… о демографической ситуации на пространстве бывшего СССР
Экс-СССР в кластерах
Германские ученые сравнили демографическую ситуацию в 141 регионе постсоветского пространства
«Исчезающая мировая держава» — название подготовленного Берлинским институтом народонаселения и развития исследования, посвященного демографическим тенденциям на постсоветском пространстве. Ситуация в Азербайджане оказалась лучше, чем в России, что позволило германским экспертам поставить его вровень со странами Балтии.
То, что постсоветскими демографическими проблемами занялся именно берлинский институт, объясняется большой взаимозависимостью Европы и Германии, с одной стороны, и республиками бывшего СССР — с другой. «Мы сильно зависим от поставок, в первую очередь сырьевых ресурсов, — заметил на презентации доклада в германской столице директор Берлинского института народонаселения и развития, профессор Райнер Клингхольц. — А для германского экспорта постсоветское пространство представляет интересный рынок сбыта».
Уникальность представленной в Берлине работы в том, что впервые объектом исследования и сравнительного анализа стали не отдельные республики бывшего СССР, а постсоветское пространство в целом. Включая страны Балтии, которые в 2004 году вступили в Евросоюз.
Эксперты пришли к выводу, что демографические проблемы всех постсоветских европейских государств во многом схожи с теми, которые стоят перед Германией. После окончания второй мировой войны там наблюдался всплеск рождаемости, который в 1970-е годы сошел на нет. Послевоенное поколение уже выходит на пенсию, а следующее за ним — куда менее многочисленно. А в экс-СССР ситуацию резко обострил спад рождаемости в «лихие» 90-е.
Демографические процессы и на постсоветском пространстве в целом, и в самой России тоже проходят весьма неоднородно. Германские ученые сравнили ситуацию в 141 регионе на территории бывшего СССР и выделили пять типовых кластеров. По их прогнозам, в четырех кластерах численность населения будет и впредь сокращаться (но по разным причинам и в разной степени) и только в одном — расти. К этому самому благополучному с точки зрения рождаемости пятому кластеру демографы отнесли большинство стран Центральной Азии, а также российские Чечню, Туву и Алтайский край. Уровень рождаемости здесь сопоставим с показателями Северной Африки: женщины рожают в среднем 2,78 ребенка, что больше, чем необходимо для стабильного воспроизводства населения даже с учетом массового оттока жителей на заработки в другие регионы бывшего СССР. В ту же группу входят российская Тюменская область и юг Казахстана, которые благодаря добыче нефти стали «магнитом» для мигрантов.
Несмотря на низкую рождаемость, благодаря миграции удается более или менее сохранять и численность первого из пяти кластеров. В эту группу германские ученые включили Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск, Севастополь, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Краснодарский край, Татарстан, а также Белгородскую область, которая отличается активной миграционной политикой. Согласно прогнозу, снижение численности населения — благодаря его притоку извне — в этой группе в ближайшие 20 лет будет минимальным, а кое-где может наблюдаться даже небольшой прирост.
Третий кластер — регионы, в которых население сокращается из-за низкой рождаемости и старения общества. Это обширные регионы Беларуси и Украины, Центральная и Северо-Западная Россия, Красноярский край, где около пятой части населения — старше 60 лет. Пока эта группа на постсоветском пространстве преобладающая. И к 2030 году ситуация, скорее всего, изменится в худшую сторону: сокращение населения там будет весьма радикальным.
Четвертый кластер также будет становиться все более безлюдным, но по другим резонам. Люди покидают Крайний Север и Дальний Восток, Северный Казахстан и Молдову. На Сахалине, Камчатке и в Мурманской области миграционные потери составляют почти треть всех жителей. Неблагоприятную картину дополняет крайне низкая продолжительность жизни.
Профессор Клингхольц заострил внимание на следующей особенности: если во всех странах Восточной и Центральной Европы сразу после радикальных реформ уровень жизни повысился, а с ним и ее продолжительность, то в России сократились и рождаемость, и продолжительность жизни — вследствие ухудшения материального положения населения. Сейчас россияне доживают в среднем до 67 лет, как и в 1960 году. Это меньше, чем в Бангладеш, заметил Клингхольц.
Что касается Азербайджана, то он включен во второй кластер со сравнительно небольшими людскими потерями. На Северном и Южном Кавказе, в западных областях Украины и Беларуси чуть выше рождаемость и высокая продолжительность жизни — в среднем 72,2 года. Как говорится в исследовании, «наряду с благоприятными климатическими условиями высокая продолжительность жизни объясняется большим значением религии и этническим составом населения. Предотвращаемые случаи смерти, обусловленные злоупотреблением алкоголя, здесь встречаются существенно реже». Любопытно, что в ту же группу занесены благополучные во многих отношениях Латвия, Литва и Эстония.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)