Rambler's Top100

№ 459 - 460
21 марта - 3 апреля 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» о демографии мусульманского мира
«The Washington Post» о глобальной продовольственной проблеме и ближневосточных волнениях
«Независимая газета» о ближневосточных революциях и ожидаемом наплыве мигрантов в ЕС
«Slon.ru» о партийной демографии
«РБК daily» о социально-демографических проблемах России
«Эксперт» о демографических проблемах России
«РБК daily» о демографической несознательности губернаторов
«Коммерсантъ-Украина» об изменении выплат пособий по рождению ребенка в Украине
«Новые известия» об алиментах на жилье
«Российская газета – Неделя» о новом порядке оплаты больничных
«Ведомости» и «Коммерсантъ» о «модификации» пенсионных выплат для «старых» и «молодых» пенсионеров
«РБК daily» о пенсионном возрасте в развитых странах
«Slon.ru» о возможном повышении пенсионного возраста в Китае и Украине
«Gazetaby.com» о проблеме старения в Белоруссии
«Белорусские новости» о пенсионном возрасте в Белоруссии
«Opec.ru» о социальной модернизации
«Ведомости» и «Новостная служба портала ВШЭ» о российском рынке труда
«Коммерсантъ» об ощущении уровня безработицы в России
«Независимая газета» о Глобальном докладе о положении в области алкоголя и здоровья
«Независимая газета» об онкозаболеваемости

«Завтра твоей страны» о самоубийствах в Белоруссии
«Новые известия» о запрете на курение в Москве
«Коммерсантъ» о здоровье и здравоохранении в России
«Коммерсантъ» о реорганизации системы ОМС
«Новая газета» о мультикультурализме
«Opec.ru» о миграции и проблемах интеграции
«Новые Московские Новости» о миграционной политике России
«Российская газета» о поправках в закон «О миграционном учете»
«Новые известия» о том, как заменить гастарбайтеров россиянами
«Комсомольская правда» о ненужности миграции в Россию
«Озодлик Радиоси» о социальной защите трудовых мигрантов в Москве
«Вести ФМ» о детях мигрантов в школах Москвы
«Белый парус» о китайской миграции в Таджикистан
«Итоги» о том, как зарубежные ученые «рвутся» в Россию
«Эксперт» о конфликте в Кот-д'Ивуар - африканской стране иммигрантов
«The Guardian» о жертвах природных катастроф в Японии
«Time» об экологических беженцах в Японии
«Podrobno.uz» о предстоящей микропереписи в Узбекистане
«Gazeta.ru» о животной природе ксенофобии
«The Times» о папе, маме и 0,2% чужого дяди

… о миграционной политике России

Открытая Россия: как менять миграционную политику

Реализуемая в России миграционная политика требует радикального пересмотра. В этом убеждены эксперты, собранные в рамках подготовки новой "Стратегии-2020". Надо не ставить барьеры на пути желающих приехать в страну, а заниматься активным отбором и привлечением самых ценных. Привлекательность новых подходов оценивает мигрант, корреспондент "МН" Андрей СУСАРОВ.

Не хлопать дверью

Из двух моделей миграционной политики, ориентированной на временную или постоянную миграцию, Россия формально следует первой. По крайней мере законы нацелены на прием временных мигрантов и их возвращение на родину после окончания работы. В Европе такая политика уже показала свою неэффективность: приезжие не хотят возвращаться обратно, но в то же время остаются чужими для принимающего их общества. "Третий мир стучится в двери Европы и входит в них, даже когда его не желают пускать. К этому надо готовиться и нам", - процитировал итальянского философа Умберто Эко замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко на заседании рабочей группы "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика" в рамках подготовки "Стратегии-2020".
Миграция полезна, убежден Денисенко. Привлечение мигрантов позволяет исправлять диспропорции на рынке труда, а сами мигранты повышают спрос на товары и услуги, при этом не создавая нагрузку на социальную сферу, ведь люди они в основном молодые. Да и демографическая ситуация подталкивает: по различным прогнозам, к 2030 году численность населения России сократится на 10-20 млн. человек. Вряд ли удастся быстро остановить и отток населения. По данным зарубежных источников, с 2002 по 2009 год из нашей страны уехало около 500 тыс. человек - преимущественно хороших специалистов. Миграция может отчасти компенсировать потери.
Среди экспертов нашлись и скептики. Гендиректор НИИ труда и социального страхования Александр Разумов считает, что потребность в мигрантах преувеличена. Огромный резерв для развития экономики кроется в повышении производительности труда, которая в России в три-четыре раза ниже, чем в США и Европе.
Но, как подсчитал замглавы комитета "Опоры России" по миграционной политике Евгений Якубовский, даже если производительность труда будет расти со скоростью 6% в год, к 2020 году России дополнительно потребуется 5 млн работников. Такой приток можно себе позволить. По оценкам Денисенко, для  сохранения социальной стабильности число мигрантов не должно превышать 1% от численности населения, то есть 1,5 млн. человек в год.

