценарию, население Земли к 2050 году будет зафиксировано на уровне 9 млрд человек. Что, конечно, может значительно снизить остроту проблемы дефицита ресурсов и доступа к социальным благам.
— С какими проблемами чаще всего сталкиваются международные организации, пытаясь глобально влиять на демографическую ситуацию?
— Когда развитые страны говорят всем, что мир должен меняться, что мир должен проводить жесткую экологическую или демографическую политику и соотносить рождаемость с экономическими приростами, тогда развивающиеся страны совершенно обосновано воспринимают это как оскорбление. Потому что развитые страны «золотого миллиарда» во времена своего экономического становления не обращали никакого внимания ни на экологию, ни на демографию, а достигнув всех благ, вдруг отказывают в этом праве развивающимся странам. Подобные дискуссии моментально переводятся в плоскость этики, справедливости, в плоскость «двух миров» и так далее.
Второе важное противоречие затрудняющее консенсус в глобальном регулировании демографии — это религия. Светский подход аргументирует к тому, что лучше иметь одного ребенка и дать ему лучшие стартовые возможности. Для религиозного мира каждая жизнь свята. И принимать какие-то меры по ограничению рождаемости с этой точки зрения крайне несправедливо, вне зависимости от того, насколько бедна или богата семья.
И еще одно, возможно, наиболее значимое препятствие для международных организаций — это восприятие глобального регулирования как угрозы для национальной безопасности. Часто этот страх подогревается постулатами об особой роли государства в мире, и об опасности «мировой закулисы». Некоторые государства стремятся отгородиться и тем самым жестко ограничивают развитие потенциала своих граждан. Яркий тому пример — попытки ограничивать доступ к интернету.
Мир нуждается в новой системе глобального регулирования, наделенной соответствующим объемом полномочий и легитимности. Прежде всего она должна быть независимой от конкретных государств. Только такая наднациональная система способна решать ключевые проблемы человечества и сделать жизнь всех людей на Земле легче и лучше.
Евгений ГЛАДИН. «Московские новости», 31 октября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)