Rambler's Top100

№ 439 - 440
18 - 31 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» об экономических и демографических проблемах России
«Project Syndicate» о государстве всеобщего благосостояния
«Экономические известия», «РБК daily» и «Независимая газета» о разорительном старении
«РБК daily» о старении населения и экологии Земли
«Взгляд» о пенсионном возрасте
«Ведомости» и «Новая газета» о переписи, стабилизации населения и миграции
«Opec.ru» о миграционных проблемах России
«Независимая газета», «Лента.Ру» и «Ведомости» о проблемах интеграции мигрантов в Германии
«Il Legno Storto» о фильме про ислам в Лондоне
«Новые известия» о проблеме черного и белого хиджаба в Таджикистане
«Независимая газета» о миграции, исламе и интерграции
«Gazeta.ru» о мусульманстве и «понаехавших» в Москве

«Ведомости» и «Polit.ru» о взгляде на миграцию и рынок труда нового московского градоначальника
«Русский репортер» о миграционных приоритетах мирового населения
«Der Spiegel» об утечке/притоке умов
«Итоги» о переселении из республик Северного Кавказа
«Новая газета» о нехватке денег ФСС на оплату больничных
«Коммерсантъ-Деньги» об антитабачной концепции
«Новые известия» о борьбе с курением в Финляндии
«Медицинская газета» об алкогольной проблеме в России
«День» о возможном введении налога на бездетность в Украине
«Экспресс-К» о стимулировании рождаемости в Северном Казахстане
«Известия» о проблемах ЭКО
«Новостная служба портала ГУ-ВШЭ» об экономике и социологии ЭКО
«Независимая газета» о поздних абортах

… о взгляде на миграцию и рынок труда нового московского градоначальника

Вон из Москвы

Сергей Собянин, еще не заняв мэрского поста, уже делает первые программные заявления. Новый градоначальник не намерен отказываться от присущего мэрии патернализма и обещал защищать москвичей не меньше, чем его предшественник. Вопрос в методах защиты. Собянин, в частности, хотел бы оградить москвичей от конкуренции на рынке труда: «Мы должны вместе работать над тем, чтобы рабочие места, которые есть в Москве, предоставлялись в первую очередь москвичам». Напоминает лозунг прошлогодних демонстраций прокремлевской молодежи: «Наши деньги — нашим людям» — и вызывает по меньшей мере недоумение.
Защита рынка труда от наплыва иностранцев — прерогатива центральных властей, которые определяют строгость пограничного контроля и квоты на работу иностранцев. Возможно, будущий мэр еще не освободился от самоощущения крупного федерального чиновника. В противном случае предложения Собянина расходятся с 19, 37 и 62-й статьями Конституции, которые гарантируют россиянам и законно находящимся в стране мигрантам равенство перед законом, право свободно распоряжаться способностями к труду и выбирать род деятельности. Любые ограничения в праве на труд, кроме деловых качеств работника (в том числе по месту жительства), запрещены также 3-й статьей Трудового кодекса и решением Верховного суда.
Но дело не только в вольном обращении с законом. Любой мировой мегаполис, в том числе и Москва, очень сложный организм с ярко выраженной спецификой рынка труда. Городу требуются не только высокооплачиваемые белые воротнички для работы в госуправлении, банках и крупных корпорациях, но и десятки тысяч работников непрестижных специальностей в транспорте, торговле, строительстве и коммунальном хозяйстве. Любая исправно действующая экономика привлекает гастарбайтеров и жителей близлежащих регионов, готовых трудиться на местах, где не желают работать привередливые местные жители. Но массовое появление приезжих, особенно имеющих отличия во внешнем облике, культуре и обычаях от коренных жителей, неизбежно вызывает напряженность. Задача государства, в том числе градоначальников, — снижать ее, а не обострять фразами, подразумевающими, что чужаки отбирают рабочие места у местных.
Возможно, обещанное Собяниным создание высокотехнологичных современных рабочих мест и обновление городского хозяйства позволят освободиться от части иногородних и зарубежных трудящихся. Но пока Москва нуждается в них. В городе, по данным Росстата, на 1,16 млн. работников в возрасте 20-29 лет приходится 1,6 млн. жителей того же возраста. Около 700 000 юношей и девушек этого возраста — студенты и аспиранты.
Может быть, в других возрастных группах соотношение лучше? На 1,65 млн. работников 30-39 лет приходится 1,75 млн. москвичей этого возраста. Горожан в возрасте 40-49 лет 1,7 млн. — на 40000 меньше, чем трудящихся тех же лет. Несколько лучше соотношение численности 50-59-летних (на 1,4 млн. рабочих мест приходится свыше 1,6 млн. жителей). Однако не будем забывать, что на старшие трудоспособные возрасты приходится значительная часть инвалидов, которых в Москве больше миллиона. Москвичей просто не хватит, чтобы заполнить все места.
В Москве 1,7 млн. человек занято в торговле, более 800000 — в строительстве, 300000 — на транспорте, примерно столько же — в жилищно-коммунальном хозяйстве. Москвичи и жители Подмосковья вряд ли захотят сменить приезжих на малооплачиваемых местах.
Попытка повысить занятость местных жителей за счет вытеснения приезжих — ловушка, в которую не раз попадали популисты прошлого. В частности, в США в 1929-1937 гг., чтобы освободить места для белых американцев, правительство США депортировало, по разным оценкам, от 500 000 до 2 млн. мексиканцев. Однако уровень безработицы в стране из-за этого не снизился. По мнению Натальи Зубаревич из Независимого института социальной политики, слова будущего московского мэра показывают, что он не понимает структуры московского рынка труда.