Простота найма

Миграция неизбежно несет с собой проблемы, предупреждает Разумов. Переселенцы потребуют увеличения расходов на медицинские услуги, обучение, им нужно предоставить жилье. За работником неизбежно последует его семья. "Малоквалифицированная миграция - это всегда многодетность и бедность с соответствующими социальными расходами", - уверен эксперт. А деньги надо инвестировать не в миграцию, а в увеличение рождаемости коренного населения.
В российских условиях рост рождаемости не поможет экономике, парировал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Стимулирование рождаемости затрагивает в основном те слои, конкурентоспособность которых по сравнению с мигрантами очень сомнительна". Утверждения о ненужности мигрантов он назвал популистскими, защищающими "сырьевую ориентацию экономики страны".
Да и бизнесмены против новых барьеров на пути миграции. Наоборот, крупный и малый бизнес спорят за доступ к импортным трудовым ресурсам.  Исполнительного вице-президента РСПП Федора Прокопова нынешний порядок в целом устраивает. А вот Якубовский из "Опоры России" указывает, что действующие квоты на привлечение иностранцев выгодны только большим компаниям. По опросам, для 70% представителей малого и среднего бизнеса процедура подачи заявки на привлечение иностранцев слишком трудна. В качестве альтернативы Якубовский предлагает создать открытую базу данных о вакансиях в малом бизнесе. И если в течение месяца вакансию не занимает гражданин России, предприниматель получает право нанять иностранца.

Позвать образованных

Проблема не в том, принимать мигрантов или нет. России уже пора подумать, как привлечь в страну специалистов нужной квалификации, предупреждает Кузьминов. "Через 5-7 лет нам придется тратить примерно 500 млрд руб. в год на стартовую адаптацию 200 тыс. семей мигрантов. Это больше, чем предполагаемые расходы бюджета на специальное высшее и среднее образование или на транспортную инфраструктуру", - заявил он.
"[Пока] мы принимаем сливки миграции", - обращает внимание Кузьминов. Но качество мигрантов неизбежно будет снижаться. Даже у стран Центральной Азии миграционный потенциал весьма ограничен, поясняет Денисенко. Причем наиболее образованные мигранты этих стран уже сейчас выбирают между Россией, Турцией, Казахстаном или Азербайджаном, а в ближайшем будущем в качестве альтернативы добавится и Европа. 20 млн человек могут в ближайшее десятилетие покинуть Афганистан. Эти люди будут куда-то двигаться, и не исключено, что к нам, предостерег Денисенко.
Лучший источник для постоянной миграции - выпускники российских вузов. В США ежегодно оседает до 700 тыс. бывших иностранцев-студентов. В России, по оценкам ЮНЕСКО, число иностранных студентов в десять раз меньше, и далеко не все из них хотят остаться.
Точку в дискуссии поставила замглавы ФМС Екатерина Егорова. Она сообщила, что ее ведомство имеет поручение не позднее 16 марта представить в правительство концепцию новой миграционной политики. На обсуждение радикального изменения курса просто не остается времени.

«Новые Московские Новости», 10 марта 2011 года

Cтатистика миграции: состояние позорное

Для выработки миграционной политики нужна хорошая миграционная статистика, но она в России отсутствует. Публикуемый «МН» фрагмент доклада Михаила Денисенко, Ольги Чудиновских, Никиты Мкртчяна и Елены Тюрюкановой (Институт демографии ВШЭ, ИСНП РАН), подготовленный в рамках работы над «Стратегией-2020, начинает серию публикаций о миграционной политике.
В России с ее необъятными, большей частью малонаселенными просторами миграция всегда выступала в качестве важнейшего фактора развития. Крупнейший русский историк В.О. Ключевский говорил, что история России — это история переселений (колонизации).

Почему это важно

Миграционные процессы меняют картину территориального размещения населения. Миграции (внутренние и внешние) влияют на соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынках труда. Внутренние миграции способствует перераспределению человеческого капитала, внешние — его накоплению или утрате. Одновременно сама миграция — форма инвестиций в человеческий капитал. В ходе переселения мигрант накапливает знания, расширяет свой профессиональный и жизненный опыт, получая на новом месте жительства более высокие доходы и качество жизни.
Значение миграции в современной России с каждым годом повышается вследствие демографических тенденций — старения населения и абсолютного сокращения его трудоспособной части. В итоге «труд» превращается в дефицитный ресурс, а миграция отвечает за его перераспределение.
Миграционными процессами трудно управлять. Но отказ от попыток регулирования территориального движения населения приводит ко многим нежелательным процессам, в том числе к росту социальной напряженности, безработице, снижению качества жизни. Вместе с тем есть позитивный опыт многих стран мира и самой России (Столыпинская реформа), показывающий, как миграционная политика может ускорить экономический рост и содействовать социальному прогрессу. Поэтому разработка эффективной миграционной политики — одна из приоритетных задач российского государства. Управление миграцией невозможно без миграционной статистики.

