Без них нашей стране вряд ли удастся занять более достойное место в мировой экономике
Ядром мировой экономики всегда были крупные города. Сегодня 30 наиболее производительных мегаполисов дают более 16 процентов мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Токио, крупнейший в мире город с населением 35 миллионов, производит больше товаров и услуг, чем, например, Испания, население которой 40 миллионов. По годовому объему ВВП Нью-Йорк превосходит всю Швецию в четыре раза.
Но для лидерства в XXI веке важен не просто "размер" экономики, а ее качество. В случае Токио, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Парижа и Лондона речь идет не о сырьевой экономике и не о промышленности. Мировые города специализируются на транспорте, торговле и нематериальном производстве: финансовых, интеллектуальных, образовательных и культурных услугах. Их производительность - результат высочайшей концентрации интеллекта, информации и денег, находящихся в постоянном движении. Она-то и создает характерный ритм мегаполиса.
В списке ста крупнейших городов мира, как по производительности, так и по населению, российских только два - Москва (25-е место по объему ВВП между Сиэтлом и Сиднеем) и Санкт-Петербург (59-е место между Боготой и Гуанчжоу). Они хоть как-то обеспечивают присутствие России в ядре мировой экономики ХХI века. Остальные российские города по мировым масштабам либо слишком малы, либо находятся на периферии в силу своей промышленно-сырьевой ориентации. Поэтому стремление России избежать печальной судьбы сырьевого придатка и занять более достойное место зависит от развития городов и их интеграции в передовые сегменты мирового рынка.
Не забудем и о том, что сокращение трудоспособного населения, тем более в условиях такой обширной территории, грозит остановкой экономического роста. Очевидное, хотя и временное, решение - концентрация ресурсов в наиболее выгодных географических точках. А ими всегда были города, имеющие выход к морю или другим транспортным путям. Необходимость опережающего роста нескольких крупных городов, которые бы дополнили Москву и Петербург, очевидна. Возможно ли этого добиться, да еще, как обычно, в кратчайшие сроки?
Правительство РФ собирается решить эту проблему путем создания городских агломераций. В отличие от простого роста или расширения города агломерация - это инфраструктурное объединение нескольких существующих городов или населенных пунктов. Оно дает эффект концентрации ресурсов, роста масштабов экономической деятельности и интенсификации трудовых и товарных потоков. Признаками агломерации являются возможность добраться от одной ее точки в любую другую не более чем за полтора часа, а также наличие единых рынков труда, недвижимости и девелоперских проектов. Решающим элементом агломерации является инфраструктура (скоростные автодороги и поезда, а также морские и аэропорты). Кстати, большинство крупнейших мегаполисов мира развивались именно агломеративным способом, присоединяя к ядру города-спутники.
Создание агломераций было объявлено приоритетом федеральной политики весной этого года. Предполагается появление восьми мегагородов. В их число вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Сочи, Нижний Новгород и Иркутск. Кроме того, в заявлениях чиновников назывались и другие города-кандидаты: Казань, Воронеж, Самара, Челябинск, Тюмень, Томск, Новосибирск, Красноярск и Хабаровск. В расчете на возможные федеральные субсидии региональные власти отреагировали быстро, начав обсуждение планов создания агломераций и там, где это возможно, и там, где для этого никаких предпосылок нет. Поэтому важно отделить те регионы, где агломерации уже создаются или имеют реальную перспективу, от тех, где они нецелесообразны или невозможны и где разговоры о них, скорее всего, останутся без последствий.
Полноценная агломерация Москва - Московская область уже выросла естественным образом за счет инвестиций и строительства. Население Москвы более 10 миллионов, существующей агломерации - 12 миллионов, а включение в нее всей Московской области выведет ее к 15-миллионному рубежу. Второй естественной и быстрорастущей агломерацией является Санкт-Петербург - Ленинградская область. Их общая проблема в том, что они представляют собой не просто разные муниципалитеты, а отдельные субъекты Федерации, границы между которыми не совпадают со сложившимися экономическими зонами. Поэтому в дальнейшем их рост может тормозиться существующим административно-территориальным делением.
Основа развития агломерации вокруг Ростова-на-Дону - территориальная близость портов на Азовском море и Дону (Азов, Таганрог, Ростов), автомобильного, авиационного и железнодорожного транспортного узла Ростов, индустриальной зоны Таганрог (металлургия и автомобильная промышленность) и развитой сельскохозяйственной зоны Новочеркасска. Сейчас уже около половины жителей городов-спутников (Аксай, Батайск, Азов) работают в Ростове. В программе развития агломерации - новый международный аэропорт "Южный", портовая инфраструктура, несколько логистических центров, мостов и автодорог. Если город сможет привлечь 58 млрд. рублей - а именно так оценивается суммарная стоимость основных проектов большого Ростова, - то на юге России вырастет новый мегаполис.
