Недавно финская пограничная служба заявила о том, что азиатка, задержанная в аэропорту Хельсинки - Вантаа, рассказала пограничникам, как без вида на жительство она прожила в Шенгенской зоне свободного передвижения около 14 лет. Иммиграционная служба депортировала эту женщину в родную страну с пятилетним запретом на въезд в Шенгенскую зону.
Что представляет собой Шенгенская зона?
До 1914 года из Парижа в Санкт-Петербург можно было доехать без паспорта. В конце Первой мировой войны практика выдачи паспортов и выполнение их рутинных проверок на национальных границах сохранилась и стала нормой в Европе вплоть до создания Шенгенской зоны. Эта зона была образована по Шенгенскому соглашению, подписанному 14 июня 1985 года на речном судне "Принцесса Мария-Астрид", посередине реки Мозель, где пересекаются территории Франции, Германии и Люксембурга. В результате достигнутых договоренностей появилась Шенгенская зона Европы без границ, которая действует как единое государство для международных поездок с пограничным контролем для туристов, путешествующих и въезжающих в пределы зоны или выезжающих из нее, но без внутреннего пограничного контроля. На данный момент в Шенгенскую зону входят 25 европейских государств: все члены ЕС, кроме Ирландии, Великобритании, Болгарии, Румынии и Кипра, а также трех стран, не являющихся членами Европейского Союза - Исландии, Норвегии и Швейцарии. Она охватывает территорию с населением более 400 миллионов человек и площадью 4.312.099 квадратных километров.
Для управления этой зоной необходимо иметь большую и общую информационную сеть. Такой интеллектуальный потенциал, стоящий на службе Шенгенской зоны, есть - центральный компьютер, называемый Шенгенской информационной системой. Это огромная база данных, обновляемая национальными силами полиции информацией о миллионах разыскиваемых лицах - от террористов до преступников, занимающихся контрабандой наркотиков, и до нелегальных иммигрантов. Полиции любой страны Шенгенской зоны разрешено пересекать границы другого государства по горячим следам подозреваемого.
Новые проблемы под названием "арабские революции"
Угроза массовой миграции в Европу из Северной Африки и Ближнего Востока в результате арабских восстаний подвергла проверке целесообразность Шенгенского соглашения стран ЕС. После известных революций тысячи и тысячи мигрантов пытались добраться до берегов Европы и границ Шенгенской зоны. С 8 тысячами километров береговой линии и отчетов о снисходительности по отношению к мигрантам Италия была расценена как самое уязвимое место для Европы. В нынешнем году 30.000 человек высадились в Италии из Северной Африки, что привело к серьезному гуманитарному кризису. Миграционный коллапс вызвал дипломатические трения между Италией и ее европейскими соседями, особенно с Францией. В феврале нынешнего года венгерский президент ЕС призвал министров внутренних дел нескольких стран-членов "искать пути предотвращения наводнения Европы арабскими беженцами". Было признано, что это явление - проблема не только стран-членов в Южной Европе, но и всего ЕС.
Но Италии этого было недостаточно. Премьер-министр страны Сильвио Берлускони обвинил своих европейских партнеров в том, что они не принимают достаточных мер, чтобы помочь, а вместо этого раздразнили эмигрантов, выдав многим из них временные виды на жительство, что позволило последним свободно перемещаться по Шенгенской зоне 25 государств.
Напряженность в ЕС ослабла после того, как итальянский премьер и президент Франции Николя Саркози в ходе двусторонней встречи на высшем уровне договорились о том, чтобы вместе добиваться изменений Шенгенского договора и в определенных случаях допускать "временное восстановление" государственных границ.
Всего через несколько дней Дания объявила о том, что возобновляет проверки на границах со Швецией и Германией. Так что ради собственных интересов такая крошечная страна как Дания угрожает одному из основных принципов Европейского Союза - свободы передвижения. Дания пыталась восстановить пограничный контроль из-за растущей преступности. Это была своего рода сделка между правительством правоцентристского меньшинства в Копенгагене и яростными антимиграционными националистами Датской народной партии с целью обеспечения парламентской поддержки долгосрочному бюджету. Но правительство Германии дало понять, что открытая граница не должна быть принесена в жертву внутриполитическим причинам.
Некоторые представители Европейского парламента потребовали исключения Дании из Шенгенского режима. Баррозу - нынешний президент Европейской комиссии - также предупредил датчан о недопустимости принятия односторонних мер. Но датское правительство пообещало, что пограничный и таможенный контроль не будет распространяться на паспортный контроль, что совместимо с Шенгенским соглашением. Между тем Копенгаген планирует восстановление контроля, и к концу года собирается предоставить 35 миллионов крон (4 миллиона 700 тысяч евро / 6 миллионов 600 тысяч долларов США) для найма дополнительных сотрудников полиции и таможни. Датское правительство утверждает, что это "совместимо с Шенгенским соглашением".
Что дальше?
Итак, напряжение по-прежнему сохраняется. Как известно, весной этого года - 19 мая - министры внутренних дел и юстиции стран-членов Европейского Союза провели экстренное совещание в Брюсселе, посвященное будущему Шенгенской зоны. После встречи европейские министры внутренних дел согласились на "радикальный пересмотр" Шенгенского режима из опасений наплыва мигрантов из Северной Африки. По мнению некоторых европейских дипломатов, это может означать, что один из краеугольных камней единой, интегрированной Европы пошатнется. Потому что министры внутренних дел стран ЕС готовы приступить к радикальному пересмотру беспаспортного режима, известного как Шенгенская система, чтобы 25 правительств-участников смогли восстановить пограничный контроль. Изменение политики было инициативой Франции и Италии, которые в последнее время впали в панику из-за волны беженцев из Туниса и других африканских стран, восприняв враждебно новый поток мигрантов. Но 15 государств ЕС, подписавших Шенгенское соглашение, поддержали этот настрой, из присутствующих чиновников и дипломатов только четверо выступили против. Хотя между правительствами стран ЕС было достигнуто соглашение о сохранении Шенгенской зоны, Европейская комиссия поддерживает инициативу, по которой национальный паспорт и пограничный контроль могут быть снова введены лишь как крайнее средство, временно, в экстренных случаях.
После этого чрезвычайного заседания венгерский министр внутренних дел, который председательствовал на совещании, предупредил, что отдельным странам не должно быть позволено действовать в одиночку в принятии решений о восстановлении пограничного контроля. "Это может вызвать цепную реакцию и подорвать к нам доверие", - сказал он.
Новые члены в старой системе?
Несмотря на это напряжение, два члена ЕС - Румыния и Болгария - все еще выражают желание присоединиться в этом году к Шенгенскому соглашению. Президент Венгрии прилагает максимум усилий с целью убеждения государств-членов обсудить вступление Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону. Премьер-министр Венгрии считает расширение зоны более сложной задачей, потому что, как он заявил, "трудно отделить вопрос Болгарии и Румынии от вопроса миграционных потоков с юга, с особым учетом экономических иммигрантов". По его словам, в последние месяцы ЕС почти ничего не сделал в этой области, несмотря на то, что председательство предприняло все возможные шаги для решения указанной проблемы, которая в первую очередь касается присоединения Болгарии и Румынии. Хотя некоторые эксперты заявляли, что эти две страны будут готовы присоединиться к свободной зоне ЕС, Болгария, тем не менее, не смогла обеспечить безопасность своей границы с Турцией, и у них есть еще много проблем с коррупцией. А ЕС не может принять Румынию без Болгарии.
Тамас НОВАК, Тамас ТОРДАИ - "Третья Сила" (Будапешт). «REGNUM», 3 ноября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)