Разрозненная информация

При наличии многочисленных источников данных о миграции в России в этой области сохраняется тяжелая ситуация. Некоторые положительные изменения в последние годы произошли: улучшился учет мигрантов, расширен доступ к административной информации. Но по-прежнему отсутствуют надежные данные о численности отдельных категорий мигрантов и их социально-демографических характеристиках.
Данные о миграции собирает преимущественно Федеральная миграционная служба (ФМС). Росстат занимает здесь фактически второстепенную позицию. Не проводятся специальные обследования по проблемам миграции, в существующих выборочных обследованиях занятости и бюджетов домохозяйств вопросов по миграции нет. Нет общественного доступа к массивам микроданных по миграции по результатам переписи населения 2002 года. Текущий учет миграционных потоков осуществляется по морально устаревшей технологии: в век компьютеризации первичная индивидуальная информация о мигрантах поступает на бумажных носителях, что приводит к огромным затратам труда и времени.
ФМС лишь частично использует возможности Государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ), созданной еще несколько лет назад. Ее формирование происходит очень медленно, не везде налажен корректный ввод, хранение и обработка информации. Пробная выгрузка массивов информации из ГИСМУ для Росстата показала невысокое качество данных, на этом взаимодействие Росстата и ФМС практически остановилось. Эти данные часто являются результатом «двойного счета»: в большинстве случаев учитываются административные процедуры, а не сами мигранты.
Процедура регистрации россиян (в отличие от иностранцев) не компьютеризирована повсеместно. Региональные подразделения ФМС оснащены разным программным обеспечением, отсутствует возможность интеграции сведений ФМС о миграции граждан России и анализ этих данных. Деятельность ФМС и потребности Росстата не согласованы, что ухудшает качество государственной статистики миграции. Поэтому следует с осторожностью относиться к сведениям о потоках миграции на постоянное жительство, опубликованным в последние годы. Причина — постоянные изменения и противоречивость критериев учета мигрантов, недоучет, повторный счет и пр. Это касается и долгосрочной, и краткосрочной (трудовой) миграции.
Не лучше ситуация с учетом временной миграции. К перечисленным выше проблемам прибавились новые, связанные с недавними изменениями в миграционном законодательстве и появлением патентов на право заниматься трудовой деятельностью в России. Закон был принят раньше, чем разработаны процедуры учета этой категории мигрантов. Сейчас работа по упорядочению подсчета этих лиц только начинается. В связи с преимуществами и простотой получения патентов по сравнению с обычным разрешением на работу их число может вскоре оказаться очень значительным. Поэтому отсутствие внятной статистики этой категории иностранцев приведет к искажению общей картины привлечения иностранной рабочей силы в России.
В отличие от многих других стран в России не используются колоссальные массивы информации о миграции, хранящиеся в органах ЗАГС (например, место рождения и гражданство родителей новорожденных). Это блокирует изучение влияния миграции на демографические процессы в России.
Постоянные изменения методики сбора информации, разнообразие категорий мигрантов, низкая «статистическая грамотность» многих чиновников и журналистов создает условия для вольной интерпретации цифр, спекуляций на теме миграции, преувеличения ее негативных последствий, замалчивания положительного вклада. Все это провоцирует распространение ксенофобии и формирование в общественном сознании настроений, основанных на неприятии мигрантов.

Что нужно сделать

Назрела острая необходимость систематизировать методики сбора и разработки данных, накопленные различными ведомствами. Без надежного информационного обеспечения миграционная политика может стать рискованным и затратным делом.
Чтобы получить адекватную статистику, Росстату необходимо:
включить блок вопросов по миграции в обследования населения по проблемам занятости и бюджетов домашних хозяйств и в другие обследования;
создать систему лонгитюдных обследований мигрантов, нацеленных на изучение их адаптации и интеграции;
адекватно разработать материалы переписи 2010 года, разработать программу переписи 2020 года с учетом потребностей России и международных рекомендаций в отношении вопросов по миграции;
обеспечить доступ к выборке микроданных переписей населения и выборочных обследований.
Также необходимо улучшить качество данных о мигрантах из административных источников:
согласовать процедуру передачи информации о мигрантах из ФМС в Росстат в электронном виде, отработать процедуры контроля качества информации;
изменить принципы формирования госстатистики внешней трудовой миграции, изменив перечень показателей и переменных в соответствии с потребностями анализа трудовой миграции;
перейти к формированию этой отчетности в электронном виде на основе программного обеспечения ФМС, (а не на основе неоднородных и разных по качеству источников, как это происходит сейчас);
расширить круг разрабатываемых показателей: вести, например, статистику учебной миграции в вузы и средние специальные учебные заведения России, вынужденной миграции;
интегрировать в миграционную статистику отчетность пограничной службы ФСБ о пассажиропотоках через границы России;
создать новые формы статотчетности и обеспечить доступ к данным, которые никогда не публиковались и остаются недоступными для исследований. В первую очередь это статистика МИД по визам и консульскому учету, статистика ФМС на основе миграционных карт и др. Стимулировать открытую публикацию этой отчетности на веб-сайтах соответствующих ведомств.

«Новые Московские Новости», 15 марта 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.