20 млн. человек трудятся домашними работниками на территории России. Такую цифру озвучил замминистра здравоохранения и социального развития России Максим Топилин. "Эта часть людей не защищена ни социально, ни юридически. Рассчитывать на то, что хозяева будут заключать с ними договоры и вести бухгалтерию, делая за них отчисления в пенсионный, социальный и медицинский фонды, не приходится, - заявил он. - А мы рассчитываем их легализовать. Разработать механизм, интересный работнику". Как предполагают в министерстве, это будет система патентования, закрепленная законом.
Патент предназначен для тех людей, которые нанимаются к физическим лицам делать, например, уборку в квартире или нянчить детей (если речь идет об уборке в магазине, это уже содействие коммерческой деятельности, под патент не подходящее), его надо будет один раз оформить и продлевать каждый месяц, оплачивая по 1000 рублей.
"Отчасти такая система поможет сделать легальными отношения, хотя и не станет стопроцентным решением проблемы, - прокомментировал "Итогам" заместитель председателя совета некоммерческого партнерства "Международный альянс "Трудовая миграция" Владимир Вашенцев. - У нас нет страха наказания, и будет чрезвычайно трудно наладить систему контроля над соблюдением нового закона".
Тем не менее стремление государства навести порядок на нелегальном трудовом рынке понятно - деньги там крутятся гигантские. Так, например, домработница-нелегалка Айнур из Киргизии за уборку московской квартиры берет исходя из расценки 10 рублей за квадратный метр. Если предположить, что упомянутые 20 миллионов человек выполняют функции уборщиц и приходят раз в неделю убрать стометровую квартиру, то в месяц они получают 80 миллиардов рублей. И это в обход всех налоговых органов! Учтем еще, что уборка - это самая дешевая домашняя работа. Труд нянь оплачивается гораздо выше: в Москве от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. А есть еще семейные водители, получающие от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Если 20 миллионов человек оформят патенты, это может приносить в казну от 20 миллиардов рублей ежемесячно. Вывести эти деньги из тени трудно, поскольку и работодатель, и наемный работник заинтересованы в существующем порядке.
В цивилизованных странах все устроено иначе. Самой дисциплинированной страной в отношениях с наемной прислугой можно назвать Францию. Там человек, взявший к себе на работу няню или горничную, тут же заявит об этом в соответствующие службы и получит существенные льготы по налогам. Это железная мотивация выйти из тени. У нас же нелегальную домработницу "сдадут", только если она поведет себя как фрекен Бок, отлупит Малыша и слопает все плюшки в доме...
Виктория ЮХОВА. «Итоги», 8 марта 2010 года
Моя патентная няня
Госдума пустит в Россию гастарбайтеров сверх квоты
Госдума приняла в первом чтении широко разрекламированный законопроект о патентах для трудовых мигрантов. Этот документ, внесенный правительством около месяца назад и рассмотренный нижней палатой в пятницу, по идее призван упорядочить трудоустройство гастарбайтеров, желающих работать по найму у российских граждан. Как пояснили в Федеральной миграционной службе, новые правила будут иметь отношение, например, к помощникам по хозяйству, няням, обслуге, сторожам, садовникам и прочим наемным работникам, трудящимся на благо физических лиц. Предполагается, что патент будут выдавать территориальные органы ФМС ежемесячно и за плату -- в нынешнем варианте законопроекта говорится, что стоимость патента составит 1 тыс. руб. Причем, как пояснила статс-секретарь ФМС Екатерина Егорова, действие патента будет продлеваться в уведомительном порядке. «Надо будет просто внести плату за следующий месяц - 1 тыс. руб., - уточнила чиновник миграционной службы. -- Деньги надо будет отнести в банк, а квитанцию отправить почтой. Таким образом, патент будет автоматически продлен».
Отдельно оговорен и порядок оформления разрешений на работу квалифицированным специалистам иностранного происхождения - миграционные документы будут выдаваться им на весь срок действия контракта с работодателями. Более того, на основании этого разрешения специалисту и его ближайшим родственникам будет оформлен вид на жительство (опять же на весь срок действия трудового договора). Если же контракт оформляется более чем на 183 календарных дня, ценному мигранту предоставляется налоговый режим российского резидента, подразумевающий в том числе взимание налога на доходы физических лиц по ставке 13%.
По замыслу разработчиков, законопроект «направлен на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиту национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы». Однако примечательно, что «патентованных» гастарбайтеров (причем не только высококвалифицированных специалистов, но и упомянутых выше охранников, садовников и нянь) можно будет привлекать сверх квот, ежегодно устанавливаемых правительством по заявкам из каждого региона России. «Эта категория мигрантов не войдет в официальную квоту», - подтвердила статс-секретарь миграционной службы Екатерина Егорова. И в реальности нынешняя квота (а на 2010 год выделено 1,9 млн. разрешений на работу, из которых почти треть - это резерв) может быть превышена в несколько раз. Как сообщил «Времени новостей» заместитель начальника управления международных и общественных связей ФМС Константин Полторанин, по данным ведомства, «в России находится приблизительно 4 млн. мигрантов, занятых в частном секторе». «Это можно отследить по въезду иностранных граждан, по времени их пребывания в РФ», - пояснил г-н Полторанин.
Представители профсоюзов опасаются, что введение патентов отнюдь не защитит российский рынок труда от избыточного притока иностранной рабсилы. «Скорее наоборот. Если законопроект будет принят в его нынешнем виде, это ударит по интересам российских работников», - подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. ФНПР предлагает выдавать патенты в рамках квот. «Логика ФМС попросту непонятна, - подчеркивает г-н Шершуков. - Одно дело, если бы речь шла только о привлечении высококвалифицированных специалистов, но в законопроекте речь идет и о низкоквалифицированных работниках. Таким образом, специалисты всех рангов подпадают под действие законопроекта».
Законопроект принимается в тот момент, когда все службы фиксируют рост безработицы в России, подчеркивает секретарь ФНПР. По данным профсоюзного мониторинга, к концу первого полугодия число официально зарегистрированных безработных может достичь 3 млн. человек, а общий уровень безработицы может дорасти до 8-9 млн. По официальным данным «Роструда», сейчас только зарегистрированных в службах занятости россиян уже насчитывается более 2,2 млн. «В настоящий момент привлечение иностранных работников вне квот было бы по меньшей мере странным решением, - отмечает г-н Шершуков. - К тому же остается непонятно, как будет работать этот закон и какое количество мигрантов под него подпадет». По мнению секретаря ФНПР, есть вероятность, что крупные работодатели, желая превысить установленную квотами верхнюю планку, будут искать обходные пути, например оформлять гастарбайтеров как «патентованных» мигрантов, работающих по найму у частных лиц. «Пока неизвестно, как закон после его принятия будет работать на практике, - отмечает Александр Шершуков. - Остается надеяться, что в последующих чтениях в законопроект будут внесены уточняющие.
Михаил МОШКИН. «Время новостей», 27 февраля 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)