Столичные власти намерены добиться запрета на курение хоть с помощью «изощренного садизма»
Вчера в Мосгордуме состоялось заседание комиссии по здравоохранению, на котором обсуждался проект закона «О защите населения от табачного дыма». Парламентарии предложили ввести запрет на курение во всех зданиях и на всех территориях, которые находятся в собственности Москвы или арендованы у города. Предполагаемый запрет касается не только ресторанов, поликлиник, стадионов или школ, но и подъездов многоквартирных домов. Эксперты в целом одобряют инициативу, однако опасаются, что закон, как обычно, не будет исполняться.
Посетители московских учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта вскоре не смогут даже нервно закурить в специально отведенных для этого местах. Депутаты Мосгордумы предлагают ввести запрет на употребление табака внутри и на территории объектов, находящихся в собственности города, арендуемых городскими организациями или сданными частным компаниям в аренду. Что касается владельцев частной собственности, то депутаты смогут только взывать к их сознательности. Проект закона «О защите населения Москвы от табачного дыма» вскоре будет открыт для публичного обсуждения, а через месяц его уже предполагается рассмотреть в первом чтении. Парламентарии твердо намерены отучить москвичей смолить и в подъездах: соответствующий пункт также числится в проекте. Станут ли граждане прятаться за мусоропроводом при полицейских облавах или стражи порядка будут приезжать в подъезд по вызову соседей, депутаты не уточнили. Также остался неизвестным предполагаемый размер штрафа.
Само вчерашнее совещание в Мосгордуме немного напоминало встречу анонимных курильщиков. Главврач столичного наркодиспансера № 9 Олег Кутушев признался, что среди городских наркологов курят 64% мужчин и 50% женщин. «В США этот показатель – всего 3%, – позавидовал эксперт. – Между тем курящие специалисты менее охотно оказывают помощь тем, кто хочет навсегда расстаться с сигаретой».
В департаменте физкультуры и спорта, как выяснилось, также курит значительный процент сотрудников, но меньше, чем в департаменте здравоохранения. «Я не прикасаюсь к сигаретам уже 15 лет, мне доктор специальную иголку вставил в ухо», – в свою очередь, поделился с окружающими член комиссии по здравоохранению Сергей Турта. Бороться с никотиновым засильем, по мнению депутата, можно, «снимая фильмы, в которых последствия курения будут показаны с изощренным садизмом». После этого различные предложения посыпались, как из рога изобилия: проводить лицензирование профилактических программ в школе, вывести сигаретные фабрики за пределы города, не принимать курящих абитуриентов в медицинские вузы и штрафовать родителей, чьи дети страдают никотиновой зависимостью.
Впрочем, на этом полет фантазии собравшихся пришлось прервать. Город может устанавливать правила только на своей собственности. А согласно федеральному законодательству, курить в перечисленных депутатами Мосгордумы объектах либо не запрещено вообще, либо разрешено в специально отведенных местах. «Можно обратиться с законодательной инициативой в Госдуму», – ответила председатель комиссии по здравоохранению Людмила Стебенкова.
Сильнее всего от антитабачной кампании пострадают предприятия общепита. Разделение залов в кафе и ресторанах было признано полумерой: даже самые мощные системы вентиляции снижают концентрацию дыма в воздухе максимум на 20%. Ряд точек общепита начали переходить на антиникотиновые «рельсы», что сразу же вызвало отток посетителей. «Стало в разы меньше клиентов, люди не хотят задуматься, что чистая атмосфера – это плюс, а не минус места», – рассказал «НИ» Сергей, бармен одной из сетевых кофеен, где месяц назад был введен запрет на курение. «Для многих людей выпивка без сигареты – деньги на ветер, так что мы ни при каких условиях запрещать курение не будем», – заявили «НИ» в одном из ирландских пабов Москвы.
Эксперты в целом позитивно оценили настрой московских законодателей. Тем более что долгое время после ратификации Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения борьба с курением носила декларативный характер. «Табачную продукцию необходимо исключить из визуального ряда, – рассказал «НИ» президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. – Запретный плод сладок, тем более что ребенок просто не мыслит категориями смерти и не может оценить угрозу здоровью. Нужно, чтобы табак продавался не на кассах в магазине, а в самом далеком его уголке. Новый сорт курильщик может выбирать по специализированным журналам».
Однако юристы опасаются, что привлекать к административной ответственности за курение будут так же «активно», как и за выгул собаки без намордника. «Достаточно часто применяются санкции только за курение на транспорте, особенно на открытых участках метро», – отметил в беседе с «НИ» юрист ГК «Крикунов и партнеры» Евгений Колесник.
Анна СЕМЕНОВА. «Новые известия», 22 марта 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)