Джинн выпущен из бутылки?! Демографическая ситуация все больше становится похожей на катастрофическую
Интервью с социологом, кандидатом философских наук Али Алиевым
- Как известно, Милли Меджлис активно обсуждает вопрос о запрете на разглашение пола будущего ребенка. Не секрет, что будущие мамы, мечтающие о сыне, часто прибегают к аборту, если УЗИ показывает, что они вынашивают девочку. В итоге число родившихся мальчиков намного больше девочек, что ухудшает демографическую ситуацию. Как вы оцениваете эту идею депутатов?
- Искренне поддерживаю их желание всерьез заняться подобными проблемами. Более того, считаю, что мы запаздываем с принятием решений, поскольку демографическая ситуация у нас складывается не лучшим образом. Собственно говоря, этим нужно было заниматься не "сегодня" и даже не "вчера", а "позавчера"... Но это не значит, что я - сторонник подобных запретов.
- Но ведь есть страны, где они возведены в ранг закона...
- Вряд ли это служит основанием для того, чтобы копировать чужой опыт, это не тот случай. Как ни банально, но бороться нужно не со следствиями, а с причинами. И делать это лучше не спонтанно и под напором обстоятельств, а системно и с учетом перспектив. Сейчас, например, муссируется идея повысить для девушек минимальный возраст вступления в брак до 18 лет, поскольку нередки случаи, когда невестки и жены подвергаются в семье насилию. На первый взгляд, это предложение привлекательно, но рационально ли? Ведь в рамках подобной логики проще поставить такое условие: хочешь замуж - заимей сначала черный пояс по каратэ! Вот тогда насилия точно не будет!
- Шутите...
- Скорее, утрирую... Как гласит один из законов Мерфи, который любят цитировать социологи: "Любая сложная проблема всегда имеет очень простое, понятное и... неверное решение". Судите сами, ведь повышение брачного ценза никак не скажется на мотивации насильника, на атмосфере в семье и окружающем фоне. И с чего это нужно полагать, что новый закон будут уважать больше, чем старый, который нарушается сплошь и рядом?
- Депутатов беспокоит рост ранних супружеств, что опасно негативными последствиями для женского организма. В прошлом году в 5 тысячах заключенных браков молодоженам было меньше 18 лет.
- По данным статистики, в 2000-2008 годах матери в возрасте 15-17 лет произвели на свет 22,6 тысячи детей. Иначе говоря, замуж вышли школьницы (скорее, их насильно выдали), которым не исполнилось 17 лет, предусмотренных законом. То есть, речь идет о массовых нарушениях.
- Там наверняка имел место кябин...
- Но кябин - не замена свидетельства загс. Малыш в такой семье автоматически оказывается полностью бесправен: его нельзя принимать в детсад, нельзя вызывать врача из поликлиники, делать прививки. Да, закон можно обойти. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно. Но нормальна ли такая ситуация?! Если ее оправдывают тем, что эти браки, дескать, "освящены" муллой, то напомню: при отсутствии свидетельства из загс ни кябин, ни браки несовершеннолетних заключать нельзя, закон не позволяет. Сколько уголовных дел возбуждено на фоне этих тысяч незаконных ранних браков? Какие шаги предприняты в отношении нарушителей? У меня нет ответа на эти резонные вопросы.
- Азербайджан присоединился к международным конвенциям, согласно которым лица моложе 18 лет считаются подростками...
- Вы уверены, что мы должны жить по всем европейским нормам?! Давайте вообразим тогда, что у нас легализованы, как в Голландии - проституция, как в Великобритании - однополые браки, и как в Швейцарии - введен запрет на минареты... Будем все это повторять?!
Вы знаете, когда Франция подняла минимальный брачный возраст для женщин до 18 лет? Буквально "вчера" - в 2005 году! До того француженки могли выходить замуж с 15 лет (эта норма была введена Наполеоном в 1804 году). Чем же вызваны ее трансформации через 200 лет? Ранними браками и высокой рождаемостью новых поколений мигрантов, резко ухудшившими демографическую ситуацию. Как утверждают эксперты, она уже угрожает основам французской цивилизации и идентичности. Из чего раньше исходили наши законодатели, устанавливая минимальный брачный возраст? Далеко не в последнюю очередь из физиологического состояния организма. Жизнь с тех пор изменилась. В Азербайджане, как и во всем мире, давно отгремела сексуальная революция, и 18 лет для многих сегодня это, увы, далеко не всегда означает старт интимной жизни. Физиологически организм созревает раньше, а в социальном контексте - позже. Чтобы встать на ноги и обзавестись семьей нужно больше лет и сил, молодежь позже обзаводится детьми, да и рожают их меньше.