«Ведомости», 21 октября 2010 года

Собянин взял плохой старт

Рабочие места в Москве должны в первую очередь предоставляться москвичам, а власти должны добиваться ежегодного роста доходов граждан Москвы. Об этом сегодня говорил кандидат на пост мэра столицы Сергей Собянин на встрече с представителями Московской федерации профсоюзов. По его словам, рабочие места для москвичей должны быть «высокотехнологичными, современными и хорошо оплачиваемыми».
Комментирует директор Института социальной политики Наталья Зубаревич:
Рынок Москвы очень разный, москвичи проблем с трудоустройством не испытывают. Уровень безработицы смешной, в мегаполисе всегда есть рабочие места. Поэтому я не понимаю, зачем делать такие заявления. Это чистый популизм, основанный на низменных соображениях. Это плохой старт. Да и были ли сомнения в том, что у Собянина будут хорошие, интересные заявления? Это предельно непубличный человек, умеющий работать с электоратом, видимо, только на его [электората] примитивных инстинктах, подсказанных могучими пиарщиками.
Комментирует директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон:
Москвичи не очень стремятся сидеть кассирами в супермаркетах, чинить дороги, водить маршрутки и выполнять другую малопрестижную работу в тяжелых условиях, к тому же не слишком хорошо оплачиваемую. По всей видимости, москвичи предпочитают, чтобы эту работу за них делали другие люди. Собянин сказал то, что он сказал, как политик, но давайте подождем практических действий. Все политики на словах говорят исключительно так, но за их словами часто не следуют действия.

