В феврале Дмитрий Медведев провел пять встреч и совещаний по проблемам занятости — с правительством, социальными службами и депутатами. Повышенное внимание президента к вопросам трудоустройства может вызвать иронические комментарии о поиске запасного аэродрома, но на самом деле частое обращение к этой теме вполне оправданно и своевременно. Заверения министра здравоохранения и социального развития о контроле над ситуацией не должны успокаивать. По сравнению с пиком в феврале 2009 г. (7,1 млн. человек) безработица в январе 2011 г. сократилась на 20% до 5,7 млн. Но рост по сравнению с ноябрем 2010 г. на 700 000 человек, или на 14%, превышает аналогичные показатели 2009-2010 гг. (6,8 млн. против 6,2 млн. — менее 10%) и не похож на обычные сезонные колебания.
Государству пора выстроить политику в сфере занятости и решить, каким может быть вмешательство в эту сферу. В кризис власть боролась с безработицей (шире — с социальной напряженностью) с помощью различных инструментов. Нынешнее отечественное трудовое право дает различным госорганам, от трудовой инспекции до судов и прокуратуры, многочисленные рычаги для вмешательства в кадровую политику предприятий: они могут восстановить уволенного на работе, не вдаваясь в экономическую обоснованность его увольнения, и даже возбудить уголовное дело против менеджеров или собственников компании, проведших сокращение штатов.
Исследования Высшей школы экономики показали, что общегосударственные нормы трудового права, закрепленные в Трудовом кодексе и законе «О занятости населения», по-разному работают в разных регионах. Индекс защиты работника в России, который определяется по сложности увольнения и найма, — 3,3. Это значительно выше, чем в Евросоюзе (2,4) и развивающихся экономиках (2,5).
Активность чиновников и правоохранителей на рынке труда мало влияет на уровень безработицы, зато нередко негативно сказывается на развитии экономики. Соблюдение норм права с частыми обращениями в суд наиболее распространено в депрессивных регионах и консервирует негативные тенденции в сфере занятости. В частности, жесткие законы загоняют значительную часть рынка труда в тень. Издержки при законном увольнении ставят менеджмент крупных и средних компаний перед тяжелым выбором. Предприятие или учреждение, не способное освободиться от лишних сотрудников, страдает дважды.
Во-первых, соблюдение закона вынуждает держать балласт в виде неэффективных работников, из-за чего снижается заработок всех сотрудников и их мотивация к качественному труду. Во-вторых, законопослушная компания проигрывает в конкурентоспособности тем, кто экономит на исполнении законов, обходя их нормы за счет неформальных практик. Иными словами, строгое следование букве отечественного закона, формально защищающего сотрудника, парадоксальным образом форсирует разорение его работодателя и ускоряет потерю работы. Люди в поисках заработка вынуждены идти на теневые, менее качественные рабочие места, где нередко теряют квалификацию.
Заметим, что власти, особенно региональные, в пик кризиса не ограничивались соблюдением закона, но и прямо запрещали увольнять работников.
России действительно необходима коренная модернизация трудового права, которая облегчит наем и — при необходимости — увольнение сотрудников и расширит возможности внешней и дистанционной работы. Однако пока призыв президента привел разве что к перебранке между «профсоюзом работодателей», выдавшим знаменитое предложение Михаила Прохорова позволить людям работать 60 часов в неделю, и депутатами, отчего-то взявшимися запрещать заемный труд.
Невозможно вести эффективную политику в сфере занятости, сохраняя избыточную численность сотрудников под видом «социальной ответственности» работодателей. Нужно стимулировать бизнес к созданию новых рабочих мест, ослабляя налоговый пресс, снижая административные барьеры и коррупционный «налог» — все это душит предпринимательскую инициативу и приводит к закрытию компаний и их уходу в тень. Повышение ставки страховых взносов с нового года с 26 до 34% вряд ли облегчило жизнь законопослушным бизнесменам и улучшило перспективы трудоустройства россиян.
