Рейтинговое агентство Standard & Poor`s опубликовало полный рейтинговый отчет по РФ, обосновывающий текущий рейтинг страны на уровне ВВВ и его "стабильный" прогноз. В S&P не скрывают: основной "позитивный фактор", поддерживающий высокий рейтинг РФ,— "значительные природные ресурсы". Дорогое сырье обеспечивают низкий уровень квазигосдолга и значительный объем бюджетных резервов. При этом "большая часть" национального богатства уходит на финансирование экспорта, а рост ВВП не приводит к повышению продолжительности жизни населения — сырьевое богатство не конвертируется в социальные блага.
Текущая оценка суверенного кредитного рейтинга РФ Standard & Poor`s (S&P) находится на уровне BBB по обязательствам в иностранной валюте и ВВВ+ — в национальной валюте. ВВВ — последняя ступень инвестиционного рейтинга, обозначающая, что страна "достаточно способна" своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства. Но рейтинги группы В, в отличие от группы А, предполагают "более высокую чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях".
Согласно S&P, текущий рейтинг ВВВ является результатом "взвешенной" фискальной политики "в прошлые годы" и того, что РФ остается нетто-кредитором,— то есть активы государства превышают его обязательства. Но аналитики агентства считают, что к 2013 году при цене нефти $85 за баррель, вследствие роста предвыборных социальных расходов бюджета РФ превратится в нетто-должника. "В 2010-2013 годах чистый долг правительства вырастет на величину, превышающую 6% ВВП, и превысит 1% ВВП, что по любым меркам является низкой долговой нагрузкой",— говорится в отчете. Но в S&P отмечают, что в 2010 году при росте номинальных расходов расширенного правительства в годовом выражении "всего на 8%" "ненефтяной" дефицит оценивался в 13% ВВП, что "намного превышает среднесрочный плановый показатель — менее 5% ВВП".
Пока среднесрочный прогноз рейтинга РФ (до 2013 года) остается "стабильным". В S&P не скрывают, что его обеспечивают главный позитивный фактор — "значительные природные ресурсы" — и сопутствующая ему взвешенная фискальная политика, обеспечивающая "низкий, хотя и повышающийся" уровень квазифискального долга и "снижающийся, но все еще значительный" объем бюджетных резервов. Главный фактор на другой чаше весов — "низкий уровень подотчетности политических, правовых и экономических институтов". Ему, в свою очередь, сопутствуют сырьевой экономический рост, "значительный объем условных обязательств, включая обязательства, связанные с негативными демографическими тенденциями". Кроме того, как считают в S&P, именно низкий уровень подотчетности институтов, а не высокая доля госсектора в экономике (госхолдинг Temasek контролирует 24% публичных компаний в Сингапуре), препятствует притоку прямых иностранных инвестиций.
Авторы отчета отмечают, что среднесрочные показатели экономического роста РФ "практически полностью" зависят от цен на сырье, а долгосрочные перспективы "по-прежнему неопределенны". По оценкам S&P, в 2003-2010 годах "большая часть национального богатства РФ", созданного главным образом за счет доходов от нефтегазовой отрасли, уходила на финансирование реального экспорта, "который в указанный период удвоился". При этом рост цен на нефть (с $16 за баррель в 1998 году) "не был использован для повышения качества материальной базы инфраструктуры" (в том числе автомобильных дорог, услуг здравоохранения, обороноспособности или системы образования). "Несмотря на разовые вливания средств в эти области в рамках нацпроектов, устойчивое финансирование, направленное на достижение стабильного повышения качества общественных услуг, с нашей точки зрения, отсутствовало,— отмечают в S&P.— Вместо этого значительная часть (хотя и намного менее 100%) допдоходов от продажи нефти была сохранена и аккумулирована в двух резервных фондах, составляющих в совокупности 8% ВВП (на конец марта 2011 года)".
Отметим, наличие резервных фондов во многом и позволяет обеспечить дополнительный позитивный вклад в суверенный рейтинг РФ. Но, как считают в S&P, в отличие от стран Азии, Латинской Америки и Северной Африки (их рейтинги также находятся на уровне BBB), сырьевой "высокий рост ВВП в России в 1978-2008 годах не сопровождался повышением ожидаемой продолжительности жизни". Именно высокая смертность населения в РФ (в два раза больше, чем в странах ОЭСР) определяет отрицательную демографическую динамику. Это кроме прочего становится дополнительным ограничением для экономического роста и накладывает дополнительные расходные обязательства на бюджет — по оценкам S&P, в объеме более 12% ВВП в 2010-2050 годах (см. график).
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)