Минздравсоцразвития намерено реформировать систему охраны труда
В распоряжении Ъ оказалась концепция реформы системы охраны труда в РФ, разработанная Минздравсоцразвития. В случае ее утверждения в 2008-2011 годах нынешняя система может быть заменена на систему оценки профессиональных рисков, а тарифы отчислений в фонд социального страхования могут быть дифференцированы в зависимости от состояния дел с производственным травматизмом на конкретном предприятии.
По поручению первого вице-премьера Дмитрия Медведева Минздравсоцразвития разработало концепцию программы по улучшению условий и охраны труда "Безопасный труд" до 2025 года. В документе, проект которого попал в распоряжение Ъ, предполагается с 2011 года введение в РФ системы управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков.
Программа "Безопасный труд", разрабатываемая Минздравсоцразвития с 2007 года, призвана сменить действующую со времен СССР систему охраны труда и рассматривается как часть демографической программы - ее конечной целью является снижение достаточно высокой смертности, несчастных случаев и профзаболеваний на производстве (в России показатели, характеризующие смертность из-за травматизма, в 4,5 раза выше ЕС), повышение качества рабочих мест и условий труда.
10 сентября на форуме Международной ассоциации соцобеспечения Дмитрий Медведев заявлял, что демографическая проблема может стать серьезным барьером роста российской экономики. В проекте программы фиксируется, что ежегодные экономические потери, обусловленные условиями труда, оцениваются для России в 407,8 млрд. рублей (1,9% ВВП). Из них потери ВВП в сумме более 56 млрд. рублей связаны со смертностью на производстве, потери в 223,1 млрд. рублей связаны с временной утратой трудоспособности из-за производственных травм.
В Минзравсоцразвития в новой программе делают ставку на внедрение системы управления профессиональными рисками, то есть переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками. Для этого, согласно концепции, необходима регулярная аттестация рабочих мест (оценка условий труда и профрисков), в результате которой на каждом предприятии должен быть принят план мероприятий по улучшению условий труда. Концепция впервые предполагает разработку системы целевых индикаторов ситуации с охраной труда, которые рекомендовано обсуждать на трехсторонних комиссиях "профсоюзы-работодатели-государство". Мониторинг результативности программы будет контролироваться правительством посредством таких комиссий в регионах. Всего на реализацию программы из средств бюджета фонда социального страхования понадобятся в 2007 году 497,8 млн. рублей, в 2008 году - 532,7 млн. рублей, в 2009 году - 567,3 млн. рублей.
В министерстве убеждены, что "назрела и острая необходимость глубокой модернизации системы социального страхования от несчастных случаев на производстве". Предполагается, что тарифы обязательного социального страхования, перечисляемые в ФСС, должны дифференцироваться в зависимости от состояния охраны труда на каждом конкретном предприятии: чем хуже условия труда, тем тариф выше.
Минздравсоцразвития в целом предлагает акцентироваться не на ужесточении законодательства, а на повышении "коллективной ответственности" работодателей и работников за сокращение травматизма. "Только вовлечение работника и работодателя создаст систему, которая защитит здоровье работника и обеспечит безопасность труда", - заявил Ъ от разработчиков документа начальник отдела развития социального партнерства департамента Минздравсоцразвития Марат Байгереев.
В проекте программы планируется реализовать ее в три этапа. На первом (2008-2010 годы) планируется снизить смертность трудоспособного населения, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость минимум на 8-10%. На втором этапе (2011-2015 годы) - снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20% (сейчас - 41%). К 2025 году должны быть достигнуты показатели стран ЕС: рабочих мест с опасными условиями труда - 3-5%, коэффициент травматизма со смертельным исходом - 0,05-0,08.
"Новая концепция лучше, чем старая система аттестации рабочих мест", - говорит главный специалист в области охраны труда субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии Международной организации труда Викинг Хусберг. "Ситуация с охраной труда в России сложна, систему нужно менять, но если еще десять лет назад не было понимания, что безопасный труд это выгодно, то сейчас оно есть: несчастные случаи дороже. Такую систему внедряют некоторые предприятия, но проблема в средних и мелких", - говорит он.
Концепция уже прошла серию обсуждений среди работодательских и профсоюзных объединений, в Минздравсоцразвития не скрывают, что против ряда ее положений уже высказаны претензии. В ближайшее время документ будет рассмотрен советом президента по нацпроектам.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 8 октября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)