Кира ЕГОРОВА. «Ведомости», 20 октября 2010 года

Москва не для мигрантов

Сергей Собянин, будущий мэр Москвы (мало кто сомневается в том, что завтра Мосгордума наделит его полномочиями), проводит встречи и делает программные заявления. После единороссов настала очередь профсоюзов, где Собянин сказал нечто до боли напоминающее лозунг националистов «Москва для москвичей». По всей видимости, это всего лишь «предвыборная риторика», но новому московскому мэру лучше воздерживаться от популистских решений. Если подобно проблеме мигрантов будут решаться и прочие проблемы Москвы — транспортная, строительная и так далее — новая политика станет пролонгацией «лужковского режима», пусть и с другим лицом и даже головным убором.
Собянин заявил, что рабочие места в Москве должны в первую очередь предоставляться москвичам. "Мы должны вместе работать над тем, чтобы рабочие места, которые есть в Москве, предоставлялись в первую очередь москвичам", - сказал Собянин в среду на встрече с представителями московской федерации профсоюзов. "Все развитые города должны быть направлены на создание высокотехнологичных, достойных рабочих мест", - отметил Собянин. Он добавил, что москвичи при этом должны постоянно совершенствовать уровень своего профессионального образования, чтобы "отвечать современным требованиям".
"И чтобы москвичи могли воспользоваться этим, надо постоянно увеличивать их профессиональное образование и навыки. Система непрерывного профессионального образования необходимо развивать, чтобы отвечать современным требованиям", - заявил Собянин.
Не будем хихикать на тему того, что сам будущий московский мэр (как и значительная часть его коллег по правительству) — не совсем москвич и формально предложил не утверждать его мэром. Все «предвыборные» посылы Сергея Собянина вряд ли стоит считать сильно проработанными, но определенно стоит воспринимать как сигналы. В данном случае имеем дело с сигналом «преемственности курса» и стремлением — нормальным для политика — понравиться и народу и истеблишменту. Московские власти традиционно выступают против засилья мигрантов в Москве. В декабре прошлого Юрий Лужков предлагал ужесточить миграционное законодательство, которое, по его мнению, не отвечает сейчас требованиям безопасности. Лужков сказал, что сейчас мигрант имеет право приехать без оформления визы и законно находиться в городе 90 суток. По мнению мэра, это слишком долгий срок и его надо сократить до одного месяца. «Что мигрант будет делать 90 дней в Москве, если он сразу не нашел работу? Понятное дело, он будет заниматься воровством, разбоем или случайными заработками. Нам такое в Москве не нужно», – заявил мэр.

Противоречивые констатации фактов
Проблема миграции действительно серьезна, но миграция в Москву неизбежна. С самой отмены крепостного права население Москвы стремительно растет и связано это не только с естественным приростом. Наоборот, по сравнению с остальной страной большие города характеризуются относительно низким уровнем рождаемости. Прирост — это мигранты.
«В 2007 году Москва получила 48,6 человека миграционного прироста на 10 тысяч своих жителей против 18,2 человека в среднем по стране. Еще больше мигрантов (111 человек на 10 тысяч) осело в Московской области, где легче зарегистрироваться, дешевле жилье и не столь силен милицейский рэкет. За мигрантов с Москвой способны конкурировать лишь единичные регионы страны — Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Белгородская область и нефтегазовый Тюменский север», отмечают авторы исследования «Москва и миграция». Отметим, что Собянин — выходец из ХМАО, с того самого «Тюменского севера». То есть — проблема миграции ему в целом известна.
В чиновной и националистической средах широко распространено мнение, что мигранты отнимают рабочие места у резидентов. От этого отстраивается и политика властей в отношении мигрантов. «Пытаясь справиться с последствиями кризиса, правительства принимают протекционистские меры по защите национального рынка труда. Распространенные представления о том, что мигранты «отбирают работу» у местного населения, заставляют правительства принимающих стран ужесточать миграционную политику, так как это произошло в Италии, Испании, Великобритании. Россия наряду с Таиландом, Казахстаном, Малайзией, Южной Кореей также ввела протекционистские меры. Эти же представления, транслированные СМИ, способствуют усилению дискриминации и ксенофобии, а также росту противоречий между принимающими и отправляющими странами», - пишут авторы исследования «Таджикские мигранты во время кризиса». Противное этому представление — резиденты не желают браться за работу, выполняемую мигрантами, соответственно, на рынке труда у обеих групп просто разные ниши. Однако правительство в кризис решило сокращать квоты для мигрантов-иностранцев.
В 2010 году квота на выдачу разрешения на работу составила порядка 1,9 млн. человек. «В первую очередь это связано с потребностью работодателей и ситуацией на рынке труда в целом», – заявляла куратор проблемы в Минсоцздраве Татьяна Блинова. По заявкам регионов размер квоты на приглашения иностранных работников составит порядка 600 тыс. человек. Это означает, что Россия сократила квоты на мигрантов вдвое, по сравнению с 2009 годом (в 2008, когда утверждались квоты, о кризисе еще мало кто думал). Москва поступила радикальнее и снизила квоты аж в три раза. Вроде бы формально политика была оправдана — безработица в Москве была сведена к минимуму. Однако, во-первых, это зарегистрированная безработица (москвичи и жители крупных городов меньше хотят становиться на биржу труда и получать пособие по безработице), а во-вторых — не зафиксирована безработица среди трудовых мигрантов-россиян. Вообще же гостатистика в этой сфере крайне ненадежна и понять сколько нужно мигрантов чиновники и консультанты властей не всегда в состоянии.
Вторая проблема, на которой заостряют противники мигрантов внимание, - рост преступности. На заседании в Казани в прошлом году глава МВД Рашид Нургалиев рассказал, что многим мигрантам теперь даже не на что выехать за пределы России. По его словам, отчаявшиеся люди могут пойти на преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие, такие как грабежи, разбои, кражи, убийства. Нургалиев подчеркнул, что количество преступлений, совершенных гражданами Таджикистана в первом полугодии 2009 года, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,4% и составило 6419 правонарушений. Такие заявления приводят к увеличению оброка правоохранителей и сотрудников миграционной службы. По данным авторов исследования «Таджикские мигранты во время кризиса», в кризис произошел «рост неформальных платежей, которые мигранты выплачивают работникам правоохранительных органов за легализацию и нахождение на территории России — это отметили 39,6% респондентов. Интервью показали, что неформальные платежи ФМС, участковым инспекторам МВД и другим представителям правоохранительных органов Российской Федерации увеличились в несколько раз (до 7-10 раз)».