«Ведомости», 22 февраля 2011 года
Минздрав будет планировать занятость
За две минувших недели — с 26 января по 9 февраля — численность безработных, официально зарегистрированных в государственных службах занятости, выросла на 2,9% (или 45296 человек) и составила 1625009 человек, сообщает Минздравсоцразвития.
Безработица остановлена
С этой недели ведомство Татьяны Голиковой официально перешло с еженедельного мониторинга безработицы — в режим замера дважды в месяц. Аналитики министерства объясняют перемены улучшением ситуации на рынке труда — безработица, хотя и растет, но значительно ниже, чем во времена кризиса. К примеру, годом ранее — 10 февраля 2010 г. — было зарегистрировано 2,232 млн. безработных, то есть более чем на 600 тыс. больше, чем теперь (см. диаграмму №1).
Минздрав будет планировать занятость
Министр здравоохранения и социального развития считает, что, продолжающийся с конца октября 2010 г. рост безработицы — сезонное явление. А такие кризисные явления, как массовые увольнения, вынужденные простои, отпуска в связи с остановкой производства, уже удалось минимизировать (см. диаграмму №2).
От сдерживания — к планированию
Судя по оценкам аналитиков Минздравсоцразвития, во многом благодаря госпрограммам, напряжение на рынке труда спадает, поэтому с 2012 г. можно будет «приступить к формированию баланса трудовых ресурсов». Об этом в понедельник, 14 февраля, Голикова доложила Дмитрию Медведеву на совещании, посвященном вопросам занятости.
По словам министра, баланс трудовых ресурсов будет формироваться «в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования». А прогноз баланса станет «базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда». «В этом процессе будут задействованы около 18 ведомств, которые формируют занятость в различных отраслях», — пояснила министр, добавив, что постановление правительства по этому вопросу уже подготовлен.
Трудности перехода
Завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов РАН Андрей Коровкин считает, что с напряженностью на рынке труда в России справились гораздо лучше, чем в Евросоюзе и Америке, где в декабре без работы оставалось соответственно 9,6% и 9,4% экономически активного населения, в то время как в России лишь 7,2%. На его взгляд, для борьбы с безработицей были хороши как универсальные региональные программы поддержки занятости, включавшие организацию временных работ, переобучение, стимулирование трудовой миграции и предпринимательства, так и «ручное управление» — как то приезд Путина в Пикалево.
По мнению Коровкина, к 2012 г. общая безработица действительно может вернуться на докризисный уровень, но не будет локализована проблема безработицы структурной — не преодолен дисбаланс на рынке труда, когда дефицит кадров наблюдается в одном регионе, а в другом — избыток рабочей силы, или — переизбыток специалистов одной квалификации в регионе и дефицит — других. На взгляд Коровкина, в этой ситуации необходимо продолжать стимулировать внутреннюю и внешнюю трудовую миграцию, ориентировать систему образования на потребности региональных рынков труда, стимулировать работу квалифицированных старых кадров — пенсионеров, поддержать молодые семьи, вынужденные не работать, а воспитывать детей дома в связи с дефицитом детских садов яслей.
Как именно будет регулироваться чиновниками баланс трудовых ресурсов с 2012 г., пока не известно. По словам министра Татьяны Голиковой, программы поддержки занятости в 2011 г. будут в большей степени связаны с новыми проектами в экономике. Пока внимание будет сосредоточено на опережающем профессиональном обучении работников, находящихся под риском увольнения. Прежде всего, такая мера будет реализовываться на предприятиях, проводящих модернизацию. «Наши программы носят исключительно адресный характер: служба занятости направляет на переобучение лишь в том случае, если есть понятное, конкретное рабочее место для конкретного человека», — сказала глава ведомства.
По словам Голиковой, сохранится и такое направление, как самозанятость — выделение безработным государственно субсидии размером 58800 руб. на открытие собственного дела. На совещании у президента Голикова подчеркнула, что лишь 2-3% людей, открывших свой бизнес в 2009-2010 г., впоследствии его закрыли (подробные материалы к докладу министра см. в приложении).
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)