Начиная с 2004 года из Восточной Европы в Великобританию эмигрировали сотни тысяч трудоспособных граждан. Они хорошо зарабатывают, однако страдают от ностальгии. Как показывает новое исследование, половина уже вернулась домой
"Не курить", – написано на стене по-польски. У большинства ожидающих в аэропорту при себе большие чемоданы – для некоторых в этом уродливом зале отпуск только начинается, для других автобусный вокзал Виктория в Лондоне оказывается концом выгодного путешествия. Последние возвращаются назад в Польшу.
"Двух лет достаточно", – говорит 23-летняя Агнес. Она хочет возобновить учебу в педагогическом вузе в Польше и жить рядом со своей семьей. Ее муж Майкл, получив в 2006 году диплом инженера, захотел сразу хорошо зарабатывать. "Великобритания предлагала гораздо больше возможностей, чем Польша", – говорит он. Через польское агентство супруги получили работу по уходу за пожилыми людьми в Западном Лондоне.
Остаться хотят немногие
"Жить тут было интересно", – рассказывает Майкл. Но затем он морщит нос. "Работа была непривычной, жесткой, но хорошо оплачиваемой". Сейчас супруги купили себе под Краковом дом и хотят открыть компьютерный магазин. После расширения ЕС в 2004 году сотни тысяч поляков потянулись в Великобританию, где они могут работать без каких бы то ни было ограничений. Они пришли на смену индийцам, еще недавно самой большой группе иммигрантов. Согласно только что опубликованному исследованию, сегодня в Великобритании проживает 665 тысяч человек из новых государств ЕС – гораздо больше, чем прогнозировало правительство. Однако его авторы из лондонского Institute for Public Policy Research (IPPR) приходят к выводам, противоречащим существующим предположениям: количество жителей Восточной Европы на острове сокращается. Например, половина уже вернулась домой. Кроме того, из-за экономического подъема на родине приток новых эмигрантов значительно сократился.
К этим данным нужно подходить осторожно, ведь в Великобритании не существует регистрации по месту жительства, и точная численность населения неизвестна. IPPR использует оценочные данные. Тем не менее, результаты исследования под сомнение не ставятся, потому что в нем использованы самые новые и обширные материалы: данные бирж труда и фондов социального страхования, данные пассажиропотока, а также опросов, проведенных в Польше и Лондоне.
По дороге в Дувр, в одном из многочисленных польских автобусов, которые ежедневно выезжают из Лондона, Роберт пьет пиво – он отмечает прощание с Англией, "навсегда". Здесь ему нравится, говорит он, он полюбил пабы и даже еду, но его гражданская жена и сын живут в Польше. Каменщик зарабатывает 250 фунтов в неделю, больше, чем в Польше за месяц. Но сегодня, после того как фунт по отношению к злотому сильно упал, работать в Англии уже не так выгодно. 32-летний Роберт говорит на ломаном английском, многие из его спутников знают на этом языке в лучшем случае только пару слов. Зачастую на работе им приходится иметь дело исключительно с поляками, нередко – с друзьями и родственниками, которые следом за ними приехали в Великобританию. Британцы – это, в лучшем случае, соседи. "Для футбола я к вечеру слишком уставший", – сказал своей подруге лаборант Мариуш, приехав домой после трех месяцев работы на стройке. Он рассказал, что тут "слишком много поляков". Но он все равно хочет обратно, в Великобританию "или Ирландию, главное, чтоб говорили по-английски".
Прилежнее, чем британцы
Хотя количество польских врачей в Великобритании за период с 2005 по 2007 год выросло на четверть, однако, согласно IPPR, многие иммигранты имеют гораздо более высокую квалификацию, чем того требует их работа. Секретарша из Польши, 42-летняя Ёла рассказывает, что каждый год она берет двухмесячный отпуск, чтобы поработать в Англии уборщицей. Результаты, полученные IPPR, организацией, близкой к партии лейбористов, подлили масла в огонь спора об иммигрантах. Британское правительство считает переселенцев необходимыми для экономики в целом и сферы обслуживания в частности. Согласно исследованию, 84% иммигрантов из Восточной Европы имеют рабочее место и трудятся в среднем больше, чем британцы. Подтверждение своей правоты видят, однако, и критики, которые считают, что большое количество гастарбайтеров ущемляет интересы британцев. Жители Восточной Европы работают во всех частях страны. Они, например, собирают клубнику на юге и работают в сфере туризма в Шотландии. Они изменили некоторые отрасли экономики. В последнее время супермаркеты заполняют целые полки продуктами, традиционными для польской национальной кухни. Воздушное сообщение между Польшей и Великобританией увеличилось за четыре года в десять раз.
Для психолога Евы, которую на автовокзал провожает ее мать, о возвращении нет и речи. Она долго не решалась отправиться к своему мужу, тоже поляку, в Лондон; она боялась, что ее английский не даст ей возможности найти работу по специальности. Однако в конце концов она попала в научно-исследовательский проект, связанный с детьми. Ей нравится многонациональный город и поездки по миру, возможные с ее британскими доходами. Польши ей не хватает, она чувствует себя разделенной на две части. "Но встретить бывших одноклассников в Лондоне чуть ли не легче, чем в Польше", – говорит она.
Нильс АННЕР. «Neue Zurcher Zeitung», 12 мая 2008 года
Перевод с сайта: Inopressa.ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)