Глас народа — потеря денег
Россияне за политику ограничения в отношении мигрантов. По данным ноябрьского (2009 года)опроса Левада-центра, 51 процент россиян выступают за ограничение потока мигрантов, 31 — против таких ограничений. 69 процентов москвичей выступили за политику ограничения. Политики (в нашем случае — Юрий Лужков и Сергей Собянин)
Популизм политиков, идущих на поводу у населения, приводит к принятию мало на чем основанных решений по ограничению привлечения иммигрантов на работу. Меж тем здесь несомненно требуется научный подход и расчет. Для США последствия от тех или иных последствий миграционной политики были рассчитаны, например, в работе Морина Риммера и Питера Диксона (см. Ограничение или легализация? Экономические последствия иммиграционной реформы) . Авторы уверены, что «ужесточение пограничного режима  обернется существенным падением благосостояния американских семей. Главный его результат будет заключаться в повышении зарплат нелегальных иммигрантов, которые останутся на территории США, т.е., по сути, речь идет о перераспределении доходов легальных резидентов в их пользу. Кроме того — и это еще важнее — ограничение притока «нелегалов» приведет к перекосу в структуре занятости работников-американцев в пользу низкооплачиваемых рабочих мест, не требующих высокой квалификации, поскольку они станут более привлекательными и доступными по сравнению с высокооплачиваемой работой. В конечном итоге это обернется общим сокращением производительности труда работников-американцев, а следовательно и снижением их средней реальной зарплаты».
Жестче контролировать мигрантов — тоже не самый лучший выход, отмечают исследователи. «В данном случае повышение стоимости нелегальной рабочей силы, вызванное дефицитом, не реализуется в виде роста зарплаты этих работников, а растрачивается на действия работодателей, призванные избежать уголовного преследования, включая наем адвокатов, бухгалтеров и других специалистов. Пользуясь терминологией экономической науки, можно сказать, что повышение стоимости нелегальной рабочей силы, вызванное ее дефицитом, преобразуется в социальные издержки монополии». Пишут Риммер и Диксон. В российской ситуации следует добавить — на взятки, ведущие к дальнейшему развращению и разложению и без того небезупречной милиции. Происходит системный сбой, который вряд ли способно исправить переименование милиции в полицию (к слову — среди милиционеров много приезжих).
«По итогам имитации (усиление охраны границ — «Полит.ру») получается, что ужесточение охраны границ сдвигает кривую предложения нелегальной рабочей силы вовнутрь настолько, что количество таких работников в США к 2019 году снизится на 28,6% — с 12,4 миллионов при «нормальном» прогнозе до 8,8 миллионов в прогнозе с учетом изменений политического курса. Это приведет к снижению совокупного благосостояния американских семей на 0,55% от валового внутреннего продукта, или на 80 миллиардов долларов при его нынешнем объеме. Сценарий с ужесточением контроля внутри страны (имитация 2) должен повлиять на уровень занятости нелегальных иммигрантов аналогичным образом. В этом случае снижение благосостояния американцев составит 0,45% от ВВП», - пишут американские специалисты. Такова цена мер по ужесточению миграции в США, схожий эффект наблюдался бы и в России, если бы не высокий уровень коррупции и высокая роль неформальных связей и неписанных законов. У нас издержки могут быть не столь велики для официальной экономики. Но снизят эффективность бизнеса и в конечном счете — эффективность региона.

