Минздравсоцразвития корректирует систему обязательного медицинского страхования
В ближайшем будущем правительство сможет назначать сумму возмещения по государственным гарантиям оказания медицинской помощи не «с потолка», а опираясь на реальные расчеты и статистические данные. «С 2009 года показатели здоровья населения будут официальными критериями, по которому правительство сможет оценить качество и доступность медицинской помощи на местах», - сообщил вчера журналистам директор департамента развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития Владимир Зеленский. По его словам, в этом году министерство впервые начало проводить мониторинг затрат на оказание медицинской помощи в связке с показателями продолжительности жизни, инвалидизации и заболеваемости населения. Результаты этих «замеров» как раз и должны стать основой для расчета реально требующегося размера возмещения на одного среднестатистического россиянина.
Последние несколько лет размер возмещения постоянно рос, так как было понятно, что медицина как отрасль по определению недофинансирована. Так, в этом году подушевой норматив (это, конечно, усредненный показатель) составлял 4503 руб. в год, в 2007-м - 3951 руб. 70 коп. В 2009 году объем гарантии будет еще раз существенно увеличен - до 7633 руб. 40 коп. В Минздравсоцразвития полагают, что этот расчет уже приближен к реальности и позволит государству выполнить большую часть обязательств, заложенных в программу гарантированной медицинской помощи. К тому же такой объем финансирования и система распределения средств позволяют начать серьезную модернизацию программ обязательного медицинского страхования.
В частности, значительный рост госрасходов на медицину позволяет чиновникам всерьез говорить о полностью страховой модели здравоохранения, об оплате работы поликлиник и больниц по так называемому полному тарифу, включающему в себя все затраты медучреждения, а не только стоимость оказываемой медуслуги. Но переход будет происходить поэтапно, так как в России исторически сложилась бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения. С тех пор как была создана система ОМС, страховой тариф включал в себя пять пунктов: зарплату персонала с начислениями, питание больных, медикаменты, мягкий инвентарь и расходные материалы. Все остальное финансируется из других источников - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов. «Именно из-за этого у нас есть депрессивные регионы, которые ходят с протянутой рукой и говорят, что у них дефицит финансирования», - считает г-н Зеленский.
Возникают прорехи в финансировании медицины еще и потому, что регионы плохо выполняют свои обязательства по оплате страховых взносов за неработающее население. По данным министерства, за 2007 год за неработающее население в систему ОМС субъекты федерации внесли 143 млрд. руб., при этом из ЕСН на оплату медицинского обслуживания работающего населения поступило 1032 млрд. руб. «Суммы несопоставимые, несмотря на то что неработающего населения у нас значительно больше, чем работающего. А тратить на неработающего - пенсионера, ребенка или инвалида - обычно надо значительно больше, чем на трудоспособного человека», - говорит Владимир Зеленский.
Поэтому, устанавливая новую норму выплат по госгарантиям медицинской помощи, Минздравсоцразвития должно еще и создать условия для выравнивания уровня и степени доступности медицинской помощи по всей стране. Осознавая, что переход на одноканальное финансирование способен на начальном этапе только усугубить неравенство регионов, чиновники от здравоохранения предлагают региональным администрациям заранее определиться с потребностями и обратиться за помощью в Минфин.
Ссылки регионов на недостаток собственного бюджета Минздравсоцразвития оправданием считать не намерен. «Мы понимаем, что зависимость многих регионов от дотаций может значительно увеличиться, - говорит г-н Зеленский. - Но получать эти дотации им придется вне зависимости от того, хотят этого руководители или нет».
Галина ПАПЕРНАЯ. «Время новостей», 28 ноября 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)