Ханой, как и Москва, ограничивает въезд иностранных мигрантов
Китай расширяет вывоз не только товаров, но и людей. Лишь 1% из них - квалифицированные специалисты. Наплыв рабочих из Поднебесной в период кризиса вызывает недовольство в странах Азии и Африки. Во Вьетнаме герой освободительной войны Во Нгуен Зиап выразил протест против усиления китайского присутствия. Но правительство КНР поощряет экспорт рабочей силы, рассчитывая ослабить безработицу внутри страны и создать очаги влияния Пекина за рубежом.
Во Вьетнаме и Индии власти, обеспокоенные тем, что китайские работники могут занять рабочие места коренных жителей, стали ограничивать возможности иностранных компаний нанимать «чужаков». Вводятся и более строгие правила для въезда китайских граждан.
В Замбии министр труда и социального обеспечения Остин Лято вынужден был выступить в защиту китайских предпринимателей в связи с тем, что они набирают кадры на родине. Министр доказывал, что замбийцы тоже выигрывают от китайских инвестиций. Однако вспышки недовольства наплывом «нежданных гостей» множатся. Порой они выливаются в акты насилия. Два года назад в островном королевстве Тонга «сыновья земли», возмущенные ввозом китайской рабочей силы, сожгли и разграбили более 30 китайских магазинов.
Китайские рабочие трудятся на разных континентах - в Узбекистане, Анголе, Иране, не говоря уже о России. Согласно данным Министерства торговли КНР, в 2008 году число китайских граждан, работающих за рубежом, составляло 740 тыс. человек. Мигранты следуют за китайскими государственными компаниями, которые все чаще побеждают на тендерах за исключительное право строить электростанции, заводы, железные дороги, шоссе, стадионы. Только с января по октябрь 2009 года китайские корпорации выполнили за рубежом проекты, цена которых, по официальным сведениям Пекина, равняется 58 млрд. долл.
Можно только поражаться тому, сколь разнообразные профессии приносят с собой китайские мигранты - от посадки цветов в Голландии, деловой переписки и исполнения секретарских обязанностей в Сингапуре до выпаса коров в Монголии.
Примером того, к чему это приводит, может служить район близ порта Хайфон в Северном Вьетнаме, где китайская и японская компании стали совместно возводить электростанцию, работающую на угле. Вьетнамцы ожидали, что для них будут открыты тысячи вакансий. 4 года спустя электростанция почти построена. Но только нескольким сотням вьетнамцев удалось получить на стройке работу. Большинство нанятых рабочих были китайцами. Число их доходило до 1500 человек.
Во Вьетнаме образовались целые китайские поселения, сказал газете New York Times Фам Чи Лан, бывший вице-президент торгово-промышленной палаты Вьетнама. Ничего подобного на объектах, создаваемых другими странами, нет. Встревожены не только бизнесмены. 98-летний генерал Во Нгуен Зиап, герой освободительной войны, написал руководителям страны три открытых письма с критикой растущего китайского присутствия в стране.
Каковы же могут быть последствия организованного экспорта рабочих для России и других стран? Этот вопрос мы задали ведущему научному сотруднику Института Дальнего Востока РАН Александру Ларину. В КНР создано несколько тысяч компаний, занимающихся отправкой людей за границу. Китайцы работают в 180 странах. В основном - в Азии. Менее 7% - в Европе. Только 1% из них - «белые воротнички». Смысл политики правительства - в том, чтобы уменьшить безработицу внутри страны и создать очаги китайского влияния за рубежом.
Переходя к ситуации в России, эксперт сказал, что, по сведениям Пекина, у нас трудятся около 30 тыс. китайских рабочих. Они находятся здесь строго оговоренный срок - не более трех лет. В основном заняты в строительстве и сельском хозяйстве на российском Дальнем Востоке, в Сибири, меньше в европейской части страны. Китайское правительство заявляет, что не собирается решать демографическую проблему за счет других стран.
Что касается общего количества китайцев, находящихся в нашей стране, то тут мы вступаем в область догадок. Большинство специалистов оценивают их число в 300-400 тыс. Сюда входят торговцы, бизнесмены, студенты. По данным российской погранслужбы, каждый год китайская диаспора возрастает на несколько тысяч. Возможно, эти люди легально въехали в РФ, но не выехали вовремя.
Самое уязвимое место - наш Дальний Восток. Поскольку население там редеет, возникает опасение, что китайцы могут получить перевес. Тем более что этот российский регион уже находится в экономической зависимости от КНР. Если прекратится импорт товаров из Китая, то его экономика остановится.
Дальневосточный район РФ, Сибирь и северовосточный район КНР разработали программу сотрудничества на 2009-2018 годы. Предусматривается строительство совместных предприятий в России. Китайская сторона настаивает, чтобы на них принимали на работу граждан КНР. Как отметил Ларин, в связи с дефицитом рабочей силы нам нельзя отказываться от найма китайских рабочих. Но предпочтение должно отдаваться россиянам. Нужно создавать на Дальнем Востоке рабочие места и остановить отток людей. Нельзя допустить, чтобы Дальний Восток выпал из российского экономического пространства.
Владимир СКОСЫРЕВ. «Независимая газета», 22 декабря 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)