Анализируй это
Политика ограничения потока мигрантов в Москву не решает никаких проблем хотя бы потому, что мигранты, не допущенные в Москву, «оседают» в Подмосковье, нагружая и без того проблемные транспортные пути и усугубляя транспортную ситуацию (попробуйте добраться утром из подмосковного Дедовска в Южное Бутово на машине — увидите сами). Покуда проблема взаимоотношений Москвы и Подмосковья не решена системно (при Лужкове вовсе был почти персональный конфликт с Подмосковным губернатором Громовым), не устранены системные противоречия и не урегулированы хозяйственные споры, говорить о решениях регионального уровня преждевременно. Нет единой транспортной проблемы, не проработаны планы развития Москвы и области с учетом взаимных нужд (о транспортной проблеме соседних регионов и методах ее решения см. лекцию Михаила Блинкина «Транспорт в городе, удобном для жизни».
Однако российские руководители периодически пытаются решить проблему радикально. Так, в 2006 году Владимир Путин потребовал "отрегулировать присутствие там (на рынках — «Полит.ру») иностранных работников, в том числе усилив ответственность администраций за нарушения миграционных правил, как работниками рынка, так и участниками торговли". По мнению Владимира Путина, такое положение дел - "это не в последнюю очередь результат того, что государство, региональные и муниципальные власти не могут до сих пор отрегулировать эту сферу деятельности". "Сплошная коррупция в административном аппарате и правоохранительных органах, конечно, граждане не довольны", - подчеркнул российский президент. Торговцы-иностранцы были изгнаны с продовольственных рынков
Эффект от такой политики (помимо отрицательного, полагаем, экономического — о чем уже говорили) — нулевой. Кавказцы на рынки потом тоже вернулись — коррупция, знаете ли. Вот и заявления Собянина будут иметь в лучшем случае нулевой, с точки зрения административной практики, результат. В худшем случае на кампании кто-то сможет заработать.
Остается надеяться, что заявления Собянина - «предвыборные», а политика новой городской администрацией будет проводиться более вдумчивая, нежели вел его предшественник, крепкий хозяйственник, почти приведший Москву к транспортному коллапсу и чьими — не в последнюю очередь — усилиями цена на жилье за последние десять лет выросла в пять раз. Может новый мэр все-таки послушает специалистов по проблематике, а не только зависимые от городских властей НИИ (типа НИИ Генплана), выполняющие заказ отдельных чиновников. Москве нужна экспертиза. Ну а за мигрантов волноваться не стоит — вряд ли Сергею Собянину, даже если ему симпатичен лозунг «Москва для москвичей», нравится первая часть расхожей фразы — в нем все-таки течет кровь манси.

Михаил ЗАХАРОВ. «Polit.ru», 20 октября 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.