И что нам предлагают? С одной стороны, повысить для женщин возраст вступления в брак, то есть, в перспективе ухудшить рождаемость и демографическую ситуацию, а с другой - запретить оглашать результаты УЗИ, чтобы улучшить демографическую ситуацию. Конечно, парламентариями движут благие намерения, но ими, как известно, нередко устлана дорога в ад.
И потом, вы верите, что запретом можно нежеланного ребенка превратить в желанного?
- Но вы же не будите спорить, что в Азербайджане давно сложился стереотип, что мальчик "ценнее" девочки: он носитель фамилии, продолжатель рода...И этот стереотип активно способствует формированию гендерной диспропорции...
- Ну, здесь мы не исключение, вспомните пресловутое: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Такие стереотипы живучи в США, Канаде, да мало ли где... Кстати, есть чудесный документальный фильм "Йедди огул истярям..." Али Исы Джафарова, посвященный селективному аборту. На телеканале Lider лет 5 назад была передача "Контрапункт", где обсуждалась эта проблема. Тогда к нам даже пришла толпа возмущенных женщин, дескать, нет этой проблемы...Мы почему-то забываем, что последние 50 лет наша страна постепенно переходила на европейский тип демографического поведения: уменьшение размера семьи, рождаемости, количества детей...
Процесс зашел глубоко, и полагать, что его удастся перенаправить, да еще быстро, было бы неверно. Вот почему я скептически отношусь к возможности запрета оглашать результаты УЗИ. Это не только нарушает права женщин, но и самое главное - это бесполезно.
В СССР запрещали аборт, и что? Он превратился в распространенное преступление. Рождаемость ненадолго выросла, затем упала до старых значений, но подскочила женская смертность. В начале 50-х 70% материнских летальных исходов приходилось на аборт, и его пришлось восстановить в правах. Так стоит ли вновь натыкаться на грабли? Даже если ввести тотальный контроль за УЗИ (а это утопия), то он не решит проблемы. Что стоит на денек съездить в ту же Грузию?! Да и ездить будет не обязательно, просто процедура "автоматически" станет дороже...
Кстати, вы знаете, во сколько обходится у нас появление на свет малыша? Самые дешевые анализы в женских консультациях - 5 манатов (а их - куча!), анализы на микробы, которые делают диагностические центры - 140, упаковка витаминов - под 10 манатов, естественные роды без каких-либо осложнений в государственной клинике - от 400 манатов, если у матери отрицательный резус, то нужен хотя бы разовый укол иммуноглобулина - 220 манатов, плюс кроватка, коляска, памперсы, бутылочки и еще много чего. Вот и набегает около 1200 манатов, не говоря о частных клиниках, где расходы много больше. А как компенсирует эти затраты государство? Единовременно 50 манатов плюс по 20 манатов ежемесячно для неработающих матерей до года ребенка, и по 10 манатов - следующие 2 года. Все.
А как раскошеливается Европа? Франция - единовременно 9600 долларов, Швейцария - 1000, Австралия - 3100, Ирландия - 2500... Азербайджан такие расходы пока позволить себе не может. Да, у нас за последние годы появились новые больницы с современным оборудованием, проводятся уникальные операции, внедрена программа борьбы с талассемией (построена суперклиника, где работают врачи международного уровня, разработана правовая база), словом, делается и еще будет сделано очень много. Но помощи семье, сопоставимой с европейской, наша экономика пока не потянет, таковы реалии.
Тем важнее, наверное, навести порядок там, где нужно. У нас на селе 36% родов происходят вне больничных стен, Думаете, это улучшает демографическую ситуацию? Или же если будущая мама наблюдалась в частной клинике А, и потом обратилась в клинику Б, то все анализы, которые она уже сделала, там требуют повторить и, разумеется, в своей лаборатории. Что это, как не вымогательство?! А настойчивое желание врачей направить вас в конкретную аптеку или диагностический центр? Это же сговор! И таких фактов уйма. Похоже, забота об охране материнства и детства стала не просто доходным, но иногда и противозаконным бизнесом.
- А есть ли прямая связь между помощью семье и ростом рождаемости?
- Нет, рост доходов и комфортности жизни не всегда ведет к росту рождаемости. Меры по стимулированию рождаемости помогают лишь там, где сохранился потенциал потребности в детях. Так, в свое время в Румынии предложили льготы для родителей, решившихся завести 2-го и 3-го ребенка, но в итоге ... выросла рождаемость у цыган. А немалые пособия в других странах Европы главным образом стимулировали рождаемость мигрантов, а не коренного населения, что может привести к неожиданным последствиям. Так, более 50% берлинцев до 20 лет уже скоро составят мусульмане.
- Но ведь наша статистика оптимистична: суммарный коэффициент рождаемости сейчас составляет 2,25...
- По современной методике, оптимальный показатель минимального воспроизводства населения - 2,7 ребенка на женщину, а это уровень 1990 года. С тех пор ситуация лишь ухудшалась, мы переняли чуть ли не все европейские образцы демографического поведения и вот результат.
