Конфликты между коренными и некоренными жителями в столице и других российских мегаполисах носят этнический характер. Снизить накал напряжения можно, если вместо иностранных гастарбайтеров привлекать в крупные города жителей российской глубинки. Безусловно, возродить «лимитный поток» в том виде, в каком он существовал в советское время, сейчас было бы безумием. Но продуманная политика внутренней миграции если не полностью снимет, то минимизирует противостояние коренного населения мегаполисов и гастарбайтеров из стран ближнего зарубежья.
Привлекать работников из дотационных регионов в столицу и другие мегаполисы следует на основе трехстороннего договора: между принимающей стороной (предприятие, которое действует на основе квоты, предоставленной региональным правительством), отправляющей стороной (правительство региона, в котором работник проживает) и самого работника при согласии всех совершеннолетних членов его семьи.
К примеру, московское предприятие, прежде чем получить квоту, должно будет обосновать перед правительством Москвы невозможность или нецелесообразность набора подобных работников среди жителей столицы. Предприятие также обязано предоставить приезжим работникам льготное жилье на весь период действия договора. Отправляющая сторона (администрация региона, в котором проживает работник) получит возможность истребовать с принимающей стороны в случае нарушения договора компенсацию в пользу работника и его семьи.
Привлекать работников следует по открытому конкурсу, который организует отправляющая сторона. Договор будет предусматривать «вахтовое» (например, на полгода) привлечение семейного жителя данного региона к работе в Москве, Санкт-Петербурге или другом мегаполисе с обязанностями работника отчислять своей семье не менее, скажем, 50% своей зарплаты. При этом изменение семейного положения автоматически приведет к расторжению договора, равно как и попытки работника закрепиться на новом месте работы сверх положенного срока.
«Выигрышей» от такой программы множество. Помимо снижения конфронтации между коренными жителями мегаполисов и гастарбайтерами это возможность упорядочить и контролировать поток рабочих-мигрантов между дотационными регионами и крупными городами в противовес существующему стихийному миграционному потоку. Последовательная реализация программы не только снимет конфликтные напряжения в мегаполисах и создаст предпосылки для формирования в провинции «среднего класса», но и нивелирует предвзятое отношение к жителям крупных городов как к соотечественникам, находящимся в более выгодном положении. Пока же жители дотационных регионов если не испытывают ненависть к москвичам и петербуржцам, то воспринимают их как «везунчиков», которым посчастливилось родиться там, где жить легче, веселее и сытнее. Хотя социальные бонусы почти всегда уравновешиваются дополнительными социальными невзгодами, подобные представления в «провинциальном обществе» реально существуют.
Принципиально важным является то, что Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города выступят не как некий «благодетель», который с барского плеча награждает своим вниманием какой-то регион, а превращается в партнера-работодателя, который по-честному оплачивает работу нужных специалистов из других регионов, вместе с администрацией последних контролируя и качество работ, и «социальное качество» тех, кто, приезжая в крупный город, эти работы выполняет.
Автор – Михаил КОНДРАТЬЕВ, декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. «Новые известия», 11 марта 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)