… о краеугольных моментах современной российской миграционной политики
Миграция: квоты не защищают рынок труда
Споры о миграционной политике всегда споры о будущем. Обсуждаемый сейчас проект Концепции государственной миграционной политики эти споры не обошли. Что поставить во главу угла: ограничение притока иноэтничных мигрантов - выходцев из других социумов, с иными традициями и нормами поведения? Или, учитывая социально-экономические, геополитические, демографические вызовы, привлекать мигрантов? Ситуация более чем серьезна. По прогнозам всех демографов, сокращение численности населения России невозможно остановить без привлечения иммигрантов, причем в масштабах, существенно превышающих нынешние. Особо критично начавшееся масштабное сокращение населения в трудоспособном возрасте: вплоть до 2017 года оно будет ежегодно снижаться более чем на 1 млн человек.
Россия поставлена перед необходимостью достижения двух важнейших целей. Во-первых, надо стабилизировать численность постоянного населения страны. И во-вторых, обеспечить потребности экономики в рабочей силе нужной квалификации и подготовки. Особое значение приобретают вопросы адаптации трудовых мигрантов и интеграции иммигрантов, превращения последних в лояльных граждан. В проекте концепции декларируется, пусть и не впрямую, что Россия становится страной иммиграции.
Концепция не программа, это абрис, контуры будущей политики. Но эта политика в концепции должна быть, тем не менее, четко обозначена и понятна любому чиновнику и всем россиянам. Артикуляция целей, задач, принципов миграционной политики, обозначение основных направлений и программ, которые предстоит разработать, - сердцевина документа. Именно это и подлежит обсуждению.
Что же взорвало информационное пространство? Массмедиа и интернет-сообщество возбудило предложение Федеральной миграционной службы отменить квотирование разрешений на работу в России. Интерпретация такова: отмена квот поспешествует наплыву мигрантов, которые заполонят российские города и веси. Как будто нынешний механизм квот сдерживает приток мигрантов. Ни в коей мере: мигранты приезжают (у нас все-таки безвизовое пространство со странами СНГ) и находят работу. Но, не имея разрешения на работу, они вынуждены работать в теневой экономике.
Неэффективность системы квотирования признается всеми. Не может работать механизм, игнорирующий малый бизнес.
Реально ли, чтобы работодатель подавал заявку за год-полтора до того, как ему понадобится работник? Причем конкретной профессии и квалификации.
Квоты сегодня - это бесполезная работа сонма чиновников и немыслимых масштабов коррупция. Для неленивых: зайдите на любой поисковик - узнаете все расценки на разрешение на работу в пределах квот. Причем это будут настоящие документы, комар носа не подточит.
Отмена квот в нынешнем виде выведет мигрантов из тени, снизит коррупцию и их конкуренцию с местными работниками. Не уверен, что квоты должны быть отменены полностью. Пусть будут. Как инструмент регулирования, применяемый в исключительных обстоятельствах (резкого ухудшения ситуации на региональном рынке труда, по политическим соображениям и пр.). Но применяться этот инструмент, безусловно, не должен - подобно смертной казни, которую никто не отменял.
С меньшим энтузиазмом, но в том же ключе, обсуждается еще одна инициатива миграционной службы - отменить разрешения на временное проживание и сразу выдавать вид на жительство. Преподается эта новация как политика открытых дверей. Здесь как раз ясности меньше: дьявол скрывается в деталях.
Если просто отменить разрешения, это сузит возможности для готовых к натурализации мигрантов. Ведь сейчас разрешения на временное проживание в России получают менее 200 тыс. человек в год, а на постоянное - еще меньше. Может усилиться коррупция; и не факт, что отмена этого института упростит, а не усложнит положение тех, кто действительно хочет остаться в России.
Владимир МУКОМЕЛЬ, директор Центра этнополитических и региональных исследований. «Московские новости», 22 апреля 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)