Времена, когда азербайджанок награждали почетной медалью "Мать-героиня", канули в Лету. Сейчас эту традицию пытаются возродить, но, боюсь, шансов на успех мало. Семья с несколькими детьми уже вызывает скорее сочувствие, чем одобрение, и многодетной считается мама, имеющая 3-4 детей. Доля рождений 3-го ребенка упала с 16,0% в 1992 году до 12,4 в 2004 году, а 4-го ребенка - с 6 до 3,2%.
Неуклонно растет количество внебрачных детей. Если в 1970 году они составляли 3,1%, то в 2004 году каждый наш 5-й балашка родился вне брака. И разница между сельским и городским поведением здесь еле заметна: 4%. По данным опроса, проведенного в 2006 году, у женщин 24-29 лет рождаемость за последние 20 лет упала на 30% (с 2,12 до 1,66), а в группе 25-29 лет - на 82% (с 1,97 до 1,08). А ведь это - самые активные группы, на которые приходится чуть ли не вся "нагрузка" по воспроизводству населения. Демографическая ситуация все больше становится похожей на катастрофическую. И дело не только в том, что плохи или очень плохи сегодняшние показатели. "Фокус" в том, что за ними - новые образцы поведения и неблагоприятные тенденции развития семьи, разрушительные для демографических процессов. И, похоже, эти изменения необратимы.
В стране свершилась сексуальная революция, но общественное мнение как бы не заметило это. Супружеская неверность больше не представляет собой нечто аморальное, развод для азербайджанки не воспринимается как нечто "постыдное" и носящее негативный оттенок, т.н. гражданские браки мало кто осуждает, "разбушевались" и сексуальные меньшинства. За этими тенденциями можно увидеть большую степень личной свободы, отказ от старых трафаретов супружеского поведения.
Но мы "вместе с водой выплеснули и ребенка". Волна западной цивилизации, накрывшая Азербайджан, размыла и национальные особенности негласного брачного кодекса. Мы стали более либеральны, и во многом ориентированы на новые приоритеты, что неизбежно сказывается на семейно-брачном поведении. И это на фоне миллиона беженцев и мощной трудовой миграции мужчин, что катализирует негативные демографические тенденции.
Не так давно эксперты ООН опубликовали демографические прогнозы, в том числе и по Азербайджану, где были разные варианты развития ситуации. Оптимистический обещал медленный рост населения (на 1,3 млн.). Но есть и пессимистический сценарий, и он, кстати, наиболее вероятен: до 2035 года будет действовать потенциал демографического роста, а потом численность азербайджанцев начнет убывать. Иными словами, нас ждет депопуляция, а это, согласитесь, настоящая "демографическая бомба".
Напомню: в числе вызовов нашей безопасности в Концепции национальной безопасности Азербайджана отмечена нехватка трудовых ресурсов. Иначе говоря, от решения демографических проблем зависит судьба страны, и их срочно нужно решать. В этом контексте, конечно, инициатива депутатов очень важна.
Правда, есть одно "но". Законы эффективны тогда, когда проводят в жизнь стратегию, а эта стратегия, в свою очередь, основана на объективной и обширной информации о текущих процессах. У нас, к сожалению, нет национальной демографической политики, а можно без нее представить развитие государства? Оно действует здесь вслепую. Правда, есть т.н. "Концепция демографического развития", наспех написанная 10 лет назад к международной конференции по народонаселению, но ее можно назвать концепцией лишь условно.
Мы плохо представляем себе, как будет развиваться демографическая ситуация, меняться численность населения и есть ли шанс притормозить падение рождаемости. Надежных исследований на эту тему нет. (Хотя международные структуры проводят такие обследования, зачастую все сводится к "дежурным", к тому же, недоступным обзорам. Так, ADRA, которая в 2001 году провела опрос о репродуктивном здоровье, отрицала его проведение). Вот почему нужно срочно исправлять ситуацию. А для этого, прежде всего, создать концепцию демографического развития и национальную демографическую политику, причем в их основу должны быть заложены не только материальные стимулы (пособия для родителей, улучшение жилищных условий, охрана репродуктивного здоровья и проч.).
Материнство и отцовство, семейные ценности должны стать реальными, а не декларируемыми приоритетами нашего общества. Нужно всячески задействовать потенциал потребности в детях, который чуть ли не тает на глазах. Иными словами, демографическую ситуацию за счет "чисто" демографических средств не исправить. А исправлять ее нужно, и как можно скорее, поскольку, похоже, джинн уже выпущен из бутылки, так что теперь решение вопроса о том, взорвется ли в Азербайджане "демографическая бомба" или нет, зависит от всех нас, но прежде всего - от государства.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)