Эта программа может стать ярким примером политики концентрации ресурсов. В настоящее время население Ростовской области 4,4 млн. чел. Ростов-на-Дону в границах муниципалитета - это 1 млн. 80 тыс. чел. Ядро уже формирующейся агломерации (Ростов плюс Аксай, Батайск и Азов) насчитывает более 1 млн. 600 тыс. чел. А включение Таганрога (282 тыс. чел.) и Новочеркасска (185 тыс. чел.), а также ожидаемый демографический и миграционный прирост дают возможность довести численность населения агломерации до более чем 2 млн. чел. В результате в ней предполагается сконцентрировать три четверти всего экономического потенциала и около половины населения области.
Олимпийское будущее Сочи и обещанные правительством 12 млрд. долларов несомненно ускорят рост мегаполиса на Черноморском побережье и укрепят новую тенденцию - сдвиг зоны развития к югу страны. Модернизация порта Новороссийск, строительство новых аэропортов в Адлере, Анапе и Геленджике, прибрежных транспортных магистралей и спортивных объектов может породить нечто, напоминающее калифорнийское побережье США, где порты, города, морские и горные курорты, университеты и Голливуд плавно переходят друг в друга на протяжении нескольких сотен километров.
Екатеринбург позиционирует себя как столицу большого Урала и третью столицу РФ. В поле его притяжения попали города-спутники Березовский и Верхняя Пышма. Когда была провозглашена политика создания агломераций, они и стали естественными кандидатами на вхождение в большой Екатеринбург. Фактически эти города уже связаны с метрополией маятниковой миграцией и единым рынком недвижимости. Объединению будет способствовать завершение строительства кольцевой дороги (сейчас построена примерно половина из 95 км), прокладка ветки метро до Верхней Пышмы и линий скоростных трамваев. Препятствием же могут стать сами власти и население Верхней Пышмы, сравнительно небольшого города, где зарегистрирована Уральская горно-металлургическая компания. Административное объединение городов лишит Верхнюю Пышму возможности самостоятельно распоряжаться значительными налоговыми поступлениями. Несмотря на то что девелоперского плана большого Екатеринбурга пока нет, а административные противоречия не сняты, агломерация будет продолжать расти "снизу".
Проект объединения Иркутска, Ангарска и Шелехова в агломерацию возник параллельно планам освоения Восточной Сибири, центром которого и должен стать новый "миллионник". Он должен образоваться за счет строительства моста через Ангару, сети автомобильных дорог и линий скоростных трамваев, объединяющих три города и новый аэропорт. На реализацию иркутского проекта потребуется порядка 292 млрд. рублей, в том числе более 31 млрд. - из федерального бюджета. Большой Иркутск будет располагаться вдоль всей долины Ангары от Байкала до Ангарска.
Создание мегаполиса с центром во Владивостоке приурочено к конкретной дате - саммиту организации "Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество" в 2012 году. В течение пяти лет город должен получить около 140 млрд. рублей на строительство инфраструктуры для объединения Владивостока, Уссурийска и Находки. Тем самым он должен превратиться в центр развития Дальнего Востока и ворота в тихоокеанскую зону экономического роста. Эти амбиции были неоднократно озвучены, но до конкретной программы, а тем более до ее реализации пока далеко.
В Вологодской области реализуется более скромный, но, возможно, и более реалистичный проект объединения Вологды и Череповца. Единого названия эта агломерация еще не получила, но строительство высокоскоростных коммуникаций между городами и развитие вдоль них нескольких промышленно-технологических зон создаст единое экономическое пространство. Объективными предпосылками агломерации являются относительная близость двух центров (досягаемость в пределах 1,5 часа), наличие рядом с ними железнодорожного узла, Волго-Балтийского канала, маршрута Североевропейского газопровода, а также "Северстали", которая выступила соинвестором проекта. Проект замечательный, но если в промышленном коридоре Вологда - Шексна - Череповец будет сконцентрировано все трудоспособное население области, то кто же будет делать знаменитое вологодское масло?
На первом этапе создание агломераций позволит решить проблему сохранения и роста крупных городов в условиях сокращения населения. В перспективе из них должны сформироваться конкурентоспособные кластеры с выходом на международные рынки. Планируемые инфраструктурные инвестиции в новые мегаполисы на юге и на востоке страны в сумме уже превышают 800 млрд. рублей на ближайшие пять-шесть лет.
Это самый значительный проект, способный в будущем начать менять основу основ - географию нашей страны. Проект, безусловно, адекватный вызовам времени, но чрезвычайно сложный для реализации даже в тех городах, где для этого есть все предпосылки. Его успех зависит от того, насколько будут учтены процессы органического роста городов, от их удобства для жителей и для частного бизнеса. Иначе ошибки планирования обойдутся слишком дорого.
Вадим ВОЛКОВ. «Санкт-Петербургские ведомости», 1 августа 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)